Гражданское судопроизводство

Процессуальные принципы гражданского судопроизводства (далее ‑ Принципы) ‑ основополагающие правовые идеи, пронизывающие все процессуальные нормы и институты, определяющие такое построение гражданского или арбитражного процесса, которое обеспечивало бы вынесение законных и обоснованных решений. Это основание, обеспечивающее каркас всей системы норм гражданского и арбитражного процессуального права, которые закреплены, прежде всего, в Конституции Российской Федерации, в федеральных конституционных законах: "О судебной системе в РФ", "Об арбитражных судах в РФ"; а также в Гражданско-процессуальном и Арбитражно-процессуальном кодексах РФ. Принципы ‑ центральные понятия, стержневые начала этих законов.

Принципы гражданского судопроизводства выражаются как в отдельных нормах наиболее общего содержания (в Конституции), так и в целом ряде процессуальных норм, где есть гарантии реализации на практике общих правовых предписаний. Без таких норм Принципы превратились бы в призывы, лозунги.

Анализ действующей Конституции Российской Федерации, Закона “О судебной системе в РФ”, Арбитражно-процессуального и Гражданско-процессуального кодексов, позволяет выделить следующие Принципы гражданского судопроизводства:

1.отправление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ);

2.независимость судей и подчинение их только закону (п. 1 ст. 120 Конституции РФ);

3.законность судебных решений;

4.равенство граждан и организаций перед законом и судом;

5.равноправие сторон во время осуществления правосудия;

6.состязательность гражданского судопроизводства;

7.гласность и устность рассмотрения дел в порядке гражданского судопроизводства.

Рассмотрим каждый из этих Принципов в отдельности более подробно.

1. Отправление правосудия только судом.

Закрепив в ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации Принцип осуществления правосудия только судом, Основной Закон в ч. 2 этой же статьи устанавливает, что судебная власть может осуществляется только посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, но разрешение споров в порядке гражданского судопроизводства может осуществляться только судами общей юрисдикции и арбитражными судами посредством гражданского и административного судопроизводств. При этом законодатель не исключает разрешение гражданских споров различными частными третейскими арбитражными судами, административными комиссиями и другими квазисудебными органами, создаваемыми спорящими сторонами или действующими на постоянной основе. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил, в то время, как Конституция РФ закрепляет четкое правило: правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции).[9]

Таким образом только суды, учреждаемые законом на основе Конституции, и привлекаемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представители народа (народные заседатели, присяжные заседатели) вправе рассматривать дела в порядке судебного производства, выносить приговоры и решения, обеспеченные государственным принуждением.

2. Независимость, несменяемость, неприкосновенность судей.

Эти положения закрепленные, в ст. ст. 120 ‑ 122 Конституции Российской Федерации, гарантируют, что решения, вынесенные судом, будут основываться только на нормах права и правосудие будет максимально законным.

Действующее законодательство Российской Федерации (Закон “О статусе судей в РФ” и др.) предусматривает следующие правовые гарантии независимости судей:

установленная законом процедура осуществления правосудия, исключающая постороннее воздействие на судей;

преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;

установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;

право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;

предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу;

особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества.[10]

В соответствии со ст. 121 Конституции судьи несменяемы. Несменяемость судьи означает стабильное сохранение им своей должности, смена которой может произойти только с согласия этого судьи, полученного по его доброй воле.

В ст. 122 Конституции РФ указывается, что судьи в Российской Федерации неприкосновенны. Неприкосновенность судей ‑ одна из наиболее существенных гарантий их независимости. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище, служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. Неприкосновенность судьи в значительной мере обеспечивается тем, что он, согласно ч. 2 ст. 122 Конституции, не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Таким образом конституционные положения о независимости, несменяемости, неприкосновенности судьи, закрепляющие существенные элементы статуса судьи и важнейшие гарантии его профессиональной деятельности, направлены на обеспечение основ конституционной деятельности, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти, а особый статус судьи является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия.

3. Законность судебных решений.

Вынося свои решения, определения, приговоры, суд, в лице судейского корпуса, должен основываться только на законе. При этом Конституция и закрепленные в ней права и свободы имеют приоритет перед всеми другими нормативными актами. Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные Конституцией, действуют непосредственно (ст. 18 Конституции Российской Федерации). Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст. 15). Эти положения имеют важное значение при решении судами гражданских дел.

Прямое и непосредственное действие Конституции Российской Федерации, к сожалению, еще не стало реальным принципом нашей правовой жизни. Принимается немало юридических актов, противоречащих Конституции (это характерно, в частности, для законодательства значительной части регионов России, которые расширение самостоятельности восприняли как "освобождение" от непременного требования соответствия издаваемых нормативно-юридических актов Конституции). Ущемляются права и свободы, закрепленные непосредственно в Конституции, соответственно возникает необходимость защиты этих прав и свобод.

После введения в действие Конституции Российской Федерации 1993 г. в судебной практике появились дела, по которым заинтересованные лица добивались защиты своих прав, ссылаясь прямо на Конституцию, а суды основывали свои решения на конкретной норме Конституции. Для разрешения вопросов, возникающих у судов и для унификации существующей практики применения судами конституционных норм при осуществлении правосудия, Верховный Суд Российской Федерации 31 октября 1995 г. принял постановление “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия”

Исходя из ч. 1 ст. 15 Конституции Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, в каких случаях суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию. Это относится, в частности, к случаям, когда:

а) закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, противоречит ей;

в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации противоречит Конституции, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.[11]

В случаях, когда статья Конституции является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения (п. 2 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).[12]

Таким образом Конституция Российской Федерации и федеральные законы устанавливают конституционно-правовые основы гражданского судопроизводства в Российской Федерации, обеспечивающие осуществление законного, независимого правосудия при рассмотрении дел в порядке гражданского судопроизводства, а разъяснения высших судебных органов страны позволяют судам применять эти принципы на практике.

4. Равенство граждан и организаций перед законом и судом.

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом (ст. 19 Конституции). Равенство участников гражданского оборота перед законом и судом ‑ элемент правового статуса гражданина (организации) в обществе. Этот принцип по всей своей правовой природе происходит из провозглашаемых в гражданском праве основных начал гражданского законодательства, которое базируется на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Правосудие в судах осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех организаций, независимо от места нахождения, подчиненности, формы собственности. Равенство граждан перед законом и судом не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, от убеждений и от других обстоятельств.

Организации и граждане при защите своих прав в порядке гражданского судопроизводства равны перед законом и судом.

Таким образом конституционное положение о равенстве всех участников правоотношений перед законом и судом, нашедшее свое продолжение в гражданском кодексе, является тем принципом, который обеспечивает беспристрастное рассмотрение любого дела в суде, в независимости от каких-либо качеств, присущих той или иной стороне, при рассмотрении дел в порядке гражданского судопроизводства.

5. Равноправие сторон во время осуществления правосудия.

Суть данного принципа выражается в установленных законом равных возможностях сторон и гарантированных правах на защиту своих интересов. Предоставляя одной стороне конкретные процессуальные права, закон наделяет аналогичными правами и другую сторону. Если истцу предоставляется право изменять предмет и основания своих требований, то ответчику, соответственно, предоставлено право изменять основания возражений, ранее выдвинутых против иска. Таким образом, ни одна из сторон не пользуется каким-либо преимуществом перед другой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты