Арбитражно-процессуальное право и судебные издержки

Арбитражный суд может оставить иск без рассмотрения, если истец не явился в заседание арбитражного суда и не заявил о рассмотрении дела без его участия (ст. 87 АПК). В случае непредставления дополнительных доказательств по предложению судьи и при неявке ответчика и непредставлении им отзыва на иск дело может быть рассмотрено в отсутствие ответчика по имеющимся материалам (ст. 119 АПК).

1.3 Источники процессуального права.


В юридической литературе отмечается многозначность термина источника права. Этот термин имеет двоякое значение: источник в смысле правотворческого решения и источник как фактическое местопребывание норм права. Юридический источник права в виде письменного документа, содержащего правотворческое решение законодателя, т.е. как носитель юридических норм, есть форма существования права. Нормативный акт в практической жизни является источником, из которого граждане получают сведения о юридических нормах

В теории права принято различать три основных источника права – нормативный юридический акт, санкционированный обычай и судебный прецедент. 

Нормативные акты – документы, содержащие правотворческие решения, в наибольшей степени отражают свойства права, достоинства и потенциальные возможности правового регулирования. В числе нормативных актов приоритетное значение имеют законы как акты высшей юридической силы.

Судебный прецедент – вступившее в законную силу решение суда по конкретному спору. Судебные прецеденты отражают особый путь развития правовых систем, предопределенный специфическими условиями, существовавшими, в частности в Англии.

Санкционированным обычаям российское процессуальное законодательство в отличие от гражданского не придает значения источника права.

Говоря о законах как источника права, нельзя не остановиться на вопросе о правовых нормах, составляющих содержание законодательных актов.

Юридические нормы, в своей совокупности образующие законодательные акты в области арбитражного судопроизводства, можно подразделить на три вида: регулятивные нормы; охранительные нормы; обобщающие нормы.

Регулятивные нормы – предписания, направленные на регулирование отношений при рассмотрении и разрешении дел в порядке арбитражного судопроизводства путем представления участникам процесса прав и возложения на них обязанностей.

Существует три разновидности регулятивных норм: обязывающие, запрещающие, управомочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают обязанности лица совершать определенные действия. Например, ст. 65 АПК РФ «Обязанность доказывания».

Запрещающие нормы устанавливают обязанности лица воздержаться от определенных действий. Например, ст. 162 ГК РФ при нарушении простой письменной формы сделки предусматривает запрещение ссылаться на свидетельские показания в подтверждение сделки и ее условий.

Управомочивающие нормы устанавливают субъективные права на совершение определенных действий. Например, в соответствии со ст. 41 АПК, лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела; делать выписки из них; снимать копии; заявлять отводы, представлять доказательства; знакомиться с доказательствами; представленные другими лицами, участвующими в деле; и т.п.

Обобщающие нормы имеют дополнительный характер и не являются самостоятельной основой для возникновения правоотношений.

Обобщающие предписания можно подразделить на три разновидности: общие, декларативные, дефинитивные.

Общие нормы направлены на фиксировании в обобщенном виде особенностей регулируемых отношений.

Декларативные нормы – предписания, в которых сформулированы правовые принципы, а также задачи данной совокупности правовых норм.

Дефинитивные нормы определяют в обобщенном виде признаки определенных правовых категорий.

При изучении арбитражного процессуального права большое значение имеет правильное понимание особенностей правовых норм, направленных на обеспечение индивидуального регулирования отношений. Возникающих в арбитражном судопроизводстве. По этому классифицирующему признаку выделяются нормы: абсолютно определенные, относительно определенные, императивные, факультативные.

Абсолютно определенные – нормы, в которых исчерпывающе формулируются условия их действия, права и обязанности участников процесса. Например, норма ст. 153 АПК РФ предписывает: судья «удаляет из зала судебного заседания явившихся свидетелей до начала их допроса».

Относительно определенные – нормы, которые не содержат исчерпывающих указаний об условиях действия, правах и обязанностях сторон и предоставляют суду решить вопрос права с учетом конкретных обстоятельств. В рамках относительно определенных норм выделяются: ситуационные, альтернативные, факультативные.

Ситуационные – нормы, предусматривающие возможность прямого регулирования действий актом суда в зависимости от конкретной ситуации.

Альтернативные – нормы, предусматривающие возможность применения арбитражным судом одного из нескольких точно обозначенных вариантов действий.

Факультативные – нормы, предусматривающие наряду с основным вариантом и факультативный вариант действий.

Императивные – нормы, содержащие категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению суда или участников процесса.

Диспозитивные – нормы, допускающие свободу выбора лицами, участвующими в деле, поведения в определенных ситуациях.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 1 ст.15). Все законы и подзаконные акты должны ей соответствовать. Конституция РФ – юридическая база развития арбитражного процессуального законодательства.

Согласно ст. 71 Конституции РФ законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации. В основном законе закрепляются важнейшие принципы судопроизводства в Росси в целом и арбитражных судах, в частности. В ст. 19 Конституции РФ находит выражение принцип равенства граждан и организаций перед законом  и судом в ст. 120 – принцип независимости судей и подчинению их только федеральному закону в ст. 123 Конституции РФ – принцип гласности, состязательности и процессуального равноправия сторон.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 АПК РФ «…если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора».

В компетенцию арбитражных судов входит рассмотрение дел с участием иностранных лиц. Дела с участием иностранных лиц рассматриваются судами по правилам АПК РФ, если международным договором РФ не предусмотрено иное (ч. 1 ст. 253 АПК РФ).

К наиболее значительным многосторонним международным актам, содержащим процессуальные нормы относятся: Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1 марта 1954 г; Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965г; Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 г. К конвенции 1954 г. Советский Союз присоединился в 1967 г., а к конвенциям 1965 г. и 1970 г. Россия присоединилась в 2001 г. В конвенциях участвует 41 государство.

Федеральными конституционными законами являются такие, как «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

К числу источников относится и ФКЗ «О конституционном Суде Российской Федерации»[2] от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ. Решения Конституционного Суда РФ обязательны на территории Росси для всех судебных органов. Решения о признании правовой нормы. Противоречащей Конституции РФ, является основанием для ее неприменения судами при рассмотрении дел, в том числе в порядке арбитражного судопроизводства.

Отдельные процессуальные нормы содержаться и в других федеральных конституционных законах. Например, в ФКЗ «О военном положении»[3] от 30 января 2002 г. №1 – ФКЗ и ФКЗ «О чрезвычайном положении»[4] от 30 января 2002 г. №1 – ФКЗ определяются правила подсудности при введении военного и чрезвычайного положений в стране.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ является центральным актом арбитражного процессуального законодательства. Со времени создания системы арбитражных судов в Российской Федерации АПК 2002 г. является третьим по счету.

Кодекс состоит из семи разделов, включающих 37 глав, содержащих 332 статьи. Нововведения АПК 2002 г. в общей форме сводятся к следующему: расширены распорядительные полномочия сторон и арбитражного суда; детально разработаны примирительные процедуры; введен новый раздел «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений»; значительно более подробно урегулированы вопросы, касающиеся рассмотрения отдельных категорий дел; разработан новый институт упрощенного производства; введена глава «Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов»; содержит новая глава «Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений».

Безусловно, АПК 2002г. является значительным шагом вперед по пути совершенствования арбитражного процессуального законодательства.

К другим федеральным законам, содержащим правовые нормы, касающиеся судебной деятельности, можно отнести, например, ФЗ «О статусе судей» от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (с последующими изм. и доп.), содержащий нормы о порядке назначения и гарантиях независимости судей арбитражных судов[5] ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. (с изм. и доп. От 25 июля 2002 г.) № 70-ФЗ, определяющих статус арбитражных заседателей и порядок их участия в арбитражном судопроизводстве[6] ФЗ (с последующими изм. и доп.) «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ, представляющим прокурору полномочия по участию в рассмотрении арбитражных дел, опротестованию судебных актов[7] ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» от 31 декабря 1995 г. (с последующими изм. и доп.) № 226-ФЗ[8], устанавливающий размеры и порядок уплаты государственной пошлины при производстве дел в арбитражных судах.

Своеобразное место среди Федеральных законов, относящихся к арбитражному судопроизводству, занимают ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», содержащие значительное количество процессуальных норм, определяющих особенности рассмотрения этой категории дел.

Существует еще довольно много отраслевых (регулятивных) законов, содержащих правовые нормы процессуального характера, касающиеся, как правило, вопросов подведомственности дел арбитражным судам.

2. Судебные расходы: понятие и состав судебных расходов.

2.1 Понятие арбитражных расходов.


Рассмотрение   дел  в  арбитражном  суде  требует  определенных денежных  затрат. Эти затраты, которые относятся на стороны и других лиц, участвующих в деле, называются судебными расходами.

Согласно ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  судебные  расходы  состоят  из  государственной пошлины и издержек,   связанных   с  рассмотрением  дела.

Государственная пошлина – это обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий, совершаемых арбитражными судами по рассмотрению, разрешению, пересмотру арбитражных дел и выдачу документов.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты