Гражданское общество. Формирование теории гражданского общества.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Курсовая работа.
НА ТЕМУ: “Гражданское общество.
Формирование теории гражданского общества.”
Работу выполнил студент
Научный руководитель:
Нижний Новгород
1999 год
План:
1. Введение.
2. Генезис понятия.
1. Попытки "развести" государство и гражданское общество.
1. Платон.
2. Аристотеля.
3. Никколо Макиавелли.
2. Примат гражданского общества перед государством Локка.
3. Разделение понятий "государство" и "гражданское общество" Гоббсом.
4. Важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры. Общество вражды людей друг с другом.
5. Общественный договор Руссо. Формулирование понятия.
6. Эммануил Кант.
7. Гражданское общество и государство как самостоятельные институты.
8. Марксизм и гражданское общество.
1. Карл Маркс.
2. А. Грамши.
9. Гражданское общество и анархизма.
10. Представлений о гражданском обществе 60-80-х годов.
11. Радикальная концепция Т. Пейна.
12. Алексис де Токвиль.
3. Современные представления о гражданском обществе.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Введение.
Понятие "гражданское общество" – одно из ключевых понятий современной
политологии. Актуальность теоретических и практических аспектов этого
понятия обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их
добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого
общества — экономической, политической, социальной, духовной. Широко
известны успехи общественных организаций и движений людей доброй воли в
области разрядки международной напряженности, в оказании помощи народам,
пострадавшим от стихийных бедствий и катастроф и других социальных невзгод.
В основе этих успехов — развитие и активизация деятельности гражданского
общества, высокая активность граждан и их добровольных объединений. Это
достижимо только при достаточно развитом гражданском обществе. Успех
приходит там, где повышается деловая активность граждан и создаваемых ими
негосударственных структур, где ограничивается государственное
вмешательство в экономическую, социальную и духовную жизнь граждан, то есть
где развивается и совершенствуется гражданское общество.
Генезис понятия.
Считается, что понятие "гражданское общество" столь же древнее, как и политическая наука: нельзя разделить и отдельно изучать диалектически противоречивое единство "аполитичного" гражданского общества и созданной им самим политической организации общества, в том числе государства. Редкий крупный мыслитель, анализируя общественные процессы, не рассматривал или хотя бы не упоминал понятие "гражданское общество".
В трудах ученых прошлого и современности вот уже более двух тысячелетий гражданское общество рассматривается, анализируется и описывается все более всесторонне, конкретно и достоверно. Соответственно понятие "гражданское общество", вбирая в себя различные общечеловеческие ценности, приобретает все большую смысловую многовариантность.
Попытки "развести" государство и гражданское общество.
В числе первых мыслителей, "заметивших" гражданское общество как
самостоятельную субстанцию, обычно называется древнегреческий философ
Платон (427-347 до н.э.). Его рассуждения о естественных социальных
потребностях, присущих людям от рождения, о главных добродетелях —
мудрости, мужестве и просветленном эмоциональном состоянии, об идеальном
человеческом обществе, его жесточайшая, хотя и непоследовательная, критика
государственной власти объективно приводят к мысли о том, что кроме
государственно-организованной есть и другие формы жизнедеятельности
общества.
Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями и к идее полиса
Аристотеля (koinoia politike - гражданское общество), societas civilis
Цицерона и идеям естественного права. Быть членом politike обозначало быть
гражданином – членом государства и , тем самым, обязанным жить и
действовать в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим
гражданам. По Аристотелю (384-322 до н.э.) человек — существо общественное,
политическое, а государство — естественный продукт развития общества
политических граждан. Вместе с тем, Аристотель анализировал жизнь граждан и
в других сферах жизнедеятельности общества: экономической, брачно-семейной,
духовной, нравственной, научной, религиозной, где госвмешательство до
определенного уровня развития производительных сил и отношений просто не
требовалось. Поэтому будет справедливым отметить в трудах Аристотеля
определенное разделение государства и гражданского общества. Поныне
актуальны рассуждения Аристотеля о роли собственности в гражданском
обществе: кто обладает собственностью, тот обладает добродетелью. Многим
нынешним митинговым радетелям за народ полезно помнить, что прежде чем что-
либо распределять, необходимо это произвести.
Никколо Макиавелли (1469-1527), отдавая дань времени, считал, что высшим проявлением человеческого духа является государство, а смыслом и счастьем жизни — служение ему. Одновременно он полагал, что государь, имеющий возможность и право управлять подданными с помощью страха и насилия, не будет этим злоупотреблять, не будет нарушать имущественных и личных прав подданных, чтобы не возбудить их ненависть. Речь, таким образом, идет о сфере, отличной от подданнических функций человека, по существу о признаках гражданского общества. В работе "Рассуждение о первой декаде Тита Ливия" Макиавелли пишет о стремлении государства обессилить и подорвать всякую деятельность общества, чтобы самому возвыситься. Здесь уже очевидно различение автором государства и гражданского общества, политической и гражданской сфер. Наиболее явственно различает Макиавелли государство и гражданское общество в рассуждениях о соотношении политики и нравственности. По Макиавелли, политическая власть и политическая деятельность безнравственны, ибо безнравственна сама природа политических отношений.
Немало мыслей высказано им о таких негосударственных и неполитических сферах жизнедеятельности человеческого общества, как труд, семья, любовь, удовлетворение личных потребностей, не попадающих под бесцеремонное вмешательство в жизнь людей. И здесь по существу речь идет о гражданском обществе.
Так, Платон, Аристотель, Макиавелли как бы нащупали в сложном переплетении экономических, политических, социальных и духовных отношений государственно-организованного общества наличие гражданского общества. Они предприняли не всегда осознанные, но достаточно успешные попытки "развести" государство и гражданское общество, показали современникам, что кроме государства есть нечто самостоятельное, живущее по своим законам и не во всем государству подвластное, то есть гражданское общество.
Разделение понятий "государство" и
"гражданское общество" Гоббсом.
Томас Гоббс (1588-1679) уже использует понятие "гражданское общество" в прямой постановке, хотя и непоследовательно: в одних случаях гражданское общество он как бы отождествляет с государством, в других — разъединяет.
С одной стороны, Гоббс утверждает, что государство не связано с гражданскими законами и правом. Оно как бы отделено от гражданского общества. "Вне государства владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество...", — пишет Гоббс в своей работе "О гражданине". С другой стороны, Гоббс считает, что государство, подобно библейскому чудовищу Левиафану, подчиняет себе все и вся и через понятие "гражданское общество".
Замечания Гоббса о несовершенстве ряда государственных установлений и
ложности некоторых учений также свидетельствуют о разделении им понятий
"государство" и "гражданское общество".
Примат гражданского общества перед государством Локка.
Джон Локк (1632-1704), активно используя понятие "гражданское общество", провозглашает в определенной мере примат гражданского общества перед государством. Основой общества, в том числе гражданского, он считает собственность.
Политическая власть трактуется Локком как право людей создавать законы для регулирования и сохранения собственности. Главная цель объединения граждан в государство — сохранение их собственности. Поэтому государство — не вечный атрибут общества и возникает на определенном этапе развития гражданского общества, когда у членов общества возникает в этом необходимость.
Поныне актуальна его мысль о том, что ни для одного человека в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества. Это написано Локком более трехсот лет тому назад в работе "Два трактата о государственном правлении".
Важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры. Общество вражды людей друг с другом.
Много новых мыслей о гражданском обществе высказывает Шарль Луи де
Монтескье (1689-1755). В произведении "О духе законов" он рассматривает
гражданское общество как результат исторического развития, как ступень
истории после естественного состояния, семьи, героического времени.
Гражданское обществе, по Монтескье, есть общество вражды людей друг с другом, которое для предотвращения и нейтрализации этой вражды преобразуется в государство. Государственность внутренне присуща, но не тождественна гражданскому обществу.
Монтескье различает законы гражданские и государственные, политические.
Гражданские законы регламентируют отношения, присущие гражданскому
обществу: отношения собственности, добровольных объединений граждан и др.
Государственные законы регламентируют главным образом политические права и
свободы этих же граждан.
Монтескье замечает диалектическое единство и противоречивость законов гражданского общества и государства, полагая, что исчезновение одной из сторон этого единства неизбежно приведет к крупным общественным потрясениям. Современность дает этому массу подтверждений. Гражданское общество, подчеркивает Монтескье, важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры.
Общественный договор Руссо. Формулирование понятия.
Жан Жак Руссо (1712-1778) также показывает гражданское общество как общество, преобразованное в государство, уточняя при этом с помощью общественного договора. В работе "Об общественном договоре, или Принципы политического права" Руссо, провозглашая народный суверенитет, обосновывает право народа на свержение абсолютизма и отчуждение от власти демократически избранного правительства. В этой работе он практически формулирует понятие гражданского общества, отмечая при этом, что сущность политического организма заключается в согласования повиновения и свободы.
Эммануил Кант
Заметно углубил представление о гражданском обществе Эммануил Кант
(1724 -1804). Его подход к трактовке сущности гражданского общества более
диалектичен. Рассматривая противоречивые качества человеческой натуры:
неуживчивость, тщеславие, жажду объединения и то же время стремление к
согласию. Кант приходит к выводу, что главный путь сочетания свободы
каждого со свободой других — формирование гражданского общества.
По Канту, гражданское общество основано на следующих априорных принципах: 1) свобода члена общества как человека, 2) равенство его с другими как подданного, 3) самостоятельность члена общества как гражданина.
Гражданское общество и государство как самостоятельные институты.
Принципиально новыми положениями обогащает рассмотрение проблем гражданского общества Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). В его работах, а также в трудах Маркса, Грамши, Лукача сформулированы основополагающие концепции современного видения гражданского общества. Он пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в процессе длительного и сложного процесса исторической трансформации от средневековья к новому времени.
Страницы: 1, 2