Участники гражданского процесса

Более сложной является ситуация, когда прокурор предъявляет иск в защиту прав и свобод определенного лица, а оно отказывается вступить в процесс в качестве истца либо настаивает на прекращении дела, хотя прокурор с этим не согласен. В некоторых случаях процесс в этой ситуации должен быть продолжен, а лицо, в интересах которого иск был первоначально предъявлен прокурором, может быть привлечено в процесс в качестве соответчика (например, по иску о признании брака недействительным или о признании сделки недействительной – ст. 28 СК РФ, ст. 168, 169 ГК РФ).

Вместе с тем к прокурору не может быть предъявлен встречный иск, он предъявляется к истцу по делу. На прокурора, возбудившего дело, не будет распространяться законная сила судебного решения. Форма и содержание иска, заявления прокурора в суд должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК РФ.

Иными являются процессуальные права прокурора, если он вступает в уже начавшийся по инициативе других лиц процесс. В ряде случаев участие прокурора в деле предусмотрено материальным или процессуальным законом (это дела особой значимости).

Вступая в уже начавшийся процесс, прокурор занимает активную позицию в деятельности по рассмотрению спора: он опрашивает истца и ответчика, иных лиц, участвующих в деле; участвует в допросе свидетелей, экспертов, исследует вещественные и письменные доказательства, представленные сторонами. По всем вопросам, возникающим в ходе судопроизводства, прокурор дает заключение о том, как они должны быть разрешены с точки зрения Закона. Прокурор обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.

Прокурор должен активно участвовать в исследовании доказательств, давать заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в целом, руководствуясь принципами законности, состязательности и равноправия сторон. [7]


2.4 Участие в процессе органов гос. управления, профсоюзов, предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан, защищающих права других людей


Гражданский процессуальный закон предусматривает участие органов государственного управления, профсоюзов, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций или отдельных граждан в процессе в защиту не своих прав, а прав и интересов других лиц. Цель участия в процессе названных органов и лиц — защита общественных и государственных интересов, субъективных прав и охраняемых законом интересов других лиц — граждан и организаций.

Такое участие, с целью защиты прав и интересов других лиц может иметь место в гражданских делах, которые связаны с соответствующей отраслью народного хозяйства, управление которыми ими осуществляется, и если такое участие предусмотрено законом. Сравнительно широкие права на участие в процессе предоставлены органам опеки и попечительства, жилищно-коммунальным, финансовым и др.

Субъектами защиты прав других лиц и интересов государства могут быть те органы государственного управления, участие которых в гражданском процессе обусловливается необходимостью осуществления ими своей компетенции в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

В действующем законодательстве формы участия в гражданском процессе органов государственного управления, а также общественных организаций, профсоюзов, смоделированы во многом по аналогии с участием в нем прокурора. ГПК отнес эти органы к числу лиц, участвующих в деле, наделив их соответствующими правами (ст.46-47 ГПК).

Ст. 46 предусматривает, что все вышеперечисленные органы и отдельные граждане имеют право в предусмотренных законом случаях обращаться в суд с заявлением в защиту интересов других лиц либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В то же время в соответствии со ст. 47 государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции могут вступать в уже начавшийся процесс по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В случаях, предусмотренных законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В отличие от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, органы государственного управления не имеют материально-правового интереса по делу и ни с одной из сторон материальным правоотношением не связаны. При наличии такой связи исключается возможность привлечения органа управления для дачи заключения; в таком случае названные органы должны участвовать в деле в качестве стороны или третьего лица.

Заключение органа государственного управления составляется, как правило, на основе предварительного обследования и изучения материалов дела. В некоторых случаях заключение может быть составлено и по инициативе самого органа управления. Заключения органов государственного управления представляются в суд письменно.

С целью дачи заключения по делу в гражданском процессе чаще всего участвуют следующие органы государственного управления:

а) органы опеки и попечительства — по делам, затрагивающим интересы детей и других недееспособных лиц, как, например, по делам о передаче детей на воспитание, неправильном использовании родителями своих прав, лишении родительских прав, об отмене усыновления, использования опеки в корыстных целях, о возмещении ущерба, причиненного несовершеннолетнему лицу, по делам, затрагивающим жилищные права детей;

6) отделы социального обеспечения — по делам особого производства, возбуждаемым в целях назначения пенсии (установление фактических брачных отношений, объявление лица умершим и др.);

в) жилищно-коммунальные органы — по делам, связанным с владением жилищами и другими помещениями на праве личной собственности (выселение, раздел и обмен жилой площади, переоборудование нежилых помещений под жилье, сделки по поводу строений, о принадлежности строения на праве собственности и др.), а также по спорам между совладельцами строений, находящихся на неразделенном зе­мельном участке, о порядке пользования этим участком.

Участие в гражданском процессе указанных органов и обязательность извещения их судом о деле объясняется тем, что решение суда может затронуть интересы соответствующей отрасли управления. В отдельных случаях судебным решением может быть возложена опре­деленная обязанность на тот или иной орган управления в пределах его компетенции, что также является основанием участия в деле. Например, в связи с лишением родительских прав или в связи с отменой усыновления, а также при признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным перед органами, опеки и попечительства может встать вопрос о назначении опекуна или попечителя; в связи с признанием того или иного юридического факта возникает обязанность выдачи надлежащих документов, назначения пенсии и т.д.

Порядок участия органов государственного управления в судебном заседании определен ст.ст.174, 190, 191 ГПК. Представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, граждане, обратившиеся в суд за защитой прав и законных интересов других лиц, дают объяснения и выступают в судебных прениях первыми. [8]

3. Участники процесса, способствующие правосудию

3.1 Свидетель

Свидетелем является лицо, которое может сообщить какие-либо сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела. Свидетель является участником процесса, но не является лицом, участвующим в деле.

Свидетельские показания - это сообщения о фактах, которые были лично восприняты свидетелем или стали известны ему от других лиц. Это могут быть и сведения, полученные с помощью специальных знаний, например сведения о выпуске контрафактной продукции с помощью специальной техники. Свидетель не может быть одновременно экспертом.

Свидетелем может быть любое лицо независимо от возраста и состояния здоровья. В каждом случае суд должен решить, способно ли данное лицо правильно воспринимать факты и давать о них правдивые показания. Однако суд должен учитывать эти обстоятельства при оценке показаний таких свидетелей. Несовершеннолетние свидетели в соответствии со ст. 70 ГПК РФ допрашиваются с участием педагога (для детей до 14 лет участие педагога обязательно), а при необходимости - также и других взрослых.

Свидетелями могут быть и заинтересованные лица (родственники, друзья, подчиненные и др.), что должно учитываться судом при оценке доказательств.

Для вызова свидетеля в суд заинтересованное лицо, участвующее в деле, должно указать, для подтверждения каких обстоятельств вызывается свидетель, его фамилию, имя, отчество, место жительства. Ходатайство о вызове свидетеля может быть устным или письменным. В некоторых случаях показания свидетелей не будут иметь юридического значения, как недопустимые, и суд может отказать в удовлетворении ходатайства. Так, несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (ст. 162 ГК РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди. ГПК РФ освобождает от обязанности давать свидетельские показания священнослужителей только тех религиозных организаций, которые признаны государством и прошли государственную регистрацию.

Свидетельские показания имеют важное практическое значение, поскольку некоторые обстоятельства могут устанавливаться только свидетельскими показаниями. В некоторых случаях свидетельские показания являются недопустимыми, например, при доказательстве совершения сделки, требующей письменной формы (ст. 161, 162 ГК РФ). Свидетель не подлежит отводу в связи с его заинтересованностью (родственные, дружеские, служебные отношения с лицом, участвующим в деле).

Свидетель обязан явиться в суд в назначенное время и дать правдивые показания. В противном случае его действия могут расцениваться как отказ от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний. Последствия неявки свидетеля определены ст. 168 ГПК РФ. При неявке по неуважительной причине суд может подвергнуть свидетеля штрафу, а при повторной неявке - принудительному приводу, который осуществляют судебные приставы. В том случае, если гражданин имеет право отказаться от дачи свидетельских показаний (ч. 4 ст. 69 ГПК РФ), он должен проинформировать об этом суд, явившись в судебное заседание, либо письменно известив суд об этом до начала судебного заседания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты