Должностная инструкция
Министерство образования Российской Федерации
Тюменский государственный университет
Институт государства и права
Специальность: Государственное и муниципальное управление
Д О К Л А Д
Должностная инструкция
Выполнил студент IV курса дневного отделения гр. 1597
Лесовой Сергей Юрьевич
2002г.
Должностная инструкция – это правовой акт, издаваемый в целях регламентации организационно-правового положения работника, его обязанностей, прав и ответственности и обеспечивающий условия для его эффективной работы.
Правовое положение работника организации регламентируется должностной инструкцией, устанавливающей функции, права, обязанности и ответственность должностных лиц. Унифицированная структура текста данного документа, согласно ГСДОУ, включает следующие разделы:
1. Общие положения
Устанавливается сфера деятельности данного специалиста, порядок его назначения и освобождения от занимаемой должности, замещение по должности во время отсутствия, определяются квалификационные требования, подчиненность специалиста и должностные лица, которыми он руководит. В разделе перечисляются правовые акты и нормативные документы, которыми должен руководствоваться специалист в своей деятельности.
2. Функции
Определяются направления деятельности специалиста.
3. Должностные обязанности
Перечисляются конкретные задачи, возложенные на специалиста; указывается форма его участия в управленческом процессе - руководит, утверждает, обеспечивает, подготавливает, рассматривает, исполняет, контролирует, согласовывает, представляет, курирует и т.д.
4. Права
Определяются права, предоставляемые специалисту для выполнения возложенных на него функций и обязанностей.
5. Ответственность
Устанавливаются виды ответственности за несвоевременное и некачественное выполнение специалистом должностных обязанностей и неиспользование предоставленных ему прав.
В ГСДОУ рекомендовано включать в должностную инструкцию раздел "Оценка работы", в котором должны быть перечислены критерии оценки качества работы сотрудника.
При разработке должностных инструкций сотрудникам кадровых служб
следует учитывать наименования должностей, предусмотренных для этих служб
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и
тарифных разрядов: директор по кадрам и быту, начальник отдела (управления
кадрами и трудовыми отношениями), специалист по кадрам, менеджер (в
подразделениях (службах) управления кадрами и трудовыми отношениями),
заведующий отделом по управлению кадрами и трудовыми отношениями, инженер
по подготовке кадров, инспектор по кадрам, табельщик.
Нормативной базой для разработки должностных инструкций является
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других
служащих, утвержденный Постановлением Министерства труда и социального
развития Российской Федерации от 21 августа 1998 г. № 37. Справочник
содержит квалификационные характеристики должностей служащих, являющиеся
нормативным документом, регламентирующим содержание выполняемых функций
работников.
В качестве нормативной базы квалификационные характеристики должностей служащих предназначены для применения в организациях и на предприятиях всех форм собственности независимо от их ведомственной подчиненности. На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников.
Каждая квалификационная характеристика, представленная в справочнике, содержит три раздела: должностные обязанности работника, что он должен знать, требования к квалификации работника. В Квалификационном справочнике охарактеризованы следующие должности работников кадровых служб: заместитель директора по управлению персоналом, менеджер по персоналу, начальник отдела кадров, инженер по подготовке кадров, инспектор по кадрам, специалист по кадрам, табельщик.
Должностные инструкции разрабатываются руководителями структурных подразделений и ими подписываются. При отсутствии структурных подразделений инструкция составляется специалистом, занимающим данную должность и им подписывается. Должностные инструкции обязательно утверждаются, как правило, первым руководителем организации.
Вопросы согласования текстов должностных инструкций и привлечения к этому определенных должностных лиц решаются индивидуально в каждой организации в зависимости от ее структуры, штатного состава и сложившихся традиций. Например, во многих организациях тексты должностных инструкций согласовывают с юрисконсультами.
Должностные инструкции доводятся до работников под расписку.
Для внесения в должностные инструкции изменений и дополнений издается соответствующий приказ руководителя организации, который доводится до работников под расписку.
Приказ о внесении изменений издается при необходимости перераспределения функций и должностных обязанностей, при реорганизациях, сокращении штатов и т.д.
Кроме того, должностные инструкции должны быть заменены и заново
утверждены в следующих случаях:
. при изменении наименования организации или структурного подразделения;
. при изменении наименования должности;
. при изменении фамилии работника, замещающего данную должность
(например, при увольнении прежнего работника и замене его другим), если инструкция, в виде исключения, была именной и содержала в заголовке к тексту фамилию и инициалы работника.
Распределение должностных обязанностей между руководящими работниками организации устанавливается распорядительным документом — приказом директора.
Список литературы:
1. Должностные инструкции – М.: «Издательство ПРИОР», 2002. – 128 с.
2. Павлюк Л.В., Киселева Т.И., Воробьев Н.И. Справочник по
делопроизводству, архивному делу и основам работы на компьютере (7-е изд.).
– СПб.: «Издательский дом Герда», 2002, 288 с.