Местное самоуправление основано на ряде принципов. Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, закрепленные в нормах права. В Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве закреплены следующие принципы местного самоуправления:
1. Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 130 Конституции
Российской Федерации местное самоуправление призвано обеспечивать
самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В этом -
суть местного самоуправления. (Этот принцип отражает суть местного
самоуправления и, в свою очередь, предполагает: полновластие муниципальных
органов на соответствующей территории в пределах, ограниченных правом;
выборность местных органов местным сообществом; самостоятельность и
зависимость муниципальных органов, их ответственность за решение вопросов
местного значения перед населением.) Органы местного самоуправления в
пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для
осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен
из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти (статья
4 Европейской Хартии).
2. Признание местного самоуправления как демократического института, наличие гарантий местного самоуправления.
3. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством.
Основное содержание рассматриваемого принципа раскрывает статья 12
Конституции Российской Федерации: органы местного самоуправления не входят
в систему органов государственной власти. Государство, таким образом,
признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня,
самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Народ
осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы
государственной власти и органы местного самоуправления. Это положение
определено в статье 3 Конституции Российской Федерации. Кроме того,
структура органов местного самоуправления определяется населением
самостоятельно (статья 131 Конституции Российской Федерации).
4. Многообразие организационных форм осуществления местного
самоуправления. Этот принцип отражен в статье 72 Конституции Российской
Федерации.
5. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально- финансовым ресурсам.
Этот важнейший принцип местного самоуправления получил свое правовое закрепление в Конституции Российской Федерации, законодательстве о местном самоуправлении. Без его реализации невозможно обеспечить самостоятельность, реальность и эффективность местного самоуправления. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочий, указано в статье 9 Европейской Хартии о местном самоуправлении.
Органы местного самоуправления имеют право самостоятельно формировать,
утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы
(статья 132 Конституции Российской Федерации).
Важной гарантией реализации рассматриваемого принципа являются конституционные положения о финансировании осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления и о компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
6. Законность. Этот принцип является одним из основных конституционных принципов российской государственности. Конституция Российской Федерации, а именно в статье 15, закрепляет: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединение обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Важнейшей гарантией местного самоуправления выступает законность.
Принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного
самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Поэтому
местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, конституциями и уставами
субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации в статье 133 устанавливает запрет на
ограничение прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами.
Государство осуществляет контроль, за соблюдением органами местного
самоуправления правовых норм, но не о целесообразности или качестве
принимаемых муниципальными органами решений по вопросам местной жизни.
В статье 8 Европейской Хартии о местном самоуправлении устанавливается
основные критерии, предъявляемые к государственному контролю за
деятельностью органов местного самоуправления:
«1. Любой административный контроль над органами местного самоуправления
может осуществляться только в формах и в случаях, предусмотренных
конституцией или законом.
2. Любой административный контроль за деятельностью органов местного
самоуправления, как правило, должен быть предназначен лишь для обеспечения
соблюдения законности и конституционных принципов».
Прежде всего, соблюдение законности, в деятельности органов и должностных
лиц местного самоуправления осуществляется с помощью прокуратуры.
Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов
органами местного самоуправления, за соблюдением ими
прав и свобод человека и гражданина (Федеральным законом «О прокуратуре
Российской Федерации» в редакции от 17 ноября 1995 г.).
7. Гласность и учет общественного мнения, сотрудничество и взаимодействие
местных органов и их должностных лиц с партиями, общественными движениями и
объединениями граждан. Гласность – является важным элементом
демократической системы управления обществом и государством. При помощью
гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, ее
подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку
решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.
Реализация этого принципа означает, прежде всего, открытый характер их
деятельности органов местного самоуправления, регулярное информирование о
произведенной работе населения, посредством средств массовой информации.
Статья 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г. устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе.
8. Сочетание местных и государственных интересов.
9. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Конституция
Российской Федерации признает человека, его права и свободы высшей
ценностью (ст. 2) и устанавливает, что права и свободы человека и
гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов
государственной власти, но и местного самоуправления (ст. 18).
Поскольку права и свободы гражданина реализуются в первую очередь на местном уровне, там, где он живет, осуществляя трудовую, политическую и иную деятельность, то значение принципа соблюдения прав и свобод человека во многом зависит от деятельности органов местного самоуправления.
10. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.
В целях утверждения принципа индивидуальной ответственности и устранения
коллективной безответственности в деятельности исполнительно-
распорядительных органов местного самоуправления Закон РСФСР «О местном
самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г. закрепил: «Деятельностью местной
администрации руководит глава местной администрации... Глава местной
администрации осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия» (ст.
30).
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., закрепляя коллегиальный порядок деятельности представительного органа местного самоуправления (ст. 15), оставляет по существу открытым вопрос о принципах организации и деятельности иных органов местного самоуправления.
Коллегиальные начала в организации и деятельности представительного органа местного самоуправления проявляются в том, что данный орган является коллегиальным органом, численный состав которого определяется уставом муниципального образования, и свои решения принимает в коллегиальном порядке.
Принцип коллегиальности предполагает также создание необходимых условий депутатам представительного органа для их активного и конструктивного участия в подготовке и принятии решений: депутаты должны иметь возможность заблаговременно ознакомиться с проектами решений, получить необходимую информацию, свободно высказывать свое мнение, а также предложения, замечания по обсуждаемому представительным органом вопросу.
На основании вышеизложенного можно назвать ряд особенностей правового статуса местного самоуправления, вытекающих из природы местного самоуправления:
1. Государство признает власть самоуправления над местным сообществом как власть публичную, т. е. служащую интересам общины. Это проявляется в признании положений (уставов) о местном самоуправлении как источника права, признание государством обязательной силы актов органов местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления организационно обособлены от органов
государственной власти в соответствии со статьей 12 Конституции Российской
Федерации.
3. Органы местного самоуправления обладают компетенцией, производной от
компетенции местного самоуправления, которую признает и гарантирует
Конституция Российской Федерации и которая не может быть ограничена
федеральными и региональными органами государственной власти. Органы
местного самоуправления могут на договорной основе передавать часть своих
полномочий другим органам местного самоуправления и государственной власти.
Органы местного самоуправления не вправе принимать по собственной
инициативе к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других
органов местного самоуправления.
4. В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. К вопросам государственного значения в решении которых в соответствии с действующим законодательством принимают участие органы местного самоуправления относятся охрана природной среды, организация здравоохранения, социального обеспечения, развитие культуры, физкультуры и спорта. Эти органы могут быть дополнительно наделены: полномочиями по участию в определении режима деятельности предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, в том числе государственной; правом контроля за осуществлением некоторых конкретных норм законодательства всеми предприятиями, учреждениями и организациями на их территории; некоторыми правоохранительными полномочиями.
5. Местное сообщество самостоятельно определяет организационно-правовые формы местного самоуправления, решает вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
6. Местное самоуправление не может быть произвольно ограничено органами государственной власти. Отмена решения органа местного самоуправления может быть только в судебном порядке.
3. Функции местного самоуправления.
Функции местного самоуправления это основные направления муниципальной деятельности.
Функции местного самоуправления являются теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
Поскольку местное самоуправление принимает самостоятельное решение вопросов местного значения, то соответственно реализует задачи по обеспечению жизненных интересов населения, социальной защите граждан.