(часть 1 статьи 23), а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть 2 статьи 23).
Большим новшеством для нашей страны является содержащееся в этой статье условие, что ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. На протяжении всей истории и до сегодняшнего дня это право произвольно нарушалось “компетентными органами”, которые в лучшем случае обязаны были получить санкцию прокурора.
Резкое усиление процессов информатизации в обществе, связанные с этим
явлением новые возможности и опасности вызвали появление, как в зарубежной,
так и в отечественной практике целого ряда новых конституционных норм и
конструкций. Так. Совершенно новаторски для отечественной государственно-
правовой практике выглядит содержание статьи 24: “1. Сбор, хранение,
использование и распространение информации о частной жизни лица без его
согласия не допускается. 2. Органы государственной власти и органы местного
самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность
ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими
его права и свободы, если иное не предусмотрено законом”. Регулированию
комплексного института свободы информации и права на информацию посвящена
также статья 29. Сложная конструкция этой статьи содержит целый ряд
корреспондирующих друг другу гарантий и ограничений. Среди ограничений
наиболее важными являются запрет пропаганды или агитации, возбуждающей
социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
Запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или
языкового превосходства.
Новым и чрезвычайно актуальным для России является конституционное
право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность
(статья 26)
Статья 30 Конституции РФ формулирует право на объединение.
Право на объединение является личным, но также и политическим правом, если
речь идет об объединениях политического характера (партия, политических
движениях и т.п.). Известно также под названием свободы союзов и
ассоциаций. Представляет собой право на образование любого союза в рамках
требования закона. Обычно это право предполагает также принцип свободы
деятельности общественных объединений и их равноправия. Право на
объединение не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае
введения чрезвычайного или военного положения.
Одним из неизменных атрибутов любого демократического государства,
который, не смотря на все перемены, никак не может утвердиться в
российской действительности является свобода передвижения и поселения.
Представляет собой возможность беспрепятственно передвигаться, выбирать
место пребывания и жительства в любой части территории государства, а также
покидать территорию государства и возвращаться на нее при соблюдении ряда
требований закона. В таком объеме этой свободой пользуются лица на
территории государства, гражданами которого они являются. Для иностранных
граждан и лиц без гражданства эта свобода обычно имеет значительно более
ограниченный характер, но в любом случае должна включать в себя право
покидать территорию соответствующего государства по своему усмотрению.
Однако и в отношении граждан в демократических государства существует целый
ряд ограничений свободы передвижений. Так, свобода передвижения
ограничивается наличием в большинстве государств значительного количества
территорий, закрытых по военным, экономическим, природоохранным и иным
соображениям для свободного посещения, а также запретом вторгаться в
частные владения. Право граждан на выезд из своей страны также может быть
ограничено по мотивам обеспечения госбезопасности и сохранения
государственной тайны. Свобода передвижения и поселения гарантируется ст.
27 Конституции РФ 1993 г., а осуществление ее регулируется Законом РФ "О
праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. Как и ряд
других. Свобода передвижения и поселения не является абсолютным правом и
может быть ограничено в период действия режима чрезвычайного положения.
Классификация прав и свобод человека и гражданина.
Политические права, в отличие от личных, принадлежат только гражданам конкретного государства. Они дают этим гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни своей страны. К политическим правам обычно относят право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиции.
Конституция РФ 1993 года наделяет граждан России всей полнотой
политических прав в их современном понимании. Изложены эти права в самой
Конституции достаточно кратко, всего в трех статьях: 31 (право проводить
собрания, шествия, митинги, демонстрации, пикетирование), 32 (право на
участие в управлении делами государства, избирательные права, право на
равный доступ к государственной службе и на участие в осуществлении
правосудия) и 33 (право индивидуальных и коллективных петиции). Очевидно,
что эти статьи носят т.н. “рамочный” характер. В настоящее время в
Федеральном Собрании Российской Федерации идет большая работа над проектами
федеральных законов, которые должны наполнить абстрактные нормы конституции
конкретным содержанием. Это проекты законов “О митингах, шествиях и
демонстрациях”, “О референдуме”, “О выборах в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации” и другие. В настоящее же время
содержание этих статей конкретизируется рядом подзаконных актов, некоторые
из которых были изданы еще в иную историческую эпоху.
В РФ активное индивидуальное право принадлежит всем гражданам без различия пола, достигшим 18 летнего возраста, кроме граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда; обладание пассивным индивидуальным правом требует наличия дополнительных условий, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами для выборов в федеральные органы власти и законодательными актами субъектов РФ для выборов в органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
А. Социально-экономические права и свободы
Несмотря на то, что им уже не отводится первая роль, как прежде,
социально-экономические права и свободы продолжают по-прежнему занимать
весьма важное место в системе конституционного регулирования правового
положения личности в Российской Федерации. Авторы проекта ныне действующей
Конституции стремились урезать социально-экономические права до минимума,
но столкнувшись с совершенно противоположными ожиданиями населения, решили
не испытывать судьбу и сохранить эти права если не содержательно, то хотя
бы номинально. Социально-экономическим правам в посвящены статьи 34-41.
Интересно проследить метаморфозу их каталога и содержания по сравнению с последней советской Конституцией (редакции 1988 года). Если тогда перечень открывало право на труд, затем шли права на отдых, охрану здоровья, на материальное обеспечение по старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, право на жилище, на образование. В нынешней конституции список начинается с права на свободу предпринимательства и права частной собственности, потом снова идет право частной собственности, но уже на землю, свобода (!) труда, право на социальное обеспечение, право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь. Как видно, в последней советской конституции право собственности вообще “выпало” из каталога прав.
Смена перечня и содержания прав отразила полную трансформацию всей системы экономических отношений общества. Проследим, как изменилось содержание конкретных прав.
Поскольку права на хозяйственную частную инициативу и частную
собственность не имеют аналога в советских конституциях, начнем с права на
труд. За этим названием в действительности скрывается не одно, а целый
комплекс прав. По Конституции СССР 1977 года право на труд означало “право
на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его
количеством и качеством, право на выбор профессии, рода занятий и работы”.
По конституции РФ 1993 года в группу трудовых прав входят право свободно
распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и
профессию, запрет принудительного труда, право на охрану труда, на
вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже
установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на
защиту от безработицы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры,
включая право на забастовку, право на отдых. То, что было принято считать
сердцевиной права на труд, то есть право на гарантированное получение
рабочего места, Конституцией РФ 1993 года не устанавливается. Это право
лишь отчасти компенсируется правом на защиту от безработицы, содержание
которого для большинства простых людей совершенно не понятно.
Пожалуй, наименее всего изменилось содержание права на социальное обеспечение, поскольку система социального обеспечения уже давно стала совершенно необходимым атрибутом любого мало-мальски цивилизованного общества.
Право на жилище теперь является особенностью российской Конституции.
Среди новейших конституций его закрепляют еще только Конституция
Кыргызстана 1993 г. Согласно Конституции РФ 1993 г. (ст. 40), право на
жилище является правом каждого и означает запрет произвольно лишать
человека жилища, а также юридическую возможность малоимущих и иных
указанных в законе граждан, нуждающихся в жилье, получить его бесплатно или
за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов
в соответствии с установленными законом нормами. Согласно той же статье 40,
органы гос. власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное
строительство.
В общем, не особенно сильно трансформировалось и право на охрану
здоровья, основное содержание которого теперь составляет возможность
получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения. Этому праву также корреспондирует обязанность
гос-ва принимать общие меры по охране и укреплению здоровья населения. По
развитию системы здравоохранения всех видов и медицинского страхования,
содействовать развитию физической культуры и спорта. Способствовать
обеспечению экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия
населения. В таком виде это право закреплено в статье 41 Конституции РФ
1993 г.
Право на образование является одним из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития, как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем содержание этого права имеет тенденцию к расширению. В настоящее время в демократических гос-вах право на образование в широком смысле включает обычно целый комплекс прав: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных и муниципальных школах и некоторых др. образовательных учреждениях, общедоступность образования, право на выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка, свобода преподавания, право на учреждение частных учебных заведений. Право на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ.
Б. Иные права и свободы
В последние годы в мировой конституционной практике помимо вышеуказанных основных категорий прав и свобод стали признаваться на конституционном уровне все новые виды прав и свобод, что отражать тенденции расширения сферы конституционного регулирования, а также постоянного расширения числа жизненно важных ценностей человека, нуждающихся в конституционной защите.
Среди таких прав наиболее часто выделяют право на благоприятную окружающую среду, которое иногда включается в более широкое понятие экологических прав.
Это право было вправе провозглашено в Конституции Испании 1978 г. и широкое распространение получило лишь конце 1980-х - начале 1990-х г.г. в основном конституциях пост - «социалистических" стран. Праву на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также государственных органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Конституция РФ 1993 г. закрепляя это право в статье 42, подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.
В особую группу выделяют часто также культурные права и свободы -
особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой
гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере
культурной и научной жизни. К культурным правам человека относятся свобода
преподавания (академическая свобода), свобода творчества, право на участие
в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к
культурным ценностям. Все эти права нашли отражение в статье 44 Конституции
РФ 1993 г. Многие ученые, однако больше склонны относить культурные права к
группе социально-экономических прав.
Наконец, следует упомянуть еще об одном достаточно специфическом
праве - праве политического убежища. Это право заключается в возможности
иностранца неопределенно долгое время оставаться на территории данного
государства, если у себя на родине этот иностранец подвергается
преследованиям по политическим, религиозным, научным и иным основаниям
подобного рода. Предоставление политического убежища не влечет, однако,
автоматического предоставления гражданства. Согласно 63 Конституции РФ 1993
г., РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без
гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Право политического убежища не является новым: его можно было встретить и в
прежних, советских конституциях.
Соблюдение прав человека в Р.Ф.
В современных демократических государствах конституционные гарантии прав и свобод человека представляют собой совокупность установленных конституцией процессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав и свобод человека, а также установленные конституцией правозащитные институты вместе с основными принципами их деятельности, и, наконец, содержащиеся в конституции особые правила, устанавливающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека. Можно сказать, что в широком смысле любое положение конституции, любой установленный ею демократический институт если не прямо, то косвенно является гарантией прав и свобод человека.
К первому виду конституционных прав следует отнести право на судебную защиту прав и свобод (часть 1 статьи 46)(в т.ч. право на обжалование в суд незаконных действий и решений органов гос. власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц), право на рассмотрение своего дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых данное дело отнесено законом (часть 1 статьи 47), право на защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48)(в т.ч. право пользоваться услугами адвоката с момента задержания, ареста или предъявления обвинения), право на обжалование в суде незаконного ареста, право не свидетельствовать против самого себя и своих близких (часть 1 статьи 51), право считаться невиновным, пока обратное не будет доказано и установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности) (часть 1 статьи 49), право на возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53), право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.
К числу институциональных конституционных гарантий прав свобод
человека относятся независимый и беспристрастный суд, а также некоторые
другие специализированные правозащитные институты. Конституция РФ 1993 года
устанавливает в Главе 7 основы судебной системы РФ, в том числе такие
демократические принципы организации судебной власти как независимость
судей (часть 1 статьи 120), подкрепленная их несменяемостью и
неприкосновенностью (статьи 121 и 122). Важнейшими гарантами соблюдения
прав и свобод человека являются по Конституции РФ Конституционный Суд РФ,
который в соответствии с частью 4 статьи 125 по жалобам на нарушение
конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет
конституционность закона, примененного или подлежащего применению в
конкретном деле, а также институт Уполномоченного по правам человека РФ
(статья 103). Статус и полномочия последнего, к сожалению, не определены в
самой Конституции.
Третий вид конституционных гарантий составляют правила,
устанавливающие основания и пределы возможного ограничения прав и свобод
человека. Эти правила закреплены в статьях 54-56 Конституции РФ 1993 года.
Согласно этим правилам, закон, устанавливающий или отягчающий
ответственность, обратной силы не имеет (часть 1 статьи 54), никто не может
нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не
признавалось правонарушением (часть 2 статьи 54), перечисление в
конституции определенных прав и свобод не должно толковаться как отрицание
или умаление других общепризнанных прав и свобод человека (часть 1 статьи
55), права и свободы человека (и гражданина) могут, ограничены законом
только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного
строя, прав и законных интересов др. лиц, обеспечения обороны и
безопасности государства (часть 3 статьи 55). Кроме того, К конституции РФ
1993 года конкретно указывает, какие из закрепленных в ней прав и свобод
человека могут быть ограничены или приостановлены в период действия
различного рода режимов чрезвычайного положения, а какие не подлежат
ограничению ни в каких случаях (часть 3 статьи 56).
Заключение
Завершая анализ прав свобод и обязанностей граждан РФ В Конституции
РФ 1993 года можно сделать вывод, что в целом конституционное регулирование
правового статуса личности соответствует современным мировым стандартам.
Однако при этом следует помнить, что провозглашение тех или иных (пусть
самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских
условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма к демократическому
правовому государству, является лишь планом будущего строительства.
Предстоит многолетняя работа по наполнению абстрактных, рамочных норм
Конституции более конкретным законодательным содержанием. Потребуются еще
годы, что бы привести ныне действующее законодательство и безбрежное море
подзаконных актов в соответствии с новой Конституцией. Пока эта работа не
будет сделана, ряд важнейших положений новой Конституции вообще не может
вступить в силу (см. пункт 6 Заключительных и переходных положений).
Наконец, как свидетельствует мировой опыт, потребуются десятилетия, чтобы
судебная практика “достроила” тот мостик, который свяжет высокие принципы
Конституции с обыденными явлениями повседневной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. М.,”Юридическая литература”, 1993
2. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России. М.,
“Известия”, 1993
3. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических
Республик. М., 1988
5. РФ . Комментарий. М., “Юридическая литература”, 1994
6. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., “БЕК”, 1994
8. Коваленко А.И. Основы конституционного права Российской Федерации.
М.,1994
10. Конституционный строй России. Выпуск 1. М.,1992
11. Новый гражданский кодекс России и отраслевое законодательство //
Труды института законодательства и сравнительного правоведения при
Правительстве РФ. Вып. 59. М., 1995.
* Смотри используемые статьи с комментариями????†??????????†????
.