Защита прав потребителя по законодательству Российской Федерации
Министерство Внутренних Дел Российской Федерации
Калининградский Юридический Институт
Курсовая работа по предмету: Гражданское право
Тема: Защита прав потребителя по законодательству Российской
Федерации.
Работу выполнил: _________.
© Калининград 1998 г.
План:
Введение 3
Законодательство по защите прав потребителя 4
Основные права потребителя. 8
Рассмотрим теперь каждое право по отдельности. 9
В отношении права на безопасность товаров, жизни и здоровью потребителей. 11
Право потребителя на информацию. 11
Право потребителей на просвещение. 13
Права потребителя при приобретение товара ненадлежащего качества. 14
Право требовать возмещения расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом. 15
Следующим требованием является соразмерное уменьшение покупной цены.
16
Замена товара на товар аналогичной марки (модели, артикула). 16
Право потребителя при заключении договора на оказание услуги 20
Кто защищает потребителя? 25
Право потребителя на судебную защиту. 32
Заключение 34
Список использованной литературы: 35
Введение
Вся наша жизнь, с чем бы мы не сталкивались, всегда связана, в
основном, с правом. Сами того не осознавая, мы вступаем в различные
правоотношения обыденные для нас - это и товар, который мы покупаем в
магазине (заключаем договор купли - продажи), садимся в общественный
транспорт (становимся стороной в договоре перевозки), даже когда заходим в
лифт - пользуемся коммунальными услугами. А кто не испытывал на себе
тяжесть конфликтов с продавцом? Многим приходится неделями, а то и больше
искать следы пропавшего груза. А с экранов телевизора нам рекламируют
товары в яркой упаковке, а на деле пытаются вручить за большие деньги
низкокачественную вещь. Да и в жизни мы, порой, не можем решить простой
казалось - бы вопрос заменить телевизор даже в гарантийный срок. Все выше
приведенное объединяет Закон “О защите прав потребителя”. Говоря об этой
теме я не ошибусь сказав, что она остается в наше время весьма актуальной.
Ведь прошло много лет с того момента когда наша экономика перешла на рельсы
рыночных отношений открыв свободу частному сектору. Этот переход не был
безболезненным, он сопровождался экономическими кризисами, что приводило к
росту инфляции, спаду производства. Быстрый рост цен в 90-х годах привел к
краху многие финансовые компании, позже банки лопались как мыльные пузыри,
но результат был один - пострадавшие вкладчики. Людям выплачивали страховку
по тарифам 1989 года, которые в условиях нарастающей инфляции -
обесценились. Спад производства привел к наводнению рынка товарами
ненадлежащего качества. Чтобы защитить потребителя, в 1992 году принят
Закон “О защите прав потребителя”, но со временем в любых отношениях
происходят изменения. Коснулось это и данного закона, многие нормы
претерпели существенные изменения. Моей попыткой будет осветить права
потребителя, на что он вправе рассчитывать, а также механизм применения
законодательства.
Законодательство по защите прав потребителя
Не только один Закон “О защите прав потребителя”[1] входит в
законодательство. Оно включает в себя целую группу нормативных актов, как
законов, так и постановлений Правительства регулирующих отдельные сферы
потребительского законодательства. Здесь переплетаются нормы различных
отраслей права: государственного, административного, гражданского,
уголовного. Перечень нормативных актов открывает Конституция РФ, где
закрепляются права граждан на отдых, охрану здоровья, жилища, образования и
т.д.[2] Эти права имеют гарантии, так как созданы и функционируют
государственные системы образования и здравоохранения, системы требований
которые предъявляются к товарам, работам и услугам, обеспечивающих
безопасность жизни потребителя, охрану окружающей среды, а также контроль и
надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. От наиболее существенных
нарушений прав потребителей защищают нормы административного и уголовного
законодательства. А именно в Уголовном кодексе впервые появилась статья,
устанавливающая ответственность за обман потребителя.[3] Обмеривание,
обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских
свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителя... (ст. 200
УК)
Центральное место в регулировании отношений связанных с потребителем
занимает гражданское законодательство, а именно нормы Гражданского Кодекса.
В первой части ГК устанавливаются правовые основы участия граждан и
организаций в гражданском обороте, определяются основные условия заключения
гражданско-правовых договоров.[4] В состав законодательства связанных с
защитой прав потребителя входят нормативные акты разного правового уровня.
Это Закон “О защите прав потребителей” и КоАП. Входят и иные правовые акты,
это и указы президента и Постановления Правительства (например правила
продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных
товаров)[5]. В таких актах законодательство всегда нуждается, так как
отношения не стоят на месте, а постоянно развиваются и изменяются поэтому
нужна постоянная корректировка. Нужно отметить так же, что в 1992 г.
Постановлением[6] “Об отмене ведомственных нормативных актов, регулирующих
отношения в области прав потребителя”, установлено важнейшая гарантия в
обеспечении защиты прав потребителя. Теперь только Правительство России
имеет право принимать правила и инструкции регулирующие отношения с
участием граждан-потребителей, и оно не вправе делегировать предоставленные
ему права на принятие нормативных актов в этой сфере, Министерствам и
ведомствам. В законодательстве можно выделить две группы нормативных актов,
регулирующих по разному отношения. К первой группе можно отнести акты, где
потребитель является непосредственным участником. К этой группе относятся
нормативные акты которые закрепляют основные права потребителя на
надлежащее качество товара, работ и услуг, их безопасность жизни и
здоровья, в эту же группу входят акты регулирующие отношения в договорах
купли-продажи, подряда, перевозки и так далее, эти же акты определяют
последствия невыполнения договоров, или ненадлежащего исполнения,
ответственность производителя работ, услуг, товаров и их продавца.
Ко второй группе можно отнести акты которые регулируют деятельность
государственных органов, которые в своей деятельности определяют, например,
требования предъявляемые к товарам, работам, услугам, направленные на
обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителя, охрану окружающей
среды, а так же осуществляют контроль и надзор за соблюдением этих
требований. К ним прежде всего относятся Законы РФ “О страховании” “О
сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации”. Они определяют,
например, важные для потребителя положения (виды нормативных документов,
которые устанавливают требования к качеству товаров, услуг, обязательные
требования к качеству товара, так же подлежат сертификации, то есть
подтверждение качества товара поступающего в торговый оборот независимо от
изготовителя установленными государственными стандартами, об
ответственности производителя товаров, работ и услуг, продавцов за
нарушение обязательственных требований к их качеству и правил об
обязательной сертификации. Так же, в законодательство входят и действуют
Законы РФ “Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических
структур”, “О естественных монополиях”, а так же ряд других нормативных
актов. Можно добавить, что Правительством еще в 1992 году было принято
Постановление “О поэтапном введении обязательной сертификации товаров
(работ, услуг)”.[7] Так же был утвержден порядок подтверждения безопасности
товара (работ, услуг) изготовителем (исполнителем, продавцом) товаров
производимых в РФ и ввозимых на ее территорию. Здесь можно задать себе
вопрос: При действии нескольких нормативных актов, какой имеет
преимущественное значение? Согласно общим правилам ГК РФ имеет
преимущественную силу при регулировании любых правоотношений в сфере
гражданского оборота. В тоже время в ст.1 п. 1 Закона “О защите прав
потребителя” сказано, что “отношения в области защиты прав потребителей
регулируется ГК РФ, настоящим Законом и иными Федеральными Законами и
правовыми актами”.
Из статьи вытекает, что в дополнении к правам предоставленным ГК,
гражданин-потребитель пользуется, так же правами предоставленными Законом
“О защите прав потребителей”. Здесь можно сделать вывод, что ГК и
рассматриваемый закон действуют в совокупности и дополняют друг друга. Что
касается иных нормативных актов, Указов Президента и Постановлений
Правительства, то эти документы принимаются в соответствии с ГК и настоящим
законом, и не должны содержать норм, противоречащих ему. Например:
Правительство принимает акты регулирующие отношения с участием потребителей
в случаях определенно предусмотренных законными актами. Например, ст. 26[8]
Закона (Правила отдельных видов договоров купли-продажи, а так же правила
продажи отдельных видов товаров, утверждаются Правительством РФ).
Правительство определило перечень товаров не подлежащих обмену в ст. 25
п.1, и т.д. Отсюда следует вывод, что основные положения закона служат
базой для всех остальных нормативных актов, которые издаются для дополнения
данного закона, детализирующие и конкретизирующие его положения. Для того
чтобы правильно понять и применить законодательство нужно, во первых,
определить круг лиц участвующих в отношениях с потребителем. Согласно
закону потребителем который имеет намерение заказать или приобрести, либо
заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги) исключительно для
личных (бытовых нужд) не связанных с извлечением прибыли, является
гражданин РФ, иностранцы или лица без гражданства. Права перечисленных
граждан законом защищаются одинаково. Закон, как следует из определения не
распространяется на юридических лиц, к ним в частности применяются нормы
общегражданского законодательства. Такой разный подход к защите прав
граждан и юридических лиц можно объяснить тем, что юридические лица
защищаются профессионалами (интересы предприятия защищают юристы,
экономисты и т.д.). Потребитель такой поддержки не имеет и вынужден
защищаться самостоятельно. В этом случае государство берет на себя
обязанность защищать интересы потребителей. Закон считает потребителем не
только гражданина, который приобретает товар, услугу, но и того, кто этим
товаром, услугой пользуется. Потребителем может быть не только тот кто
приобрел работу, услугу или товар, но и кто только собирается это сделать
(например; зашли мы в магазин обратились к продавцу с просьбой показать
товар, и мы в этом случае являемся потребителями). Товар, работа, услуга
для личных бытовых нужд определяется как товар (работа, услуга)
приобретенный для личных нужд не связанных с извлечением прибыли.
Приобретенным товаром (работой, услугой) могут пользоваться и другие
граждане на законных основаниях с непосредственного согласия его
приобретателя, прежде всего члены семьи. В ГК определяется что, это товар
(услуга), рассматривается как личное, семейное, домашнее не связанное с
предпринимательской деятельностью[9]. Дальше в круге лиц следует
изготовитель - организация, не зависимо от форм собственности, а так же
индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации
потребителям. Здесь сразу же надо сказать, что реализация товаров
потребителю происходит не напрямую, а через торговые, оптовые предприятия,
посредников. Если изготовитель сразу же реализует товар потребителю, то он
будет считаться продавцом. Контрагентами потребителя могут выступать, как
коммерческие организации, так и не коммерческие или иностранные юридические
лица. Коммерческая организация- это организация для которой основной целью
будет извлечение прибыли. Некоммерческая организация- не преследует цели
извлечения прибыли, но может ее осуществлять если предусмотрено в их
учредительных документах. Под предпринимательской деятельностью
некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство
товаров и услуг отвечающим целям создания некоммерческой организации, а так
же приобретение реализация ценных бумаг...[10] Но нужно выделить общее для
этих организаций, для занятия определёнными видами деятельности, они должны
иметь лицензию. Другим контрагентом может быть индивидуальный
предприниматель, действующий без образования юридического лица и
занимающийся предпринимательской деятельностью. Согласно ГК гражданин
вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента
государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К
индивидуальному предпринимателю будут применяться правила которые
регулируют деятельность коммерческих организаций. Из статьи следует, что
товар должен производится для реализации потребителю, если он реализует
товар (услуги) другому лицу, то такие отношения не подпадают под действие
Закона “О защите прав потребителя”.