Теперь же ситуация изменилась, и, скорее всего, не в лучшую с позиций защиты интересов акционеров сторону: Законом оставлена возможность исключительно законодательного установления квалифицированного голосования, например, в вопросах дополнительной эмиссии акций, одобрении крупных сделок. При этом можно установить, что законодатель в этом вопросе достаточно непоследователен: для вопроса, решение по которому итак предполагает квалифицированное большинство голосов, зачастую установлена возможность предусмотреть уставом большее число голосов, необходимое для принятия решения (например, см. пп.3, 4 ст.39 ФЗ об АО).
Получается, что решение о размещении акций посредством закрытой подписки можно принимать более чем три четверти голосов акционеров, предусмотрев это уставом общества, в то время как порядок принятия решения о консолидации акций (до недавнего времени являвшейся одним из самых распространенных способов изменения структуры акционерного капитала) локальными нормами изменить нельзя, данный вопрос в соответствии с ФЗ об АО должен приниматься всегда простым большинством (см. п.2 ст.49 ФЗ об АО см. п.2 ст.49 ФЗ об АО). В этом отношении внесенные изменения нельзя причислить к позитивным, и, необходимо отметить, нормы предыдущей редакции были более демократичными и в большей степени могли гарантировать учет интересов акционеров.
Законом об акционерных обществах (ст.57) институт представителей акционеров сохранен: они имеют право на участие в общем собрании акционеров. Поскольку представители акционеров имеют право участвовать в работе общего собрания на основе доверенности, необходимо особо остановиться на вопросе подтверждения их права на представительство перед обществом. Такая необходимость возникает потому, что акционеры заинтересованы в том, чтобы поручить защиту своих интересов специалистам высокой квалификации, наделив их большим числом голосов, способным влиять определенным образом на решения, принимаемые общим собранием акционеров. К тому же по различным, часто независящим от акционеров причинам многие из них не могут принимать участия в работе собраний.
В этой связи акционерам необходимо знать правила, регламентирующие
представительство, поскольку известно немало случаев, когда нарушаются
права акционеров. Наиболее характерные из них, когда разрешается давать
доверенность только определенным лицам - членам совета директоров,
правления, акционерам, работающим в данном обществе, произвольно
ограничивается срок ее действия. Представительство и порядок выдачи
доверенности, ее содержание регламентируются статьями 182 - 189 ГК РФ. Там,
в частности, сказано, что доверенностью признается письменное уполномочие,
выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими
лицами. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в
доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее
совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна
(т.е. не порождает никаких последствий, кроме того, что она
недействительна).
Действие доверенности прекращается вследствие: истечения срока доверенности; отмены доверенности лицом, выдавшим ее; отказа лица, которому она была выдана; прекращения юридического лица, от имени которого она была выдана; прекращения юридического лица, которому выдана доверенность; смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
Лицо, выдавшее доверенность, может во всякое время отменить
доверенность, а лицо, которому доверенность выдана, отказаться от нее.
Соглашение об отказе от этих прав ничтожно. Лицо, выдавшее доверенность и
впоследствии отменившее ее, обязано известить об этом лицо, которому
доверенность выдана, также известных ему третьих лиц (в данном случае
акционерное общество), для представительства перед которыми дана
доверенность.
Права и обязанности, возникшие в результате действий лица, которому выдана доверенность, до того, как это лицо узнало или должно было узнать о ее прекращении, сохраняют силу для выдавшего доверенность и его правопреемников в отношении третьих лиц (в данном случае - акционерного общества). Это правило не применяется, если третье лицо (акционерное общество) знало или должно было знать, что действие доверенности прекратилось. По прекращении доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть доверенность.
Таким образом, утверждение некоторых заинтересованных должностных
лиц о том, что представлять интересы акционеров на общих собраниях может
ограниченный круг работников, не основывается на законе. Мало того, оно ему
прямо противоречит. Любой акционер вправе выдать доверенность на
представление его интересов любому правомочному и дееспособному гражданину
или юридическому лицу. Кроме того, закон четко определяет причины, в силу
которых прекращается доверенность. Поэтому никакое должностное лицо не
вправе прекращать действие доверенности по иным основаниям. Вместе с тем
следует иметь в виду, что акционер вправе в любое время заменить своего
представителя на общем собрании акционеров или лично принять в нем участие
(п.1 ст.57 Закона).
В случае если акционер передал, продал свою акцию в период между датой составления списка акционеров, дающего право на участие в собрании, и до даты его проведения, лицо, включенное в список, обязано выдать приобретателю доверенность на голосование или голосовать на собрании в соответствии с указанием приобретателя акции. Такое правило применяется также к каждому последующему случаю передачи акций (п.2 ст.57 Закона).
Следует также иметь в виду возможный случай, когда акция общества находится в общей долевой собственности нескольких лиц. Тогда, согласно пункту 3 статьи 57 Закона, правомочия по голосованию на общем собрании акционеров осуществляются по их усмотрению одним из участников общей долевой собственности либо их общим представителем. Полномочия этих лиц должны быть подтверждены соответствующей доверенностью.
3. Информация о проведении собрания
Порядок доведения до акционеров информации о проведении собрания регламентирован статьей 52 Закона. Ею предусмотрены две формы информации, одну из которых вправе выбрать общество по своему усмотрению. Во-первых, форма сообщения акционерам о проведении собрания, в том числе орган печати в случае сообщения в виде опубликования информации, определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров. Общество вправе информировать акционеров о проведении собрания, используя и иные средства массовой информации - телевидение, радио. При этом необходимо учитывать требования статьи 92 Закона, согласно которой информацию о проведении общего собрания акционеров открытое общество обязано опубликовать в средствах массовой информации, доступных до всех акционеров данного общества.
Во-вторых, если уставом общества не предусмотрена определенная форма сообщения, то уведомление о проведении общего собрания акционеров, в том числе рассылка бюллетеней для голосования, осуществляется заказным письмом.
Сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано
не позднее, чем за 20 дней, а сообщение о проведении общего собрания
акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества,
- не позднее чем за 30 дней до даты его проведения.
В случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 53 настоящего Федерального закона, сообщение о проведении внеочередного общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 50 дней до даты его проведения.
Сообщение о проведении собрания должно содержать:
- полное фирменное наименование общества и место нахождения общества;
-форма проведения общего собрания акционеров (собрание или заочное голосование);
-дата, место, время проведения общего собрания акционеров и в случае, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 60 настоящего Федерального закона заполненные бюллетени могут быть направлены обществу, почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени, либо в случае проведения общего собрания акционеров в форме заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;
-дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
-повестка дня общего собрания акционеров;
-порядок ознакомления с информацией (материалами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению общего собрания акционеров, и адрес (адреса), по которому с ней можно ознакомиться.
В сообщении о проведении общего собрания, проводимого в форме собрания, помимо вышеуказанных сведений, предусмотренных п.2 ст.52 Закона, должно быть указано время начала регистрации лиц, участвующих в общем собрании (Постановление ФКЦБ РФ от 31.05.2002 N 17/пс).
К информации (материалам), подлежащей представлению акционерам при
подготовке годового общего собрания акционеров, относятся годовой отчет
общества, заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора
общества по результатам годовой проверки финансово-хозяйственной
деятельности общества, сведения о кандидатах в совет директоров
(наблюдательный совет) и ревизионную комиссию (ревизора) общества. К этой
информации относятся и другие вопросы, включаемые в повестку дня
внеочередного общего собрания акционеров.
В случае, если интересы акционеров представляет номинальный держатель
акций, сообщение о проведении собрания направляется в его адрес.
Номинальный держатель акций обязан довести до сведения своих клиентов
сообщение о проведении собрания.
4. Подготовка и проведение собрания
Этому вопросу посвящена статья 54 Закона. При подготовке общего собрания акционеров совет директоров (наблюдательный совет) общества, а в случаях, предусмотренных пунктом 8 статьи 55 Закона, лица, созывающие собрание, определяют:
- дату, место и время проведения собрания;
- повестку дня собрания;
- дату составления списка акционеров, имеющих право на участие в собрании;
- порядок сообщения акционерам о проведении общего собрания;
- перечень информации (материалов), предоставляемой акционерам при подготовке к проведению собрания;
- форму и текст бюллетеня для голосования в случае голосования бюллетенями;
- типы привилегированных акций, владельцы которых обладают правом голоса по вопросам повестки дня общего собрания, проводимого в форме собрания, а также о времени начала регистрации лиц, участвующих в общем собрании.
Как видим, в 54 статье ничего не сказано о проведении собрания. Что же касается подготовки к нему, то приводится перечень чисто формальных решений, необходимых для созыва собрания.
В то же время подготовка собрания требует проведения многих
мероприятий, в том числе и тех, о которых говорится в статьях 51, 52 и 56
Закона. К тому же большинство чисто технических действий, связанных с
подготовкой собрания, в Законе, естественно, не могло найти отражения, в
этом нет необходимости. Однако без их проведения подготовить собрание
невозможно.