Административно-правовое обеспечение личных прав и свобод граждан

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.


Целью таких действий является обсуждение проблем, представляющих лбщие интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее, стремление сделать свою позицию достоянием общественности.

3. Право участвовать в управлении делами государства.

Данное право закреплено в ст.32 ч.1Конституции РФ, суть которой заключается в:

      

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.     

  

А также развивает, содержащуюся в ст.3 Конституции положение о народовластии. Данное право непосредственно вытекает из статьи 21 Всеобщей деклараци прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или лчного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государствеенной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.

Существуют две формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.

Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей. Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого - либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»). Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатуру.

   

4. Право избирать и быть избранным.

Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами.Следует отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32 ч.2, 3 Конституции РФ) наступает либо с 18 лет (пассвное избирательное право), либо позднее и с наличем особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборам, а так же обладание граждансвом РФ).В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год, согласно части 1 ст. 97 Конституциии РФ; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории Российской Федеарции не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и осущевления полномочий (наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность).

5. Равный доступ к государственной службе.

Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к государственной службе.Это одна из новых норм для Конституци Российской Федерации.Ее включение означает не только приведение Конституции и законодательства в соответсвии с нормами международного права, но и снятие ограничения на партийность, национальность, родственники за границей и т.д.

Это право означает равенство исходных возможностей и отсутвие дискриминации по каким - либо признакам.

Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации,  достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не установлено законами Российской Федерации.Не допускается  установление  при  приеме  на  государственную службу каких  бы то  ни было  прямых или  косвенных ограничений  в зависимости от  расы,  пола,  национальности,  языка,  социального происхождения,   имущественного   положения,   места   жительства, отношения к  религии,  убеждений,  принадлежности  к  общественным объединениям. Не следует забывать, что во всем мире существует система конкурсов, теститрования, собеседований. Ограничением на прием  на государственную  службу может служить отсутствие соответствующего образования, опыта работы, квалификации по государственной должности.

6. Право участвовать в тправлении правосудия.

Участие граждан в отправлении правосудия долгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время осуществляется в России поэтапное введение института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по сущетсву (виновен - невновен) как основы приговора суда (ст.123 ч.4 Конституции). Это так же предусматривает открытое разбирательство дел во всех судах, что предполагает пассивное участие граждан в отправлени правосудия.

Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседатлей; в его работе обязательно учавствуют государственный обвинитель и защитник.


 

                                   8.Право обращений.

Конституционно закрепленное право граждан на коллективные обращения (ст. 33 Конституции РФ) является важным средством защиты прав  свобод граждан.Данное право закреплено в ст. 33 Конституции:

  

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.  


Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности.Они различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия.Термин "обращение" носит собирательный характер.В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр.Действующее законодательство не дает определения понятий "жалоба", "предложение", "заявление".


Статья 2.Действия (решения), которые могут быть обжалованы судом.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных  лиц,  которые  могут  быть обжалованы  в суд,  относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

1) нарушены права и свободы гражданина;

2) созданы препятствия  осуществлению  гражданином его прав и свобод;

3) незаконно на гражданина возложена какая-либо  обязанность  или

4) он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.


Если гражданин не согласен с решением суда - он может обжаловать его в вышестояшую инстанцию.


Экономические, социальные и культурные права.


1. Право на экономическую деятельность.

Данное право предусматривает свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности - ст.34 Конституции РФ. К этому праву относится также положения 8-ой статьи Конституции, где гарантируются: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности выступающие как гарантия этого  права. В то же время оно подлежит некоторым ограничениям: запрещаются определенные виды экономической деятельности (производство оружия, наркотиков, изготовление орденов и т.д.), а также предполагает наличие лицензии на  право ею заниматься. Конституцией РФ запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.


                         2. Право частной собственности.

Оно принадлежит каждому и является одной из основ конституционного строя, как это установлено в ст.8 и 9.Закрепление в Конституции этого права означало не только признание основного права демократического режима, но и основания перехода к рыночной экономике, к свободному гражданскому обществу.Охрана права частной собственности осуществляется уголовным, гражданским, административным и иными законодательствами, в том числе и земельным, т.к. земля является объетом частной собственности.Статья 35 устанавливает две юридическин гарантии:

-никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда;

-принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Однако та же Конституция устанавливает и ограничение - владение, пользование и распоряжение частной собственностью осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит вреда окружающей среде, а также не нарушает прав и свобод иных лиц.


                          3. Трудовые права и свободы.

Эта группа прав и свобод включает в себя: свободу труда; право на труд и на защиту от безработицы; право на забастовку; право на отдых. Указанное разграничение произведено на основе статьи 37 Конституции РФ, которая гласит:

  

1.        Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2.        Принудительный труд запрещен.

3.        Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4.        Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5.        Каждый имеет право на отдых.Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.


Соответствующие права предусмотрены и регулируются правилами возмещения работадателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 года), Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, принятой 6 августа 1993 года и рядом других нормативных актов, в том числе и КЗоТов.


4. Защита материнства, детства и семьи.

В соответствии со статьей 38 Конституции РФ:


1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты