Договор перевозки грузов автомобильным транспортом
Мурманский Государственный Технический Университет
Курсовая работа по предмету:
«Гражданское право»
на тему:
«ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ»
Выполнен студентом группы «Международное право»
Серкина А. С.
Проверил:
Максимец Л. Г.
Мурманск
2003 год
Оглавление
Введение 3
2. Понятие и порядок заключения договора 5
2.1. Понятие договора 5
2.2. Порядок заключения договора 11
2.3. Условия договора 15
3. Права и обязанности по договору 17
3.1. Права и обязанности перевозчика груза 18
3.2. Права и обязанности клиента 21
3.3. Расчеты по договору перевозки груза 23
4. Ответственность сторон по договору 25
4.1. Понятие ответственности и ее виды 25
4.2. Ответственность клиента 27
4.3. Ответственность перевозчика 27
5. Заключение 30
6. Список литературы 32
7. Приложения 34
Введение
Любая отрасль Российского права регулирует определенные правоотношения.
В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских
правоотношений, т.е. имущественных и связанных с ними личных
неимущественных прав. Всякое правоотношение возникает вследствие
юридических фактов. В Гражданском Кодексе в ч.1 ст.8 содержится перечень
юридических фактов - как оснований возникновения, изменения и прекращения
гражданских правоотношений. В свою очередь все юридические факты можно
подразделить на правомерные и неправомерные действия граждан и юридических
лиц, а также события. К правомерным действиям граждан, направленным на
возникновение, изменение, прекращение гражданского правоотношения относят,
к примеру, сделки, предусмотренные законом, а также не предусмотренные
законом, но не противоречащие ему.
Договор представляет собой одно из самых уникальных правовых средств, в
рамках которого интерес каждой стороны, в принципе, может быть удовлетворён
лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны. Это и порождает
общий интерес сторон в заключении договора и его надлежащем исполнении.
Поэтому именно договор, основанный на взаимозаинтересованности сторон,
способен обеспечить такую организованность, порядок и стабильность в
экономическом обороте, которых нельзя добиться с помощью самых жёстких
административно-правовых средств.
Договор - это наиболее оперативное и гибкое средство связи между
производителем и потребителем, изучения потребности и немедленного
реагирования на них со стороны производства. В силу этого именно договорно-
правовая форма способна обеспечить необходимый баланс между спросом и
предложением, насытить рынок теми товарами, которыми нуждается потребитель.
Эти и многие другие качества договора с неизбежностью обуславливают
усиление его роли и расширение сферы применения по мере перехода к рыночной
экономике. В связи со всем перечисленным понятно, почему теме гражданско-
правовых договоров уделяется много внимания и в гражданском кодексе и в
юридической и учебной литературе.
Договор является основным документом, определяющим права и обязанности сторон, заключивших его.[1][1]
В условиях нарождающегося рынка, когда решение большинства вопросов, касающихся регулирования отношений сторон в процессе их хозяйственной и финансовой деятельности, отнесено законодателем к компетенции самих хозяйствующих субъектов, особое значение для последних приобретают договоры купли - продажи и договоры поставки.
Следует отметить, что легального определения договора в Гражданском
Кодексе 1964 года не было, и, соответственно, новый действующий Гражданский
Кодекс ввел такое понятие впервые. Также подраздел 2 ГК РФ введен впервые.
Введение новых норм обусловлено тем, что договор является в нынешних
условиях рыночной экономики основным юридическим фактом, из которого
возникают обязательственные правоотношения.
Однако не всякое соглашение само по себе составляет договор, - таковым признается лишь соглашение, вытекающее из намерения участников породить те или иные гражданско-правовые последствия. Поэтому можно сделать вывод о том, что всякий договор может быть признан соглашением, но не всякое соглашение может быть признано договором.
В данной дипломной работе мы рассмотрим особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом.
Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира).
Ее ценность в том экономическом эффекте который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно- правовых.
В работе мы со всех сторон постараемся осветить следующие вопросы:
• Понятие и порядок заключения договора
• Права и обязанности сторон по договору
• Ответственность сторон по договору
При написании дипломной работы использовалась учебная литература, нормативные акты, статьи из периодических изданий.
2. Понятие и порядок заключения договора
2.1. Понятие договора
Теме гражданско-правового договора необходимо уделить самое пристальное внимание, так как подавляющее большинство правоотношений бизнесмена объективно складывается в сфере действия гражданского права, а практически все разделы и главы ч.1, 2 ГК РФ имеют прямое отношение к регулированию договора. Заключая различные договора с целью систематического извлечения прибыли, деловой человек неминуемо рискует своим капиталом, имуществом, честным именем, а следовательно, и своим будущим. Залогом успешной реализации своих прав и обязанностей, связанных с предпринимательской деятельностью, служит глубокое знание правовой базы договорных отношений.[2][2]
Обязательственные правоотношения, устанавливающие юридически обязательные взаимосвязи участников, возникают, в частности, из заключенных ими договоров.
В ГК РФ договор определяется как соглашение двух или нескольких лиц об
установлении, изменении или прекращении гражданских прав или обязанностей
(т.е. двух - или многосторонняя сделка). (Ст.420 ГК РФ).
Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, но не противоречащий существующему законодательству. К договорам применяются правила о двух - и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 ГК РФ (ч.2 ст.420). К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (ст.307-419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы (гл.27) и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе (ГК РФ). (п. З ст.420)[3][3].
Так как тема данного дипломного проекта “Договор перевозки груза автомобильным транспортом”, то немного подробнее рассмотрим данный вид договоров.
Одной из форм, с помощью которой регулируются взаимоотношения сторон в процессе организации перевозок грузов, является договор об организации перевозок грузов. Ранее подобные договоры применялись при взаимоотношениях грузоотправителей с транспортными предприятиями под разными наименованиями и регулировались в транспортных уставах (например, годовой договор на автомобильном транспорте).
Следует отметить, что система длительных (долгосрочных) договоров получила широкое распространение на транспорте в начале тридцатых годов, когда рядом постановлений Правительства было предусмотрено заключение органами транспорта и их клиентурой прямых договоров на перевозку грузов.
Применение таких договоров в тот период и их роль на отдельных видах транспорта были несколько различны, но их заключение преследовало одну цель, урегулировать такие взаимоотношения сторон, которые, учитывая специфику отдельных видов транспорта, не получили достаточного нормативного разрешения, а также обеспечить выполнение плана перевозок. Поэтому там, где взаимоотношения сторон по перевозке грузов детально регулировались в нормативном порядке, такие договоры не применялись.
Напротив, на автомобильном и речном транспорте, где перевозки грузов
(при большом их объеме) не были достаточно детализированы, заключение таких
договоров было необходимым средством урегулирования взаимоотношений сторон
по организации и выполнению перевозок грузов.[4][4]
Статья 798 ГК РФ предусматривает, что перевозчики и грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок, в которых определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В этих договорах может быть установлена и ответственность за нарушение предусмотренных в них обязательств.
Основная цель подобных договоров на различных видах транспорта -
урегулировать в ходе перевозочного процесса такие взаимоотношения сторон,
которые не получили достаточного нормативного разрешения, а также
способствовать выполнению перевозочного процесса на данный период.
Благодаря заключению долгосрочного договора об организации перевозок
обеспечивается четкая координация деятельности всех участников
транспортного процесса: грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя.
Рассмотрим подробнее один из видов договоров перевозки грузов -договор экспедиции.
При перевозке грузов возникает необходимость выполнения целого комплекса вспомогательных операций, связанных с отправкой и получением грузов: в частности, их упаковка, маркировка, погрузка и выгрузка, доставка на станцию (в порт) отправления или со станции (порта) назначения на склад получателя и др. При эпизодических перевозках эти операции могут выполнить сами грузоотправители и грузополучатели. В случаях, когда поток отправляемых или прибывающих в адрес того или иного лица грузов достигает значительных размеров, самостоятельное выполнение указанных операций становится обременительным и экономически неоправданным. С большей эффективностью это могут делать лица, специально подготовленные и уполномоченные на такую деятельность. Они выступают в качестве посредников между перевозчиками и их клиентурой. Такая деятельность по обслуживанию клиентуры транспортных организаций называется экспедиционной (от лат. expeditio — отправление). Договор экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг. Этим определяется сфера его применения и функции его субъектов (экспедитора и клиента). Он используется там, где возникают отношения по грузовой перевозке. Смысл этого договора в том, чтобы освободить отправителей и получателей от выполнения не свойственных им операций по организации и сопровождению грузоперевозочного процесса. Соответственно основная функция, возлагаемая на экспедитора, состоит в том, чтобы по поручению клиента отправлять или получать грузы, а также оказывать иные сопутствующие этому услуги.[5][5]
Договор транспортной экспедиции определяется как соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).
Договор экспедиции является взаимным и возмездным. Он может быть либо консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, либо реальным, когда он выполняет их с вверенным ему грузом (в частности, когда экспедитором выступает перевозчик). По своему содержанию он сходен с рядом других договоров о представительстве. Экспедитор оказывает определенные услуги клиенту, в чем обнаруживается сходство с такими договорами, как поручение, комиссия, агентирование, возмездное оказание услуг. Однако предметом последних является совершение любых сделок и действий, в том числе вовсе не относящихся к транспортной деятельности.