Конституции РФ и включен в содержание основ конституционного строя. Он означает равенство всех граждан в правах, свободах и обязанностях, независимо от оснований приобретения гражданства.
6. Единство гражданства. Этот принцип обусловлен федеративным характером национально-государственного устройства России, в которой наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик как субъектов федерации. Принцип также закреплен в ст. 6 Конституции РФ и означает, что каждый гражданин республики в составе Российской Федерации одновременно является гражданином России.
7. Допущение двойного гражданства. Ранее действовавшее
законодательство СССР и РСФСР запрещали возможность двойного гражданства.
Статья 62 Конституции РФ 1993 г. внесла серьезные коррективы, установив,
что “гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного
государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или
международным договором Российской Федерации”.
8. Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за границей.
Статья 4 Закона устанавливает, что проживание гражданина Российской
Федерации за пределами государства не прекращает его гражданства
9. Защита государством граждан РФ за границей. Данный принцип,
закрепленный в ст. 61 Конституции РФ, развивается в ст. 5 Закона о
гражданстве, в которой устанавливается, что государственные органы РФ,
дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные
лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена
возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными
законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ,
международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а
при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан
России.
10. Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака.
Статья 6 Закона о гражданстве устанавливает, что заключение или расторжение
брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет
за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не
влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не
влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или
усыновленных детей. Положения данной статьи Закона находятся в полном
соответствии с Конвенцией о гражданстве замужней женщины, принятой ООН в
1957г., и отражают юридическое равноправие женщин в Российской Федерации.
11. Сокращение безгражданства. На территории Российской Федерации
проживает категория лиц, именуемых лицами без гражданства. Основываясь на
гуманизме и общей направленности международно-правовых актов в этой
области, в частности, Конвенции о сокращении безгражданства 1961г., ст. 7
Закона о гражданстве РФ устанавливает, что Российская Федерация поощряет
приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует
приобретению ими иного гражданства.
Кроме этих принципов в первой главе Закона о гражданстве нашли свое
закрепление и другие положения, имеющие общеправовой характер и назначение.
В частности, ст. 8 Закона вводит институт почетного гражданства. Согласно
этой статьи лицам, не являющимся гражданами РФ, имеющим выдающиеся заслуги
перед РФ или мировым сообществом, может быть с их согласия предоставлено
почетное гражданство РФ.
1. 3. Приобретение и утрата гражданства.
Способы приобретения гражданства можно условно разделить на две категории: первая - приобретения гражданства в общем порядке, вторая – в исключительном порядке. Способы приобретения гражданства в общем порядке являются более или менее стабильными, обычными для законодательства государств. К ним относится приобретение гражданства: а) в результате рождения; б) в результате натурализации (приема в гражданство). К этим способам примыкает редко встречающееся в практике государств пожалование гражданства.
Приобретение гражданства в исключительном порядке охватывает следующие способы: а) групповое предоставление гражданства, или коллективная натурализация (частный случай – так называемый трансферт); б) оптация, или выбор гражданства; в) реинтеграция, или восстановление в гражданстве.
Приобретение гражданства в результате рождения – самый обычный способ его
приобретения. Законодательство государств по этому вопросу основывается на
одном из двух принципов: праве крови (jus sanguinis) или праве почвы (jus
soli). Иногда в доктрине приобретение гражданства по праву крови именуется
приобретением гражданства по происхождению, а по праву почвы – по рождению.
Право крови означает, что лицо приобретает гражданство родителей независимо
от места рождения; право почвы – что лицо приобретает гражданство
государства, на территории которого родилось, независимо от гражданства
родителей. Большинство государств мира придерживается права крови.
Российское законодательство также основано преимущественно на праве крови.
Как правило, государства, которые в принципе следуют праву крови, в
некоторых случаях исходят и из права почвы.
Право почвы свойственно законодательству США и латиноамериканских
государств. Однако оно всегда в какой-то степени дополняется правом крови
(обычно в отношении детей граждан соответствующих государств, родившихся за
границей).
Любое государство, как правило, стремится ввести в свое законодательство нормы, ограничивающие возможность приобретения его гражданства лицами, рожденными от смешанных браков. Это диктуется различными соображениями, в частности нежеланием способствовать приобретению своими гражданами еще и иностранного гражданства, то есть двойного гражданства, что может привести к осложнениям в межгосударственных отношениях.
Государства, придерживающиеся права крови, нередко также ограничивают
возможность приобретения своего гражданства теми лицами, которые родились
за границей от граждан, постоянно там проживающих, особенно если один из
родителей является иностранным гражданином. Натурализация (укоренение) –
индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица. В
отечественном законодательстве этот термин не применяется, но в теории
международного права он общепризнан. Натурализация – добровольный акт.
Принудительная натурализация противоречит международному праву, и попытки
осуществить ее всегда вызывали ноты протеста. Практике известны такие
случаи. В частности, некоторые латиноамериканские страны в прошлом веке
пытались в принудительном порядке автоматически предоставить иностранцам,
проживающим длительное время на их территории, свое гражданство.
Натурализация осуществляется обычно в большинстве государств с учетом
определенных условий, предусмотренных в законе. Важнейшие условия – это,
как правило, определенный срок проживания на территории данного государства
(5, 7, иногда 10 лет). Предусматриваются и другие условия натурализации,
например имущественные. Возможность натурализации часто облегчается если
заинтересованное лицо оказало какие-либо услуги данному государству,
служило в его вооруженных силах, находилось на его государственной службе и
т. д.
Процедура приема в гражданство целиком определяется внутренним законодательством государств. Можно выделить по крайней мере четыре вида процедур натурализации: 1) натурализация, осуществляемая высшими органами государственной власти; 2) натурализация, осуществляемая органами государственного управления: правительством либо чаще всего центральными отраслевыми органами государственного управления (обычно ведомствами внутренних дел); 3) натурализация, осуществляемая местными органами государственной власти (встречается крайне редко); 4) судебная натурализация (также встречается редко).
Разновидностью натурализации является предусматриваемый законодательством некоторых государств упрощенный порядок приобретения гражданства определенными категориями лиц путем регистрации (если только речь не идет о подтверждении своего гражданства), усыновления, в результате вступления в брак. Два последних способа называют иногда семейным порядком приобретения гражданства. К нему относится и автоматическая натурализация несовершеннолетних детей в связи с натурализацией родителей.
Многие государства считают недопустимым автоматическое приобретение женщиной гражданства мужа в результате ее вступления в брак. Эта позиция получила отражение в Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 года.
Пожалование гражданства, в отличие от натурализации, осуществляется по инициативе компетентных властей государства, а не по просьбе заинтересованного лица. Обычно гражданство в порядке пожалования предоставляют за особые заслуги перед государством.
Как показывает сам термин, приобретение гражданства в исключительном порядке существует как изъятие, исключение из общего стабильного порядка приобретения гражданства. Такой исключительный порядок предусматривается либо в международных договорах, либо в специальных законах. Он устанавливается на определенный срок и, как правило, касается лишь определенной категории лиц. Анализ практики показывает, что предоставление гражданства в исключительном порядке порождается событиями, ведущими к массовому переселению, а также территориальными изменениями.
Групповое предоставление гражданства – это наделение гражданством населения какой либо территории в упрощенном порядке либо предоставление в упрощенном порядке гражданства переселенцам.
Частным случаем группового предоставления гражданства является трансферт
– переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в
связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством
другому. Автоматический трансферт может вызывать возражения со стороны
какой либо части населения передаваемой территории, поэтому обычно он
корректируется правом оптации (выбора гражданства), то есть фактически
правом сохранения заинтересованными лицами прежнего гражданства.
Оптация (выбор гражданства) не всегда выступает в качестве способа
приобретения гражданства. Например, возможность оптации предусматривается в
конвенциях о двойном гражданстве. Если гражданин какого либо государства
имеет одновременно и иностранное гражданство, то ему может предоставляться
право оптировать одно из них, отказавшись тем самым от другого. Гражданства
он в этом случае не приобретает, поскольку оптация влечет здесь за собой
лишь утрату одного из гражданств. Однако в некоторых случаях оптация
выступает в качестве самостоятельного способа приобретения гражданства.
Такую роль она играла, например, в соответствии с советско-польским
соглашением о репатриации от 25 марта 1957 г., по условиям которого
репатрианты из СССР в ПНР с момента пересечения советско-польской
государственной границы утрачивали гражданство СССР и приобретали
гражданство ПНР.
И наконец, один из способов приобретения гражданства в исключительном порядке – реинтеграция, или восстановление в гражданстве. При определенных обстоятельствах принимаются специальные законодательные акты об особом порядке восстановления в гражданстве. В некоторых странах возможность восстановления гражданства предусмотрена в общем, а не в специальном законодательстве о гражданстве. В этом случае восстановление в гражданстве не служит самостоятельным способом приобретения гражданства, а является лишь упрощенной натурализацией.
Что касается утраты гражданства, то можно выделить три ее формы: автоматическую утрату гражданства; выход из гражданства; лишение гражданства.
Автоматическая утрата гражданства в отечественной практике встречается
лишь в международных соглашениях и в специальных законодательных актах. В
законодательстве США это, наоборот, типичная форма утраты гражданства. В
США существует так называемая доктрина свободы экспатриации. Если какое
либо лицо, имеющее американское гражданство, натурализовалось за рубежом,
оно автоматически утрачивает американское гражданство. В законодательстве
США установлены и другие основания автоматической утраты гражданства
(например, в случае участия американского гражданина в выборах в
иностранном государстве).