|Классификация ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ |
| |
| |
|по совокупности прав, которые | |по целям |
|сохраняют за собой учредители | |деятельности |
|(участники) | | |
| | | |
| | | |
| | |коммерческие| |некоммерчески|
| | | | |е |
| | | | | |
| | | | | |
|обязательственные права | |вещные права | |отсутствие вещных|
|учредителей (участников) в | |учредителей в | |и |
|отношении юридического лица | |отношении юридического| |обязательственных|
| | |лица | |прав |
| | | | | |
| |хозяйственные | |государственные и | | |
| |товарищества и | |муниципальные унитарные | | |
| |общества | | | | |
| | |предприятия , в том числе| | |
| |производственные и | |дочерние, | | |
| |потребительские | |финансируемые | | |
| |кооперативы | |собственником учреждения | | |
| | | | | | |
|общественные и | |благотворительные и | |объединения юридических |
|религиозные организации| | | |лиц ( ассоциации и |
| | |иные фонды | |союзы) |
[7,с. 45].
Юридические лица можно классифицировать и по характеру основных полномочий на публичные и частные.
Основным критерием при классификации юридических лиц на публичные и
частные является характер целей, для которых созданы данные лица. Публичные
юридические лица создаются для реализации государственных властных
полномочий, частные юридические лица, преследуют цели своих создателей.
Публичные и частные юридические лица в гражданских отношениях равны.
К публичным юридическим лицам, например относятся: Национальный банк
Республики Беларусь; Высший Хозяйственный суд, хозяйственные суды областей
и др. К частным юридическим лицам - общество с ограниченной
ответственностью; акционерное общество и др. [9, с. 30].
В зависимости от цели их деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие (п.1 ст.46 ГК).
Коммерческие юридические лица преследуют цель осуществления
предпринимательской деятельности с получением прибыли как основного ее
итога и (или) распределения полученной прибыли между ее учредителями
(участниками). Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и
обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и
крестьянских (фермерских) хозяйств (п.2 ст. 465 ГК).
Некоммерческие юридические лица имеют иные цели, не связанные с
предпринимательской деятельностью. Они могут заниматься предпринимательской
деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их
уставных целей и соответствует этим целям, и не имеют права распределять
полученную прибыль между своими участниками. Для некоторых видов
некоммерческих организаций законодательством могут быть установлены
правила, предусматривающие их права на занятие предпринимательской
деятельностью только посредством образования (участия в образовании)
коммерческих организаций. Некоммерческие организации создаются в форме
потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций
(объединений), благотворительных и иных фондов, финансируемых собственником
учреждений, а также и других формах, предусмотренных законодательством.
Различают юридические лица, учреждаемые: а) государством, административно -территориальными единицами и их органами; б) одним физическим лицом (супругами), крестьянским (фермерским) хозяйством; в) несколькими физическими лицами; г) одним юридическим лицом; д) юридическими лицами и предпринимателями в различном сочетании.
Юридическими лицами, создаваемыми государством, являются:
Администрация Президента Республики Беларусь ;
Аппарат Совета Министров Республики Беларусь; хозяйственные суды; республиканские органы государственного управления: министерства, государственные комитеты, комитеты при министерствах;
Советы административно -территориальных единиц Республики Беларусь, исполнительные комитеты, местная администрация.
Правительство Республики Беларусь создает, реорганизует, ликвидирует предприятия, учреждения, организации, объединения, находящиеся в собственности Республики Беларусь. Такими же правами пользуется министерство в отношении подведомственных ему объединений, предприятий, учреждений и организаций.
Юридическое лицо может быть образовано одним физическим лицом в
соответствии со ст.3 Закона Республики Беларусь от 28 мая 1991г. «О
предпринимательстве в Республике Беларусь», супругами или крестьянским
(фермерским) хозяйством. Гражданский кодекс Республики Беларусь именует
такое предприятие частным унитарным предприятием, имущество которого
находится в частной собственности физического лица(совместной собственности
супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства и принадлежит
такому предприятию на праве хозяйственного ведения(ч.3 п.1 ст.113 и ч.4 п.
2 ст. 113 ГК).
Несколькими физическими лицами могут создаваться коммерческие
юридические лица в форме хозяйственных товариществ и обществ,
производственных кооперативов и некоммерческие юридические лица в форме
потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций
(объединений), фондов, учреждений.
Коммерческие и некоммерческие юридические лица могут создавать
хозяйственные товарищества общества, объединения юридических лиц
(ассоциации, союзы).
Юридические лица совместно с физическими лицами вправе создавать хозяйственные товарищества и общества ( п. 4 ст. 63 ГК).
По способу создания различают юридические лица, создаваемые в распорядительном, разрешительном порядке и нормативно-явочным способом.
Юридические лица по составу учредительных документов делятся на создаваемые и действующие на основании: n учредительного договора; n учредительного договора и устава; n только устава.
На основании только учредительного договора создаются и действуют полные и коммандитные товарищества (ст.48,67,82ГК); учредительного договора и устава - общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью (ст.88, п.3 ст.94 ГК). На основании только устава образуются и действуют акционерные общества (п. 3 ст.98 ГК), унитарные предприятия (ст. 113 и 115 ГК), производственные и потребительские кооперативы (ст. 108 и 116 ГК), общественные объединения, профессиональные союзы, фонды (ст. 118ГК) , учреждения; объединения юридических лиц , политические партии, кооперативы.
По характеру участия учредителей в деятельности юридического лица различают юридические лица, участники которых объединяют свои личные усилия для достижения предпринимательской цели (хозяйственные товарищества: полные и коммандитные), производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и юридические лица, участники которых объединяют свои капиталы ( хозяйственные общества: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью).
Юридические лица по объему вещных прав делятся на:
1) юридические лица, обладающие правом оперативного управления имуществом, которым они наделены (казенные предприятия и учреждения, финансируемые за счет собственника - ст.277 ГК);
2) юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения имуществом, предоставленным им собственником для осуществления предпринимательской деятельности (унитарные предприятия) - ст. 276ГК;
3) юридические лица, обладающие правом собственности на их имущество (все остальные юридические лица).
По особенностям правового статуса (правового режима) юридические лица делятся на: n юридические лица по белорусскому праву; n юридические лица по иностранному праву.
Юридические лица по белорусскому праву образованы и действуют на территории Республики Беларусь и за ее пределами в соответствии с ее законодательством.
Юридические лица иностранного права - это юридические лица, учрежденные за пределами Республики Беларусь.
По соподчиненности юридические лица делятся на основные, дочерние и
зависимые. Статьи 105 и 106 ГК предусматривают деление хозяйственных
обществ на основные и дочерние, участвующие (преобладающие) и зависимые.
[6, с.240].
6 ПРЕКРАЩЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Юридическое лицо прекращается либо путем прекращения всех прав и обязанностей, носителем которых являлось данное лицо (ликвидация), либо без подобного прекращения (реорганизация).
Если юридическое лицо прекращается путем ликвидации, то это значит,
что исчезают те элементы юридического лица, которые в своей совокупности и
составляют данное лицо. Если же юридическое лицо реорганизуется, то права и
обязанности данного лица не прекращаются, а переходят к иному лицу (лицам)
- правопреемнику (правопреемникам).
В соответствии с законодательством Республики Беларусь реорганизация юридического лица осуществляется путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования .
При слиянии юридического лица с другим юридическим лицом все имущественные права и обязанности переходят к юридическому лицу, возникшему в результате слияния.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного лица.
При разделении юридического лица к созданным в результате этого новым юридическим лицам переходят по разделительному балансу имущественные права и обязанности реорганизуемого юридического лица.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему лицу переходят все имущественные права и обязанности прежнего юридического лица.
Одновременно с переходом имущественных прав и обязанностей юридического лица переходят и личные неимущественные права, если это не противоречит сути этих прав.
Решение о реорганизации юридического лица принимается либо высшим органом данного лица, либо собственником имущества данного лица, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь об антимонопольной деятельности, - судом.
При реорганизации к правопреемникам переходят права и обязанности в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом, которые содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. При этом о реорганизации должны быть оповещены все кредиторы.
Реорганизация конкретного вида юридического лица осуществляется в соответствии с особенностями законодательства о конкретном виде юридического лица.[2, с. 88].
В отличие от реорганизации юридического лица его ликвидация влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами(п.1 ст.57ГК).
Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной.
Добровольно ликвидация производится по решению его учредителей (участников)
либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными
документами. В ст. 57 ГК дан примерный перечень оснований, при наличии
одного из которых принимается решение о добровольной ликвидации
юридического лица.
Принудительная ликвидация юридического лица допускается по решению суда или иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Некоторые из оснований принудительной ликвидации юридического лица по решению суда предусмотрены в п.2 ст.57 ГК.
Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает ликвидацию юридического лица, помимо изложенных в ст.57 оснований, по основаниям, предусмотренным в ст.80, п.1 ст. 85, п.3 и 4 ст.89, п.3 ст.94, п.6 ст.115 и п.2 ст.119 ГК.
Требование о ликвидации юридического лица предъявляется государственным органом или органом местного управления или самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательством. Требование адресуется лицам, принимающим решение о ликвидации (п.3 ст.57ГК).
Государственными органами, имеющими право предъявлять требования о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, являются органы:
* Комитета государственного контроля,
* прокуратуры,
* внутренних дел,
* Министерства юстиции,
* Министерства статистики и анализа,
* Комитета государственной безопасности,
* Государственного налогового комитета и Государственного комитета финансовых расследований (п. 42 Положения от 16 марта 1999г).
Порядок ликвидации юридического лица определен ст.59-60 ГК.
Процесс ликвидации состоит из следующих стадий:
1. Выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица.
2. Составление промежуточного ликвидационного баланса.
3. Продажа имущества ликвидируемого юридического лица.
4. Выплата денежных сумм кредиторам.
5. Составление ликвидационного баланса.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо
- прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый
государственный регистр юридических лиц (п.8 ст. 59 ГК).
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением
казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме
потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, в
судебном порядке может быть признано экономически несостоятельным
(банкротом), если оно не в состоянии удовлетворять требования кредиторов.
(ч.1п.1ст.61 ГК).[6, с. 349].
7 Заключение
Республика Беларусь является особым субъектом гражданского права.
Государство нельзя считать юридическим лицом, поскольку оно само
устанавливает порядок создания юридических лиц и определяет объем их
правоспособности. Учредив юридическое лицо, государство снимает с себя
гражданско-правовую ответственность по его обязательствам, но оно может в
порядке исключения принять на себя ответственность по обязательствам
государства. Так, Национальный банк Республики Беларусь, являясь
юридическим лицом, не несет ответственности по обязательствам Правительства
Республики Беларусь, так же как и Правительство Республики Беларусь не
отвечает по обязательствам Национального банка, за исключением случаев,
предусмотренных законом, или случаев, когда банк принимает на себя такую
ответственность.
Субъектами гражданского права являются физические лица, юридические лица и государство.
Юридическое лицо не является живым существом, вследствие чего не имеет природной воли, свойственной человеческому организму. Его волей является воля физических лиц, создавших (составляющих) юридическое лицо, которая отделяясь от самих индивидуумов, образует новую и самостоятельную волю - волю юридического лица.
Основное отличие юридического лица как субъекта гражданского права от физического лица - субъекта гражданского права заключается в наличии у юридического лица такого внутреннего строения (механизма проявления воли), которое регулируется правом, в то время как внутренний механизм проявления воли у человека правом не устанавливается. [2, c. 63].
8 Список используемой литературы.
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.
2. Гражданское право. Общая часть. Учебное пособие./ Под ред. В.А. Витушко.
- Мн.: БГЭУ, 1997 .
3. В.Ф. Чигир. Физические и юридические лица как субъекты гражданского права. - Мн.: Амалфея ,2000.
4. Гражданское право. Учебник. Часть 1 . Издание второе, переработанное и дополненное./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого . М.: Проспект ,1997.
5. Колбасин Д.А. Гражданское право Республики Беларусь. Общая часть. - Мн.:
ПолиБиг. 1999.
6. Гражданское право: Учебник. В 2ч. Ч.1./ Под общ. Ред. Проф. В.Ф. Чигира.
- Мн.: Амалфея, 2000.
7. Гражданское право в схемах. Часть первая. Учебное пособие. / Под ред.
Доц. И.А. Еремичева. М.: МЮН МВД России. Издательство «Щит -М», 1997.
8. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, Части первой /
Отв. Ред. О.Н. Садиков. - М.: 1997.
9. Гражданское право. Общая часть. Учебное пособие. / Под ред. В.А.
Витушко. - Мн.: Право и экономика, 1996.
-----------------------
[1] Каминка А.И. Основы предпринимательского права.Петроград,1917.С.26 и
сл. О развитии института юридического лица см.также: Ельяшевич В.Б.
Юридическое лицо, его происхождение функции в римском частном праве.
1910;Каминка А.И. Очерки торгового права. Изд. 2-е. 1912.
[2] Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства
Республики Беларусь. 1999. № 9 с.216
[3] Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С.201.
[4] Интересное сравнительно-правовое исследование понятия и видов
юридических лиц ( в первую очередь- коммерческих) в российском и
американском гражданском праве содержится в работе Сыродоевой О.Н.
Акционерное право США в России (сравнительный анализ). М.,1996.
[5] Об основаниях классификаций и классификациях юридических лиц.
Гражданское право. Учебник. В 2-х томах. Под ред. Е.А. Суханова. Т.1. М.,
1993.с. 86-90