Положение данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21
Всеобщей деклараци прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискримнации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:
1) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
2) голосовать и быть избранным на подлинных переодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
3) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или лчного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государствеенной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия различают две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Конституция объхявила референдум и выборы не вообще высшм выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.
Что касается опоследовательного осуществления народом своей власти
(через органы государства и органы местного самоуправления), то здесь нужно прежде всего обратить внимание на следующее. В ранее действовавшей Консттуци говорилось отом, что народ осуществляет государственную власть "через Советы народных депутатов, состовляющие основу Российской Федерации" (ст.2 Конституци 1978г.). В действующей
Конституции применена другая формула: "через органы государственной власти". Таким образом, представительные органы государственной власти уже не подняты над всеми остальными государственными органами; они утратили статус «политической основы государства». Все это отражено закреплением в действующей Конституции принципа разделения властей в качестве одной из основ конституционного строя вместо закреплявшегося ранее принципа верховенства и полновластия Советов (см. комментарий к статье 10).
3. В части третьей комментируемой статьи названы формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую со-циальную значимость: референдум и выборы.
Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Фе-дерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом (см. комментарий к статье 84).
Выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватыва-ется сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей.
Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»). Наибольшую свободу выбора дает наличие не-скольких баллотирующихся кандидатур,
Согласно Конституции Российской Федерации, порядок выборов
Президента и депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом (см. комментарий к части четвертой статьи 81 и части второй статьи 96).
Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.
Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится (как и указывалось выше) полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами. Соедует отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32 ч.2 Конституции РФ) наступает либо с 18 лет
(пассвное избирательное право), либо позднее и с наличем особых прав
(постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборам, а так же обладание граждансвом РФ). В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты
Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год, согласно части 1 ст.97 Конституциии РФ; для осуществления полономочий
Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории Российской Федеарции не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и осущевления полномочий (в частности, наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность).
Участе же в референдуме имеет низший врозрасной ценз, который составляет в Росии всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какиими другим ограничениями.
Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, эжто касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданске обязанности (за нимм в судебном порядке признается недееспособность - т.е они не могут выступать в качесве субъекта правовых отношений).
Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, сдержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть законное постановлене (решение) суда, которое уже всупило в силу.
Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлени, которое влечект за собой лишение свободы, имеют полные избирательные права. Ограничение их избирательных прав во внесудебном порядке является акотм произвола.
Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к государственной службе.
Это одна из новых норм для Конституци Российской Федерации. Ее включение означает не только приведение Конституции и законодательства в соответсвии с нормами межлдународного права, но и снятие ограничения на партийность (обязательное членство в КПСС), национальность, родственники за границей и т.д.
Это право означает равенство исходных возможностей и отсутвие дискриминации по каки - либо признакам. ст.ст. 26 ч.1, 19 ч.2, 28.
21. Право поступления на государственную службу имеют граждан
Российской Федерации, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не установлено законами Российской Федерации. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Но следует забывать, что во всем мире существует система конкурсов, теститрования, собеседований. Так, утвержденное Указом Президента
Российской Федерации от 22 декабря 1993г. Положение "О федеральной государственной службе" предполагает прием на государственную службу либо в порядке назначения , либо в порядке конкурса (п.22),
22. Прием на государственную службу осуществляется в порядке назначения или конкурса при наличии соответствующего образования, опыта работы, квалификации по государственной должности, если иное не предусмотрено законом Российской Федерации. а так же регулярные аттестации государственных служащих.
30. Государственный служащий, занимающий государственную должность, подлежит аттестации не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в четыре года. Аттестационная комиссия формируется руководителем государственного органа. В случае признания аттестационной комиссией государственного служащего не соответствующим занимаемой государственной должности он может быть направлен на профессиональную переподготовку либо, с его согласия, понижен в должности. Порядок и условия проведения аттестации государственных служащих устанавливаются актами законодательства
Российской Федерации.
Участие граждан в отправлении правосудия долгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время осущетсвляется в России поэтапное введение института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по сущетсву (виновен - невновен) как основы приговора суда. Это так же предусматривает открытое разбирательство дел во всех судах, что предполагает пассивное участие граждан в отправлени правосудия.
Суд присяжных заседателей образется при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи ии 12 присяжных заседатлей; в его работе обязательно учавствуют государственный обвнитель и защитник. (Комментарии к Конституцииии РФ под редакцией акд. Топорнина
Б.Н. М., Юр.Литература 1994,ст.123, стр.520).
Право граждан на коллективное образщение в государственные органы и органы местного самоуправления
Конституционно закрепленное право граждан на коллективные обращения
(ст. 33 Конституции РФ) является важным средством защты прав свобод граждан. Впервые в основном законе это право было закреплено в
Конституции СССР 1977г., а также в Конституции РСФСР 1978г.
12 апреля 1968 года был издан Указ президуми Верховного Совета СССР
"О порядке расссмотрения заявлений и жалоб граждан" (в редакции от 4 марта 1980г.) К сожалению, этот Указ не смог определить многие важные аспекты, связанные с правом граждан на подачу обращений. В частности не были определены пределы действия настоящего Указа, не был определен перечень действий, обжаловать которые можно через суд, возможность непосредственно обращаться в суд, не было закреплено право обрашения военнослужащх на действия своего начальства. Все это нашло свое отражение в Законе от 27 апреля 1993г. "Об обжаловани в суд дейсвий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия. Термин
"обращение" носит собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр.
Действующее законодательство не дает определения понятий "жалоба",
"предложениие", "заявление". Однако многолетняя судебная правктика выработала свои критерии их разграничения.
Предложене - это такой вид обращения, который, как правило, не связан с нарушением прав граждан, в нем обычно ставится вопрос о необходимости решения конкретной технической, научной, творческой, юридической проблемы, об улучшении деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, общественной организации и т.д.
Заявление - обращение гражданина в государственные органы, орагны местного самоуправления, общественные орагнизации с просьбой о реализаци принадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или текущим законодательством (право на получение пенсии, на очередной отпуск, на обмен жилой площади).
Жалоба - обращение гражданина в государственные орагны либо органы месного самоуправления с требованием о восстановлении права или законого интереса, нарушенного действиями юридических или физических лиц. Это важное средство защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав других конкретных лиц. (Комментарии