Право собственности и вещные права
p> В соответствии со ст. 4 Указа о государственном предприятии , основанное на праве хозяйственного ведения , может быть образовано государством или государственным предприятием на праве хозяйственного ведения (ст. 46 названного выше Указа ). В последнем случае образуется дочернее государственное предприятие. Правовой режим его имущества не отличается от вещного права хозяйственного ведения ( ст. 47 Указа о государствен-ном предприятии ).Предприятие основанное на праве хозяйственного ведения , в зависимости от того , кем они образованы , могут быть республиканскими государственными предприятиями и коммунальными государственными предприятиями. Соответственно права собственника и учредителя в отношении их осуществляют разные государственные органы.
Предприятие основанное на праве хозяйственного ведения , обладает специальной правоспособностью и пределы правоспособности определены в соответствии с Гражданским Кодексом Р.К. и иными законодательными актами в уставе предприятия и не могут быть изменены по его усмотрению.
Правомочия владения пользования и распоряжения могут быть осуществлены в пределах уставной правоспособности .
Предприятие , основанное на праве хозяйственного ведения , отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществам и оно не отвечает по обязательствам государства , административно – территориальной единицы , юридических лиц и граждан , а указанные выше субъекты не отвечают по обязательствам государственного предприятия .
(1) А.Т. Джунусов « Право собственности и вещные права « стр. 50 ,22


Исключение составляет лишь случай , когда банкротство предприятия было вызвано действиями учредителя ( уполномоченного органа ). В этих случаях государство отвечает по обязательствам предприятия при недостаточности средств последнего для удовлетворения требований кредиторов.

В соответствии со ст. 197 ГК РК объектом права хозяйственного ведения может быть любое имущество , если иное не предусмотрено законодательством
. Имущество предприятия составляет основные фонды и оборотные средства, а также ценности стоимость которых отражается на самостоятельном балансе предприятия ( п. 1 ст. 10 « Указа о государственном предприятия
« ) .
Любое имущество может являться объектом хозяйственного ведения , если законодательством или специальной правоспособностью не предусмотрены прямые ограничения .Следовательно , в ведении предприятия на праве хозяйственного ведения может быть , как правило , лишь то имущество , которое либо необходимо ему для обеспечения деятельности , предусмотренной его уставными целями , либо оказалось продуктом этой деятельности (ст. 20 « Указа о государственном предприятии « ) Не являются объектом хозяйственного ведения земельные участки , недра , воды
, леса и некоторые другие имущества .Земельные участки и недра могут находится в пользовании предприятия в пределах , установленных соответствующим специальным законодательством .

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения регламентируется ст. 198 ГК РК .Право хозяйственного ведения на имущества
, в отношении которого собственником ( государством ), принято решение о закреплении за уже созданным государственным предприятием
,возникают у этого предприятия с момента закрепления за этим предприятием имущества на самостоятельном балансе предприятия , если иное не установлено законодательством или решением собственника .Плоды , продукция и доходы от использования имущества , находящегося в хозяйственном ведении
, а также имущества , приобретенное предприятием по договорам или иным основанием , поступают в хозяйственное ведение предприятие в порядке установленном в законодательстве для приобретения права собственности , т.к. в соответствии со ст. 235 п.1 и ст.123 ГК РК поступления , полученных в результате использования имущества в виде плодов продукции , доходов , принадлежит лицу , использующему это имущество на законном основании .
Право хозяйственного ведения у предприятия может возникнуть на имущество , приобретенное в результате сделок купли-продажи ,мены, дарения или иной сделки , а также по замещению гражданина и другими способами.
В соответствии с п.3 ст. 198 г.ГК РК право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке , предусмотренным законодательством и а в порядке , предусмотренным законодательством для прекращения права собственности , а также в случаях правомерного изъятия имущества по решению собственника . Правомерное изъятие имущества предприятия по решению собственника означает ,что государство в лице уполномоченных органов может изъять любое имущество предприятия , закрепленное на его балансе , и по любому основанию, если только это не противоречит законодательным актам и учредительным документам предприятия.
Так , в соответствию части 2 пю3 ст. Указа о государственном предприятии « к случаям правомерного изъятия, в частности , относится-
1)изъятие имущества , которое не отвечает целям уставной деятельности предприятия ,
2)изъятие излишнего , не используемого либо используемого не по значению имущества «

Изъятие происходит на основании решения ( постановления , приказа, письма, предписания и т.п. ) соответствующего органа с момента принятия решения , если иное не оговорено этим решением.

Права собственника имущества , в отношении имущества , находящегося в хозяйственном ведении, регламентируется ст. 199 ГК РК , согласно которой собственник этого имущества в соответствии с законодательными актами решает вопросы создания предприятия определения и цели его деятельности , его реорганизация и ликвидация , осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятия и имущества
.Собственник имеет право на получение чистого дохода от использования имущества , находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия.

Собственник государственного предприятия представлен уполномоченными государственными органами , так органами государственными управлениями республиканскими государственными предприятиями , а также органами ,осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, являются министерства , гос.комитеты. ведомства и иные уполномоченные Правительством РК государственными органами
( уполномоченные органы ).

Органами государственными управления коммунальными государственными предприятиями , а также органами , осуществляющие по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности , является местные исполнительные органы , уполномоченные на то главой местной администрации
(уполномоченные органы ).

Условия осуществления имущественных прав такого государственного предприятия регламентируется ст. 200 ГК РК и это предприятие не в праве без согласия собственника или уполномоченного им государственного органа продавать или передавать иным лицам , обменивать , сдавать в аренду свыше
3-лет представлять во временное безвозмездное пользование принадлежащие ему здания , сооружения , оборудование и другие основные фонды предприятия, создавать филиалы и дочерние предприятия , учреждать совместно с частными предпринимателями предприятия и совместные производства вкладывать в них свой производственный и денежный капитал , представлять частным предпринимателям ссуды с выплатой вознаграждения ( интереса ) по ним ниже установленной официальной ставки рефинансирования Национального Банка РК
, выдавать поручительства и гарантии по обязательствам третьих лиц .

В то же время в соответствии пунктом вторым названной статьи ГК РК предприятие может самостоятельно распоряжаться имуществом , закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения , не относящимся к основным фондам
, т.е. движимым имуществам .

На имущественные отношения с участием государственных предприятий распространяется положения ГК РК о возникновении и изменения права собственника , защите права собственника и иные , не предусмотренные специальным законодательством ( ст. 201 ГК РК ). В тоже время некоторые положения о праве собственности к праву хозяйственного ведения применять нельзя .
Например , нельзя применять норму п.1 ст.188 ГК РК , в соответствии с которой « право собственности ... есть право субъекта по своему усмотрению владеть , пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом .

г) Право оперативного управления
Институт права оперативного управления до недавнего времени был единственной правовой формой обособления, закрепления государственного общественного а затем общего имущества нескольких субъектов за юридическими лицами не собственниками.
Учитывая весьма жесткие и узкие рамки этого права законодатель отказался от его использования по отношению к производственным предприятиям и сохранил для государственных и не -государственных учреждений государственных казенных предприятий .

Понятие и содержание права оперативного управления раскрыто в ст. 202
ГК РК, где указано , что право оперативного управления является вещным правом учреждением , государственного учреждения, финансируемого за счет средств собственника, и казенного предприятия получивших имущества от собственника и осуществляющих в пределах , установленных законодательными актами , в соответствии с целями своей деятельности с заданиями собственника и назначением имущества, права владения , пользования и распоряжения этим имуществом .
В соответствии нормами ст. 202 ГК РК субъектами отношений по праву оперативного управления являются государственное казенное предприятие , государственное и негосударственное учреждение , а также собственники которые финансируют и выделяют имущества для созданных ими организаций .
Государственное казенное предприятие и учреждение может быть могут быть образованы только государством в лице уполномоченных им на это органов. Негосударственное учреждение учреждается по решению частного собственника - юридического лица или гражданина . Казенные предприятия могут быть республиканскими казенными предприятиями или коммунальными казенными предприятиями.

Право оперативного управления отличается от права хозяйственного ведения следующими основными особенностями --
1) казенное предприятие , учреждение и гос. учреждение постоянно финансируются собственником. Предприятие на праве хозяйственного ведения существуют за счет доходов , получаемых от хозяйственной деятельности
,.
2) казенное предприятие , учреждение и гос. учреждение распоряжается своими средствами по смете .Предприятие на праве хозяйственного ведения самостоятельно определяет направления использования своей прибыли.,
3) казенное предприятие , учреждение и гос. учреждение обязаны руководствоваться заданиями собственника. Задания собственника предприятия на праве хозяйственного ведения , по общему правилу не являются для обязательными , если иное не вытекает из законодательства и его уставной правоспособностью .

Приобретение и прекращение права оперативного управления осуществляется на условиях и в порядке предусмотренных гл.13,14 ГК РК , регламентирующих приобретение и прекращение права собственности и иных вещных прав ( ст. 203 ГК РК).

Права собственника имущества , переданного в оперативное управление его право на изъятие и перераспределение этого имущества регламентируется ст.ст.204, 205 ГК РК.

Учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом приобретенным за счет , выделенных ему по смете , за исключением случае , когда такое право вытекает из его учредительных документов либо прямо разрешено собственником.

Законом Республики Казахстан от 16.12.98 года , введенном в действие с 01.01.99 года изменена редакция статьи 207 ГК РК об ответственности учредителя по долгам казенного предприятия , учреждения и гос. учреждения
.

Согласно новой редакции этой нормы ГК РК казенные предприятия отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжение деньгами. При недостаточности у казенного предприятия денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Правительство Казахстан или соответствующий местный исполнительный орган .По договорным обязательствам казенного предприятия ответственность наступает в порядке , установленном законодательными актами о государственном предприятии .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты