Конституционный статус человека и гражданина
Российская Академия
Государственной службы при президенте РФ
Северо-западная Академия государственной службы
РЕФЕРАТ по Государственному (конституционному) праву
тема «Конституционный статус человека и гражданина РФ»
Руководитель:
Хазов Е. Н.
Исполнитель:
Факультет «Юриспруденция»
Группа №
Санкт-Петербург
1999 год
План:
1. Введение 3
2. Понятие гражданства
4
3. Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ
7
4. Конституционные права и свободы человека и гражданина
10
5. Основные обязанности
18
6. Заключение 19
7. Список использованной литературы
20
I. Введение
Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина.
Важное место в системе отрасли конституционного права занимает
институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, или
иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина.
Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующей
Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина».
В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя
России, которая провозглашена в статье 2 Конституции и в которой
устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей
ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина – обязанность государства.
Признание высшей ценности прав и свобод человека означает приоритет
прав и свобод человека в деятельности всех органов государства, их
ориентацию на эти права и свободы. Высшая ценность прав человека, во-
первых, в выражении его свободы, во-вторых, права человека призваны служить
ограничителем всевластия государства, препятствовать произволу
государственных органов и должностных лиц, необоснованному вторжению
государства в сферу личной свободы человека. В этой связи следует обратить
внимание на проводимое разграничение универсальных прав и свобод на права и
свободы человека и гражданина. Такой подход не является традиционным для
нашего конституционного регулирования, которое сводило положение человека
только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получающего
свои права в «дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного.
Проводя различия между человеком и гражданином Конституция Российской
Федерации восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые возникли в
результате буржуазных революций и нашли свое воплощение в законодательных
актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство, свободу, право
на счастье, – в Декларации независимости 1776 г. (США), Билле о правах 1791
г. (США), в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция).
II. Понятие гражданства
Обладание гражданством – предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.[1]
В настоящее время все отношения, связанные с гражданством,
регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом РФ от 28
ноября 1991 г. № 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями
от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г.). В действующей Конституции
Российской Федерации наиболее важные нормы, регулирующие гражданство,
отнесены к основам конституционного строя (ст. 6). Понятие гражданства
сформулировано в преамбуле Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации».
Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством,
выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и
ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных
прав и свобод человека.
Этим определением выделены главные сущностные черты, характеризующие гражданство:
1. Правовой характер связи человека с государством; гражданство — правовое, а не просто фактическое состояние. Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства. Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения (в результате его признания; по рождению; в порядке его регистрации; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве РФ; путем выбора гражданства
(оптация), по другим основаниям, предусмотренным Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации»)[2] и прекращения гражданства
(вследствие выхода из гражданства; вследствие отмены решения о приеме в гражданство; путем выбора гражданства(оптация), по другим основаниям, предусмотренным Законом РФ «О гражданстве Российской
Федерации»)[3], порядок решения этих вопросов.
Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина
Российской федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.
2. Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.
3. Определение в Законе гражданства, как связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, знаменовало собой утверждение ной концепции взаимоотношений личности и государства.
Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания приоритета общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.
Принципы гражданства Российской Федерации:
1. Гражданство Российской Федерации является единым. В статье 2 Закона о гражданстве этот принцип раскрывается следующим образом: граждане
Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Единое гражданство в федеративном государстве – необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.
2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Не имеет правого значения и время приобретения гражданства.
3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что в России каждый человек имеет право на гражданство. Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен.
4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип новый в законодательстве о гражданстве.
Все предшествующее законодательство, вплоть до Закона о гражданстве
СССР 1990 года, закрепляло лишение гражданства как форму его утраты.
5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Это так же новая норма в законодательстве о гражданстве. Ранее такое право отвергалось.
6. Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции
РФ.
7. Гражданство Российской Федерации Основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом.
8. Российская Федерации гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
9. Законом о гражданстве впервые вводится такой институт, как почетное гражданство. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являющимся гражданином Российской Федерации, имеющими выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия.
Почетное гражданство предоставляется Президентом Российской
Федерации.
III. Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ
Для характеристики правового статуса личности имеют значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, принципы, на основе которых осуществляется их исполнение.
. Принципы правового статуса личности есть те признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.
Рассматриваемые принципы универсальны. Они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.
В конституции 1993 года закреплены следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека:
1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. В ст. 19 Конституции выделены три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.
2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности. Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии. Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие использование прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности, широкая инфраструктура – система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества, и т.д. Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе, должный уровень политической культуры граждан; борьба с бюрократизмом государственного аппарата, со взяточничеством и другие политико- организационные факторы. Юридические гарантии охватывают все правовые средства осуществления и охраны прав и свобод человека и гражданина. В целях максимальной охраны прав и свобод личности их основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне. Такого рода конституционные нормы относятся прежде всего к тем отношениям, которые связаны с возможностью применения государством к человеку мер принудительного воздействия, привлечения его к судебной ответственности, существенного ограничения его прав и свобод самим государством. Конституция гарантирует демократические принципы судопроизводства, гуманное отношение к лицам, привлекаемым к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.