С самого начала осуществления иностранных инвестиций в Казахстане стоял вопрос о возможности продажи и залога лицензии. Из-за отсутствия такого права стали прекращаться иностранные инвестиции, так как иностранные инвесторы не могли получать кредиты от банков без возможности залога лицензии.
По Указу о нефти продажа и залог лицензий были невозможны. Этот запрет был установлен не самим Указом о нефти, а Указом Президента
Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 17 апреля 1995 г. «0 лицензировании», где было закреплено общее положение о неотчуждаемости лицензии.
Разработчикам проекта Указа о недрах пришлось перед его принятием добиваться изменения Указа, имеющего силу закона, «0 лицензировании».
Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 23 декабря
1995 г., такие изменения были внесены. Была предусмотрена возможность закреплять в законодательных актах права на отчуждение лицензии.
В соответствии со ст.ст.14 и 15 Указа о недрах определен механизм продажи и залога лицензий. Выступает такая продажа как передача права недропользования.
Раньше передача права недропользования другим лицам не допускалась.
Теперь такая возможность предусмотрена, но только с разрешения лицензионного органа.
Разрешение лицензионного органа на передачу права недропользования конкретному лицу дается отдельно в каждом случае такой передачи. Не допускается установление в лицензии и контракте общего разрешения на передачу права недропользования любому лицу по усмотрению недропользователя или по соглашению с компетентным органом.
Передача права недропользования производится путем передачи лицензии с соответствующим ее переоформлением.
Право недропользования также может быть передано в залог на основе договора залога имущественных прав, причем предусмотрено, что полученный под залог права недропользования кредит должен быть использован только на цели недропользования, предусмотренные лицензией.
Новым важным моментом, установленным в Указе о недрах, является уточнение порядка прекращения лицензии. Раньше эти вопросы вызывали большие затруднения на практике. В случае замены одного из участников в СП вставал вопрос о выдаче новой лицензии, хотя ни участники СП, ни лицензионный орган не возражали против сохранения прежней лицензии.
В соответствии со ст.39 Указа о недрах изменение состава участников юридического лица без согласия лицензионного органа может послужить основанием прекращения действия лицензии, только если условием выдачи лицензии является определенный состав участников. Если такое условие не оговаривалось при выдаче лицензии, изменение состава участников, а также преобразование юридического лица не влекут прекращения лицензии. Но при этом если лицензионный орган даст согласие на изменение состава участников юридического лица, действие лицензии сохраняется.
Не прекращается лицензия и при видах реорганизации юридического лица при условии, что юридическое лицо, на имя которого выдана лицензия, сохраняется.
Во всех случаях производится просто переоформление лицензии без изменения даты ее первоначальной выдачи и без возложения на лицензиата дополнительных обязанностей.
Такое упрощение порядка выдачи, продажи, залога, сохранения лицензии имеет большое значение для создания благоприятного инвестиционного климата.
И иностранных инвесторов, и особенно банки, которые кредитуют вложение инвестиций, больше всего волнует три вопроса: простой и достаточно надежный способ выдачи лицензий, продажа и залог лицензии, сохранение лицензии при различных реорганизациях юридического лица и замены его участников.
Субъектами права недропользования могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также иностранные государства, международные организации (ст.11 Указа о недрах). Указ подразделяет субъектов недропользования по нескольким критериям, в том числе на национальных и иностранных, постоянных и временных.
Указ выделяет среди недропользователей юридические лица, в том числе иностранные (ст.11 Указа о недрах).
Раньше, в соответствии с Положением о лицензировании от 8 августа
1994 года, лицензия могла выдаваться не только юридическим лицам, но так называемым «хозяйствующим субъектам» (п.2.7 Положения).
В качестве хозяйствующих субъектов» могли выступать как юридические лица, так и иные образования, не имеющие статуса юридического лица. К ним, в частности, мог быть отнесен и консорциум.
Представляется, что в соответствии с действующим законодательством
консорциум как таковой не может получить лицензию, так как он не является
юридическим лицом по законодательству Республики Казахстан (ст.228
Гражданского кодекса Республики Казахстан).
Закон прямо не устанавливает, может ли получить одну и ту же лицензию только одно юридическое лицо (в том числе иностранное ), либо одну лицензию могут одновременно получить несколько субъектов, несколько юридических лиц при наличии взаимного согласия.
Указ о недрах не исключает возможности получения одной лицензии несколькими лицами.
Практика также пошла по пути выдачи одной и той же лицензии
несколькими юридическим лицам. Например, лицензия на нефтяное месторождение
«Южный Кумколь» выдана двум субъектам - юридическим лицам: казахстанско-
канадскому СП «Туран Петролиум» и государственному акционерному обществу
«Южнефтегаз»; лицензия на нефтяное месторождение «Жалгыз-Тюбе» выдана также
двум казахстанским юридическим лицам: государственной компании «Мунайгаз» и
Национальной академии наук Республики Казахстан.
При этом в первом случае от СП «Туран Петролеум» и государственного
акционерного общества «Южнефтегаз» Министерство геологии Республики
Казахстан затребовало договор о совместной деятельности между этими
юридическими лицами. Во втором случае выдача лицензии государственной
компании «Мунайгаз» и Национальной академии наук Республики Казахстан была
произведена без договора о совместной деятельности, равно как и без какого-
либо иного договора между ними.
Следует, на наш взгляд, в Указе о недрах более подробно урегулировать ситуацию с возможностью и условиями выдачи одной лицензии нескольким недропользователям. В частности, необходимо установить наличие заключенного между потенциальными недропользователями договора. Это, видимо, должен быть договор о совместной деятельности (простое товарищество) с образованием консорциума недропользователей.
Выделение иностранных недропользователей среди иных субъектов
недропользования имеет то практическое значение, что для них возможны
исключения из общего режима недропользования в Республики Казахстан. В
частности, в Договор между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами
Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений, подписанном в
Вашингтоне в 1992 г. ( ратифицирован Верховным Советов Республики Казахстан
от 18 декабря 1992г.) предусмотрено, что «Республика Казахстан оставляет за
собой право устанавливать или сохранять исключения ограниченного характера
из наиболее благоприятного режима в ниже указанных областях или вопросах: владение землей, ее недрами, ...другими природными ресурсами»
(Приложение к договору РК и США , п. 3)
В отношении недропользования национальное законодательство не
содержит каких-либо ограничений для иностранных инвесторов на этот счет,
Более того, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в
проведение операций по недропользованию провозглашено в качестве одного из
принципов законодательства о недрах и недропользовании ( п. 7 ст. 3 Указа о
недрах).
6.Сервитут
Сервитут - это старинное понятие, используемое еще в римском праве и означающее право пользования чужой вещью (например, право прохода через чужой земельный участок или право прохода через чужую часть дома на первом этаже, если принадлежащая мне часть дома на втором этаже и другого пути пройти туда нет).
В нашем прежнем законодательстве понятие сервитута не использовалось.
Впервые оно появилось в Гражданском кодексе Республики Казахстан (общая
часть) в статье 118, посвященной государственной регистрации недвижимости.
В пункте 2 статьи 118 среди прочих прав на недвижимые вещи, подлежащие
регистрации, названы и сервитуты.
Однако подробное развитие сервитут получил в Указе о земле. Это естественно, так как во всем мире подавляющее число случаев применения сервитута связано с землей.
В подпункте 15 статьи 1 Указа о земле сервитут оценивается как право граждан и юридических лиц на ограниченное целевое пользование земельными участками, находящимися на праве собственности или праве землепользования у других лиц.
Сервитут может возникать:
-непосредственно из нормативного правового акта
-на основе договора заинтересованного лица с частным собственником и
землепользователем;
|-на основе акта местного исполнительного органа (пункт 2 статьи 41 | |
|Указа). | |
Непосредственно из закона или иного нормативного акта сервитут возникает в ограниченных случаях. Один из таких случаев предусмотрен в статье 48 Указа, в соответствии с которым физические лица имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках. Если земельный участок, находящийся в чьей либо частной собственности или землепользовании, не ограничен или, если частный собственник или землепользователь иным способом не обозначил, что вход на участок без его' разрешения не допускается, любое лицо может пройти через этот участок, если это не причиняет ущерба или беспокойства частному собственнику или землепользователю.
Большинство сервитутов возникает на основе договора или акта местного исполнительного органа. При этом надо исходить из того, что местный исполнительный орган при установлении сервитутов не вправе нарушать права собственников или землепользователей. Поэтому он может устанавливать сервитуты в случаях, предусмотренных законодательством. Два таких случая предусмотрены в Указе о земле:
1) установление скотопрогонных трасс временного (сезонного) пользования (статья 50 Указа). Норма о скотопрогонных трассах постоянного пользования помещена в разделе о предоставлении участков сельскохозяйственного назначения (статья 80 Указа), так как в последнем случае имеет место изъятие земельного участка у прежних землепользователей и предоставление его новому. При скотопрогонных трассах временного пользования изъятие земельного участка не проводится, есть ограниченное целевое пользование чужим земельным участком, то есть сервитут;
2) использование земельных участков для изыскательских работ (статья
51 Указа). Особенностью сервитута здесь является то, что для его
возникновения необходимо, помимо акта местного исполнительного органа,
заключение договора между изыскателем и частным собственником или
землепользователе
Случаи, когда право сервитута устанавливается на основе договора, предусмотрены в статье Указа. Право ограниченного пользования соседним или иным земельным участком может устанавливаться для обеспечения:
1) прохода или проезда через соседний иной земельный участок, если другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку невозможен, крайне затруднен или требует несоразмерных расходов;
2) прокладки и эксплуатации необходимых линий электропередач, связи, обеспечения водоснабжения, теплоснабжения, мелиорации, и других нужд частного собственника или землепользователя, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута на соседний или иной участок.
Существенными признаками сервитута являются:
-право на чужую вещь; в этом случае право собственности не нарушается, никакое отдельное правомочие из права собственности не выделяется, а лишь уступается в той мере, в какой представляется необходимым осуществить сервитут, а именно: обязан лишь что-либо терпеть или не делать;
-целью сервитута является предоставление определенному лицу или земельному участку определенной выгоды или интереса (например, право пожизненного проживания в чужом доме);
-на сервитут не распространянется право распоряжения, которое остается у собственника. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 53 Указа «О земле» сервитут не может быть самостоятельным предметом сделок, в том числе купли- продажи, залога;
-сервитуту присуще право следлвания. Статья 53 п. 2 Указа «О земле» предусматривает, что сервитут может ереходить к другим лицам лишь с правом для обеспечения которого установлен сервитут.
Субъектами сервитута могут быть граждане, юридические лица и
государство. Сервитуты бывают вещными (земельными) и личными. Вещные
(земельные) сервитуты устанавливаются не в пользу определенного лица, а в
пользу определенного земельного участка, например, право нахождения
физического лица на чужих земельных участках и право его прохода через них.
Личные сервитуты устанавливаются в пользу определенного лица, он не может
передаваться. Сервитуты также подразделяются на частные и публичные.
Публичные сервитуты устанавливаются в общественных интересах. Так,
физические лица имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться
на незакрытых для общего доступа земельных участках. Частными являются
сервитуты, когда государство вводит в использование частного имущества
нормативные ограничения, вытекающие из так называемого права соседства.
Например, прокладка линий электропередачи через соседний участок.
Объектом сервитута является недвижимость. Если возникновение, изменение и прекращение сервитута основано на договоре, то такой сервитут подлежит государственной регистрации (п. Ст. 118 ГК, ст. 55 Указа «О земле»).
По законодательству сервитут подлежит прекращению, как и другие вещные права. Относительно земельных сервитутов, закон предусматривает два случая прекращения сервитута ( ст. 54 Указа). Во-первых, сервитут может быть прекращен по требованию частного собственника или землепользователя ввиду устранения причин, по которым он был установлен. Во-вторых, в случаях, когда земельный участок, обремененный сервитутом, не может использоваться по своему назначению в результате такого обременения, частный собственник или землепользователь вправе в судебном порядке требовать прекращения сервитута.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вещные права являются без преувеличения завоеванием цивилистики. Они
сформировались еще в Древнем Риме и прошли долгий путь усовершенствований.
Сегодня Гражданское законодательство предусматривает с наряду правом
собственности для субъектов гражданских правовых отношений и ограниченные
вещные права - пожизненного наследуемого владения земельным участком,
постоянного (бесрочного) пользования земельным участком, хозяйственного
ведения и оперативного управления, сервитуты.
Вещные права, которые не получили отражения в Гражданском кодексе,
закреплены иными нормативными актами, принятие которых предусматривает ст.
3 Гражданского кодекса Республики Казахстан.
Таким образом, сегодня законодательно оформлена система вещных прав, в с чем актуальным явилось ее теоретическое рассмотрение в данной работе.
Изложенная данная работа построена с учетом истории становления и развития вещных прав, а также сравнительного анализа с зарубежными аналогами.
Новый взгляд на право собственности, на основания его приобретения и прекращения делает актуальным рассмотрением вопроса категории вещного права.
Таким образом, предметом рассмотрения в этой работе явилось вещное право вчера, сегодня и даже немного завтра.
Список использованной литературы:
1. Конституция Республики Казахстан. Алматы: 1995г.
1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть) от 27 декабря 1994 года.
1. Закон Республики Казахстан «О земле» от 22 декабря 1995 года.
1. Закон Республики Казахстан от 10 апреля 1995 года «О лицензировании»
1. Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 года «О государственном предприятии»
1. Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 22 декабря
1995 года
1. Гражданское право. Т.1 Учебник, Под ред. Е.А.Суханова. М., 1994,
1. Щенникова Л.В. Вещные права в гражданском праве России. М. Изд-во «Бек»
1996.
1. Гражданское право. Словарь-справочник. М., 1996.
1. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Сб. норм. актов. Гражданские и торговые кодексы. М., 1986.
1. Эннекцерус. Курс германского гражданского права. Т.1, полутом 2,
1. Райхер В.К. «Абсолютные и относительные права» ( к проблеме деления хозяйственных прав). Известия Экономического факультета Ленинградского политехнического института, вып. 1 Л. 1928 г.
1. Советское гражданское право Т.1 Под редакцией Д.М.Генкина М. Гос. юрид. издат., 1956 г.
1. Братусь С.Н. «Предмет и система советского гражданского права» М.
Гос.юрид. издат, 1963г.
1. Дождев Д.В. Римское частное право. М. 1996.
1. Иоффе О.С. Советское гражданское право. М., 1967.
17.Гражданское право. Словарь-справочник, М., 1996, с. 218.
1 См., Райхер В.К. «Абсолютные и относительные права» ( к проблеме
деления хозяйственных прав). Известия Экономического факультета
Ленинградского политехнического института, вып. 1 Л. 1928 г., с. 288-2911.
Советское гражданское право Т.1 Под редакцией Д.М.Генкина М. Гос. юрид. издат., 1956 г. с. 115; Братусь С.Н. «Предмет и система советского гражданского права» М. Гос.юрид. издат, 1963г., с. 186-189.
1 См. об этом: Гражданское право. Под редакцией Ю.К. Толстого и
А.П.Сергеева. Часть 1. Санкт-Петербург, 1996г. с. 63-64, 69-71.
1 См.: например, Гражданское право Т.1, учебник ( под. Ред.
А.Суханова) М.; Изд-во «Бек», 1994г. с. 17.
1 См; Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву. М.
1940г. с. 22
2 Советское гражданское право. Под редакцией В.Т. Смирнова, Ю.
Толстого, А.К. Юрченко. Т. 1. Л. 1982г. стр. 73-74
3 Магазинер Я.М. Объект права. - В кн.; Очерки по гражданскому праву.
Л., 1957г. с. 66
4 Гражданское право. Под редакцией Ю.К.Толстого, А.П. Сергеева. Часть
1., С-П, 1996г., с.78
5 См.; например: Гражданское право. Т.1 Учебник. Под ред. Суханова ,
М. 1994г. с. 111-112.
1 См., например: Гражданское право. Т.1 Учебник, Под ред.
Е.А.Суханова. М., 1994, с. 111.
2 См. Щенникова Л.В. Вещные права в гражданском праве России. М. Изд- во «Бек» 1996. С. 3
3 См. Гражданское право. Словарь-справочник. М., 1996. С. 63
4 См.Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран.
С.. нор.актов. Гражданские и торговые кодексы. М., 1986, с. 234.
1 См.: Эннекцерус. Курс германского гражданского права. Т.1, полутом
2, с. 10-11
1 См., например, Иоффе О.С. Советское гражданское право. М., 1967, с.
240-241; Гражданское право. Словарь-справочник, М., 1996, с. 218.
1 См.: Гражданское право. Часть 1 Учебник. Под ред. Ю.К.Толстого, А.П.
Сергеева. С-П. 1996г., с. 286; Гражданское право России, с. 170;
Гражданское право. Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева, с. 247. Агарков
М.М. «Обязательство по советскому гражданскому праву. М. 1940. С. 27.
1 См. Дождев Д.В. Римское частное право. М. 1996. С. 403
2 См. Гражданское право. Под ред. Суханова Е.А. Т. 1 , 1994. С. 283
1 См. также Брайнина В.Н. Лицензирование осуществления права
недропользования по законодательству Республики Казахстан. В сб.:
Актуальные вопросы коммерческого законодательства в Республики Казахстан и
практика его применения. Вып. 6 . Правовое регулирование недропользования.
Алматы. Адилет-пресс. 1997г. с. 41
1 См., например: Гражданское право: Учебник / Под ред. Проф.
Е.А.Суханова). - М. , 1994. Т.1 - с.125