Система качества
p>|Программное обеспечение и система качества |

|Вообще говоря создание системы качества не требует наличия на |
|предприятии каких-либо программных продуктов для ее поддержи. Однако |
|реально ситуация несколько сложнее. |

|В системах качества о программных продуктах вспоминают в следующих |
|случаях: |

|собственно поддержание системы качества (системы документооборота); |

|поддержание качества процессов управления; |

|поддержание качества технологических процессов. |

|Так как основное требование ИСО 9000 - это документированность |
|процессов, то для поддержания документации и доведения ее до |
|заинтересованных лиц, необходим как минимум текстовый редактор и система|
|электронной почты. Естественно это можно делать и вручную, но возможно |
|ли таким образом обеспечить в случае изменений продукции, например, |
|должную оперативность и качество процесса доведения информации до всего |
|персонала, участвующего в процессе, для предприятия сколько-нибудь |
|крупного размера - это вопрос. Лучше если конечно есть хоть какая-нибудь|
|система документооборота, в качестве которой сойдет и MS Outlook и IBM |
|Lotus Notes и Novel GroupWize. Если применено какое-нибудь средство |
|автоматизации процессов управления (например ERP система |
|соответствующего класса), то острота данной проблемы может быть |
|несколько или совсем снята, так как такие системы по меньшей мере |
|поддерживают так называемое "управление техническими изменениями |
|(engineering change order), что часто бывает достаточно для реализации |
|внутреннего документооборота, связанного с изменениями продукции и |
|технологии. Кроме того большинство продуктов позволяю добавлять к |
|описаниям технологических процессов и спецификаций изделий текстовые |
|файлы, в которые и можно поместить информацию системы качества. |
|Особняком стоит вопрос о поддержке в системе качества описания |
|бизнес-процессов с помощью программных средств, но часто это вполне |
|успешно модно реализовать и вручную или скажем с помощью Visio или даже |
|MS Word. |

|Совсем другая ситуация возникает, если в процессе создания системы |
|качества возникает необходимость поддержать с помощью программного |
|продукта качество процессов системы управления производством. При этом |
|возникает необходимость поддержать в продукте ряд специфических |
|требований, отнюдь не очевидных и обязательных для них. Среди этих |
|требований, например, уже упоминавшаяся прослеживаемость. |

|Например, возврат на склад, о котором уже говорилось, должен быть |
|поддержан соответствующими документами. Возвращенная на склад продукция,|
|продукция принципиально годная, находящаяся на складе должна |
|отслеживаться независимо и система должна исключать возможность отпуска |
|в производство возвращенной продукции без специальной санкции. |

|Что она означает с точки зрения программного продукта. Например, если вы|
|выпустили готовую продукцию, состоящую из компонент не вашего |
|производства, а закупленных у сторонних фирм или произведенных на |
|дочерних предприятиях, либо просто производимых не в одной |
|технологической цепочке, вы должны всегда иметь возможность установить |
|путь этих компонент, отследить откуда они поступили, где и в каких |
|условиях (!) они хранились до отпуска в производство. Это необходимо для|
|того чтобы можно было четко разграничить ответственность за |
|некачественный результат общей работы. Проблема может заключаться в том,|
|что вам поставили некачественный продукт, либо он испортился у вас, |
|скажем от хранения на открытом воздухе, в то время как его требовалось |
|хранить в закрытом помещении при определенной температуре. Как известно |
|у нас такие случаи имеют место сплошь и рядом. |

|То же самое требование имеет место по отношению к компонентам |
|собственного производства, но те которые изготавливаются как серийная |
|продукция, и хранятся до установки в готовое изделие на дополнительном |
|складе. Здесь так же существенным является вопрос о том, виновато ли |
|производственное подразделение, виновато ли неправильное складирование, |
|либо что самое худшее виновата общая конструкция изделия, либо |
|окончательная сборка могла внести существенные дефекты в готовую |
|продукцию. Все эти моменты должны отслеживаться программной системой, и |
|она должна по запросам выдавать соответствующую информацию. Кроме того, |
|есть дополнительные требования. Например, возможность привязки продукции|
|к определенным местам хранения, это может быть связано с условиями |
|безопасного или правильного хранения. Например необходимость хранения в |
|теплом складе, холодном или отсутствие каких-либо дополнительных |
|требований по методам хранения. Косвенным следствием из этих требований |
|являться возможность отслеживания и партионного учета поступающих |
|материалов, компонент и готовой продукции. Таким образом, одним из |
|требований к системе должно быть требование возможности разбивать |
|продукцию на партии в зависимости от конкретных характеристик. |

|Что касается третьей компоненты программного обеспечения - систему |
|управления технологическим оборудованием (АСУТП), то мы не будем |
|останавливаться на них долго, так как это очень специфичная отрасль. |
|Отметим только. что для ряда производственных процессов ( как правило |
|автоматизированных и управляемых компьютером) сертификация по ИСО 9001 и|
|ИСО 9002 практически невозможна без наличия системы АСУТП современного |
|уровня, обеспечивающей должный уровень контроля процессов (например |
|температур, длительностей и энергопотребления с малыми допусками). Что |
|однако не исключает, однако, возможности сертификации по ИСО 9003. |

|(Система всеобщего управления качеством)Total Quality Management |

|В настоящее время достигнуто понимание того, что стандарты серии ИСО |
|9000, кратко описанные выше, обеспечив построение Системы качества на |
|предприятии, не могут однако обеспечить во-первых ее совершенствование, |
|во-вторых удовлетворенность конечного потребителя, что является основным|
|для рыночно ориентированной экономики. Для того, чтобы разрешить |
|возникающие противоречия и создать всеобъемлющую концепцию качества как |
|системы удовлетворения потребителя и разрабатываются концепции системы |
|всеобщего управления качеством -TQM (Total Quality Management). |
|Предполагается, что все новые стандарты управления качеством будут |
|строиться на основании именно этой концепции. |

|Рассмотрим ее базовые элементы. |

|Вовлеченность высшего руководства. Смысл данного требования состоит в |
|том, что весь руководящий состав компании, включая высшее руководство |
|должен быть вовлечен и участвовать в процессе повышения качества, |
|начиная от начальных этапов создания бизнеса и формирования |
|стратегических целей, до конкретных тактических решений, которые могут |
|существенно повлиять на общее управление качеством. Одна из главных |
|задач вовлеченного руководства - это необходимость учета требований |
|качества на самых ранних этапах создания, модернизации бизнеса и не |
|такая уже тактическая задача, как может показаться - это необходимость |
|постоянного стимулирования работников к достижению высших стандартов |
|качества продукции. |

|Вовлеченность покупателя. Во многих случаях источником информации о |
|нарушении качества является покупатель. Его важнейшая роль в системе |
|управления качеством сказывается в своевременном доведении до поставщика|
|информации о нарушении качества, так и во включенности в процесс |
|создания высококачественного продукта. Покупатель, как источник |
|потребностей должен сообщать о своих потребностях производителю. Но и |
|производитель должен интересоваться этими потребностями, что в России |
|часто отсутствует. Действительно, у нас продукция производилась не та, |
|которая была нужна потребителю, а та которая была включена в план. И |
|делалась она такой не потому, что нужна покупателю, а потому что она |
|была удобна заводу. Это противоречит одному из основных требований TQM |
|которое требует чтобы продукция была нужна. Это общее здравое требование|
|рынка. Зачем производить не нужную продукцию? |

|Большое значение имеет активное участие покупателя в этом процессе. Ведь|
|отечественный покупатель исходит из того, что магазин создан для того, |
|чтобы он искал там нужный продукт. Покупатель на Западе более активен и |
|всегда стремится получить (в том числе и создать !) нужный продукт. |
|Потому что он уверен, раз ему это нужно, то обязательно найдется тот, |
|кому выгодно это произвести. |

|Разработка продуктов для качества. Требования кажется достаточно |
|очевидное. Однако в России и с ним возникают проблемы. Потому что |
|разработка продукции ведется не только без учета требований от |
|покупателей, но и без учета требований качества продукции, а исходя из |
|того какая продукция может быть произведена. В ситуации тотального |
|дефицита о качестве не может быть и речи. Обычными требованиями продукта|
|для достижения высшего качества является задание высших параметров |
|производительности, удовлетворения потребностей покупателей в удобном |
|сервисе продукции, внешнем виде и дизайне упаковки. Кстати, в последнее |
|время дизайн упаковки, сделанной в России значительно улучшился, что |
|можно рассматривать как весьма положительный факт. |

|Разработка производственных процессов исходя из требований качества. |
|Производственные процессы рассматриваются в стандарте ИС-9000. Одна из |
|основных задач этих стандартов, как раз установление, разработка |
|производственных процессов для производства качественной продукции. Как |
|основное требование стандартов можно сформулировать то, что должны быть |
|четко разделены неконтролируемые факторы и такие, как возможное |
|неправильное функционирование машин, некачественные материалы, |
|неправильное выполнение рабочими своих обязанностей. Такие |
|контролируемые факторы могут быть устранены в процессе внедрения системы|
|ИС-9000. Однако могут быть и неконтролируемые факторы, такие как резкое |
|изменение температуры, связанное с резким изменением погоды, вибрация, в|
|том числе внешняя (от проезжающего транспорта) и другие причины |
|связанные с природными и внешними по отношению к предприятию факторами. |
|При размещении, дизайне новых предприятий желательно избежать |
|максимально возможного влияния неконтролируемых факторов на |
|производство. Это одна из задач высшего менеджмента добиться того, чтобы|
|неконтролируемые факторы не возникали вообще. |

|Контроль производственных процессов для достижения качества. Требование |
|также достаточно очевидное, т.к. если производственные процессы |
|разработаны таким образом, чтобы достигать высшего качества продукции, |
|необходимо их контролировать, чтобы разработанные параметры выполнялись,|
|работники выполняли должностные инструкции и выполнялись требования |
|документации по соответствию нормам, по правильному производству. |

|Развитие партнерских отношений с поставщиками. Очень важный вопрос, |
|который требует наличия выбора поставщиков и их доброй воли, чтобы |
|развивать такое партнерство. К сожалению, ситуация когда предприятие |
|стремились производить не то, что нужно на рынке и не то, что нужно для |
|достижения высокого качества, а то что возможно на этом предприятии, |
|порождала ситуацию, когда низкое качество было заложено уже в выборе |
|поставщиков. Если это низкокачественный металл, детали и компоненты, то |
|из них соответственно получались низкокачественные чайники, телевизоры, |
|стиральные машины и т.д. |

|Известно, например, исключительно часто причиной выхода из строя |
|отечественных телевизоров было низкое качество трубок и низкое качество |
|электролитических конденсаторов. Телевизоры взрывались, выходили из |
|строя так просто потому что некачественные конденсаторы высыхали. |
|Единственная причина выхода из строя был выход из строя иногда |
|крохотного и дешевого конденсатора, все остальное могло работать |
|нормально, обеспечивало вполне приличное качество изображения на |
|довольно простом телевизионном приемнике. |

|Сейчас выбор поставщиков расширился, в основном из-за наших коллег за |
|границей, но сказать, что повышение конкуренции не привело к повышению |
|качества производства на предприятиях. Только в последнее время стало |
|достигаться понимание того, что это явление не временное, а постоянное. |
|Существует достаточно много способов повышения заинтересованности |
|поставщиков в качестве своей продукции. Это долгосрочные контракты, |
|специальные премии за высокое качество продукции. Последнее очень |
|интересно, поскольку стремление купить всегда самую дешевую продукцию |
|часто означает стремление купить некачественную продукцию. А |
|приобретение копеечной, некачественной продукции, скажем того же |
|конденсатора или резистора может привести к выходу из строя в сотни, |
|тысячи раз более дорогостоящего устройства. Потеря репутации конечного |
|производителя, в погоне за копеечной экономией. Защита покупателя от |
|некачественного поставщика комплектующих это прежде всего забота |
|покупателя, но возможно именно по этому одним из требований в страны ЕС,|
|для государственных нужд является соответствие сертификации предприятия |
|по ИС-9000, как какая-нибудь гарантия качества продукции. |

|Послепродажное обслуживание и после-производственный сервис. Для целого |
|ряда продуктов бытового назначения, таких как стиральные машины, имеет |
|значение не только качество его производства на заводе, но и |
|качественная доставка поставщику. Если машина упала в процессе доставки,|
|то есть очень серьезное основание того, что она не будет работать вообще|
|или будет работать с серьезными дефектами. Не говоря уже о том, что она |
|должна быть должном образом подсоединена к системам водоснабжения, |
|канализации, для того чтобы она стирала, а не заливала квартиру, и не |
|портила белье. |


|В Западной практике используются все те же методы вовлечения работников |
|в процесс управления качеством, которые применялись у нас при |
|социализме: кружки качества, премирование за рационализаторские |
|предложения, создание производственных совещаний, посвященных вопросам |
|улучшения производства продукции. Ничего нового тут не придумано и могут|
|быть использованы методы хорошо известные из прошлого. |



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты