Административно-правовой статус иностранных граждан РФ

Виза - это разрешение на въезд и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.

Миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Россию в порядке, не требующем получения визы, является приглашение на въезд в РФ, которое выдается МИД РФ или МВД РФ или его территориальным органом. Основанием для выдачи приглашений могут являться ходатайства органов государственной власти, дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в РФ, юридических лиц, граждан РФ и постоянно проживающих в РФ иностранных граждан.

Иностранный гражданин, въехавший в РФ, обязан зарегистрироваться по месту своего пребывания в течение 3 рабочих дней со дня прибытия. На временно проживающих и постоянно проживающих иностранных граждан РФ возложена обязанность ежегодной перерегистрации в указанных органах.

Осуществляется иммиграционный контроль, который представляет собой комплекс мероприятий по контролю за въездом, выездом, транзитом и пребыванием иностранных граждан на территории РФ, осуществляемый в целях регулирования иммиграции, обеспечения законных прав мигрантов и соблюдения интересов Российской Федерации, а также осуществления мер по пресечению неконтролируемой миграции на территорию государства путем определения правового положения и соответствия целей въезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих или намеревающихся прибыть в Россию, в том числе на постоянное жительство, в поисках убежища, для занятия трудовой деятельностью, следующих транзитом через территорию РФ в третьи страны.

Иностранный гражданин, въехавший с нарушением установленных правил или не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или утративший такие документы и не обратившийся в территориальный орган внутренних дел, или уклоняющийся от выезда по истечении срока пребывания (проживания), а также нарушивший правила транзитного проезда через российскую территорию, является незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несет ответственность. В отношении иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации, или лица, которому не разрешен въезд, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина, законно находящегося в России, создает угрозу обороноспособности или безопасности государства, общественному порядку или здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина в России. Иностранный гражданин, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязан выехать из Российской Федерации или будет депортирован.

Въезд может быть не разрешен (на усмотрение компетентных органов) в случае, если иностранный гражданин:

1) в пункте пропуска через российскую границу нарушил правила её пересечения, таможенные правила, санитарные нормы, - до устранения нарушения;

2) использовал подложные документы или сообщил заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания в России;

3) имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории России или за ее пределами;

4) два и более раза в течение трех лет привлекался к административной ответственности в соответствии с российским законодательством за совершение административного правонарушения на территории России;

5) в период своего предыдущего пребывания в России при выезде из Российской Федерации не сдал миграционную карту;

6) в период своего предыдущего пребывания в России уклонился от уплаты налога или административного штрафа или не возместил расходы, связанные с административным выдворением за пределы России или с депортацией, - до осуществления соответствующих выплат в полном объеме.

Выезд может быть ограничен в случаях, если иностранный гражданин:

1) в соответствии с российским законодательством задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, - до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

2) осужден за совершение преступления на российской территории, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

3) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

4) не выполнил предусмотренные российским законодательством обязательства по уплате налогов, - до выполнения этих обязательств.

6. Ответственность и наказание иностранных граждан


Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать действующее российское законодательство независимо от оснований и сроков своего пребывания на российской территории. Из данного положения следует правило об общей с российскими гражданами ответственности за совершение правонарушений, в частности административных. Так, в соответствии с ч.1 ст.2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вместе с тем ч.3 ст.2.6 КоАП РФ определено, что вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ и в соответствии с ее федеральными законами и международными договорами и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права. Иммунитет от административной юрисдикции РФ распространяется (при определенных условиях) и на членов семей названных лиц, а также членов различных государственных правительственных и международных организаций, совершающих официальные визиты в нашу страну.

Некоторые деяния, признаваемые в РФ административными правонарушениями, могут совершаться только иностранными гражданами и лицами без гражданства. Так, в частности, ст.18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение ими режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в нарушении правил въезда в РФ либо в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в ней, либо в утрате таких документов при неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган, либо в несоблюдении порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через ее территорию, - наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства могут применяться меры административного воздействия, не допустимые по отношению к российским гражданам, например депортация. Пунктом 1 ст.31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в РФ сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из нее в течение 3 дней. В свою очередь, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из РФ в течение 15 дней (п.2 ст.31 данного Закона). Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную этими пунктами, подлежит депортации.

Депортация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо если иностранный работник принят на работу с нарушением установленных Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, пригласивших иностранного гражданина в РФ.

В том случае, если установление приглашающей стороны невозможно, депортация осуществляется за счет бюджета РФ. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган направляет информацию о депортации иностранного гражданина в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел. В свою очередь, последний уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в РФ, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин.

Особенностью административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства является применение к ним специфического вида административного наказания, которое по российскому законодательству не может применяться к российским гражданам. Речь идет об административном выдворении за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. В соответствии со ст.3.10 КоАП РФ административное выдворение заключается в принудительном и контролируемом перемещении названных граждан и лиц через Государственную границу РФ за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ.

Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения такими гражданами и лицами без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ - соответствующими должностными лицами. Ответственность за которые предусмотрена нормами ст. ст.18.1, 18.4, 18.8, 18.10, 18.11, 18.17, 19.27 КоАП РФ. В соответствии с ч.5 ст.32.10 КоАП РФ до осуществления административного выдворения иностранный гражданин или лицо без гражданства содержится в специальных помещениях, предусмотренных ст.27.6 КоАП РФ.

В соответствии со ст.3.10 КоАП РФ данный вид административного наказания заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства через Государственную границу РФ за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном их выезде из страны.

В качестве примера можно привести ст.18.8 КоАП РФ, предусматривающую, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в нее либо в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, либо в утрате таких документов при неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган, либо в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через территорию РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы РФ.

В настоящее время административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства установлено КоАП РФ в качестве дополнительного наказания: за нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ст.18.1); за нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ст.18.4); за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст.18.8); за осуществление иностранными работниками трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу (ст.18.10); за нарушение иммиграционных правил (ст.18.11).


Заключение


Административно - правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства представляет собой совокупность их прав и обязанностей, закрепленных нормами права и гарантированных государством.

Административно-правовой статус иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории РФ определяется Конституцией РФ и законодательством. Общие вопросы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации равными правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации (ч.3 ст.62 Конституции), кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и лиц без гражданства можно поделить на: постоянно проживающих; временно пребывающих; проезжающих через территорию РФ транзитом.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории РФ, подлежат ответственности на основаниях законодательства РФ. Но только к этим субъектам может быть применен особый вид административного наказания - административное выдворение за пределы РФ. Как мера административного пресечения к иностранному гражданину может быть применена депортация - принудительная высылка из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в России.

Таким образом, иностранным гражданином следует считать любое физическое лицо, которое, находясь в определенной правовой связи с российским государством, не является его гражданином и состоит в гражданстве (подданстве) иного государства.


Список использованной литературы


1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ) // Правовая система Гарант, 2010.

2. Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (ред. от 09.02.2009 № 4-ФЗ, от 28.06.2009 № 125-ФЗ) // Правовая система Гарант, 2010.

3. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ред. от 08.05.2009 № 93-ФЗ, от 03.06.2009 № 105-ФЗ, от 28.06.2009 № 127-ФЗ) // Правовая система Гарант, 2010.

4. Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (от 09.02.2009 № 3-ФЗ, от 05.04.2009 № 42-ФЗ, от 12.05.2009 № 94-ФЗ, от 03.06.2009 № 108-ФЗ, от 19.07.2009 № 196-ФЗ, от 19.07.2009 № 203-ФЗ, от 09.11.2009 № 250-ФЗ) // Правовая система Гарант, 2010.

5. Федеральный закон от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (ред. от 19.07.2009 № 199-ФЗ) // Правовая система Гарант, 2010.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 09.02.2009 № 3-ФЗ, от 24.07.2009 № 209-ФЗ, от 23.11 2009 № 261-ФЗ 28.11.2009) // Правовая система Гарант, 2010.

7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: учебник. - М.: Изд-во "Зерцало", 2007. - 712 с.

8. Вострокнутова О.Ю. Административно-правовое регулирование иммиграционного контроля в Российской Федерации ("Административное и муниципальное право", 2009, № 7) // Правовая система Гарант, 2010.

9. Жеребцов А.Н. Административно-правовой статус незаконных мигрантов в Российской Федерации нуждается в законодательном закреплении. - ("Общество и право", 2009, № 2) // Правовая система Гарант, 2010.

10. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. - "Юстицинформ", 2007 г. // Правовая система Гарант, 2010.

11. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право России. - М.: Изд-во "ТК Велби", 2008. - 688 с.

12. Четвериков В.С. Административное право: учебник. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 208 с.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты