В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.
Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти.
Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются), как правило, руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности. Отдельные нормативные правовые акты могут подписываться (утверждаться) первыми заместителями (заместителями) руководителя федерального органа исполнительной власти, на которых в установленном порядке возложено руководство отраслевыми службами (блоками), сформированными в этих органах.
Основным способом контроля за нормативными правовыми актами в России выступает их государственная регистрация, осуществляемая Министерством юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:
юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации;
принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
присвоение регистрационного номера;
занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Нормативные правовые акты за исключением актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию.
Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после регистрации направляются Министерством юстиции в Российскую газету, в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации "Система" и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Таким образом, установлен порядок, когда регистрирующий орган не публикует зарегистрированный нормативный акт. По мнению А.П. Алехина, было бы разумно обязать Министерство юстиции РФ публиковать все зарегистрированные им нормативные акты в Бюллетене Минюста или ином официальном издании.
По общему правилу подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты приобретают юридическую силу после их официального опубликования, если в самих актах не установлен более поздний срок его вступления в силу. Наряду с этим есть центральные федеральные органы, для нормативных правовых актов которых действует особый порядок опубликования и вступления в силу, устанавливаемый законом.
В случае обнаружения несоответствия действующего нормативного правового акта, а также акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации Министерство юстиции Российской Федерации представляет в Правительство Российской Федерации предложение об отмене или приостановлении действия такого акта с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения.
2) Чем религиозная организация отличается от религиозной группы? Как соотносятся между собой местные и централизованные религиозные организации? Каковы условия создания в РФ местных религиозных организаций? Каковы правовые последствия осуществления объединением экстремистской деятельности?
"Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
вероисповедание;
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций." (ст.6 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" в ред. от 29.06.2004, далее - Закон о свободе совести).
Религиозной группой… признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица (ст.7 Закона о свободе совести).
Таким образом, религиозная группа является разновидностью религиозного объединения.
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. (ст.8 Закона О свободе совести).
Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией (ст.9 Закона О свободе совести).
Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:
…действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности" (п.2 ст.14 Закона О свободе совести).
Общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений…
Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.
В случае если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном настоящим Федеральным законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету." (ст.7 Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности").
3) Гражданин П. обратился в орган внутренних дел по месту жительства за информацией об условиях приобретения в целях самообороны газового пистолета и охотничьего ружья для охраны загородной дачи. Сотрудник подразделения лицензионно-разрешительной работы пояснил, что для получения соответствующих лицензий ему необходимо представить:
заявление по установленной форме,
две фотокарточки,
паспорт,
медицинскую справку из районной поликлиники о состоянии здоровья, справку из областного наркологического диспансера (о том, что он не состоит на соответствующем учете),
справку из областного психиатрического диспансера,
охотничий билет,
справку о прохождении обучения на курсах по правилам безопасного обращения с гражданским оружием,
квитанцию об уплате лицензионного сбора.
Выполнив поставленные условия, гражданин П. приобрел газовый пистолет и охотничье ружье в специализированном магазине. Через 10 дней приобретенное оружие, паспорта на него и лицензии с отметками продавца были представлены в районный орган внутренних дел для регистрации. По ее результатам гражданин П. получил разрешение на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия. Спустя месяц по пути следования на дачу он был остановлен участковым инспектором сельского РОВД, который изъял обе единицы гражданского оружия. В протоколе в качестве оснований изъятия были указаны:
для газового пистолета - отсутствие специального разрешения на его ношение,
для охотничьего ружья - тот факт, что имеющееся у гражданина П. разрешение позволяет лишь хранить названное оружие по месту жительства.
Гражданин П. обжаловал действия участкового инспектора начальнику милиции общественной безопасности сельского РОВД.
Вопросы:
1. Законно ли требование сотрудника подразделения лицензионно-разрешительной работы в части перечня документов, подлежащих представлению в РОВД для получения соответствующих лицензий?
2. В какой срок названные в задаче образцы гражданского оружия подлежат регистрации в ОВД?
3. Требуется ли получение специального разрешения на хранение и ношение газового пистолета?
4. Вышел ли гражданин П. за рамки разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия?
5. Какое решение по жалобе гражданина П. должен принять начальник милиции общественной безопасности сельского РОВД?
Вопрос №1. "Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации" а также другие документы в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 9 настоящего Федерального закона. Спортивное и охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие и охотничье пневматическое оружие имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которые имеют охотничьи билеты или членские охотничьи билеты.
Лица, впервые приобретающие спортивное огнестрельное гладкоствольное оружие и охотничье оружие, при получении документа, удостоверяющего право на охоту, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием в организациях, которым предоставлено такое право Правительством Российской Федерации, по программе, согласованной с Министерством внутренних дел Российской Федерации." (ст.13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ "Об оружии" (в ред. от 29.05.2004), далее - Закон об оружии).
При получении лицензии на приобретение охотничьего оружия необходимо предоставить охотничий билет.
Медицинская справка о состоянии здоровья предоставляется по форме, установленной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Таким образом, сотрудником подразделения лицензионно-разрешительной работы были допущены следующие нарушения:
1. Вместо одной медицинской справки о состоянии здоровья по форме Минздрава РФ сотрудник потребовал три справки (медицинскую справку из районной поликлиники о состоянии здоровья, справку из областного наркологического диспансера, справку из областного психиатрического диспансера).
2. Справка о прохождении обучения на курсах по правилам безопасного обращения с гражданским оружием для получения лицензии не требуется, поскольку проверка знаний по данному вопросу проводится по месту жительства при получении документа, удостоверяющего право на охоту.
Вопрос №2. "Газовые пистолеты и револьверы… граждане Российской Федерации имеют право приобретать на основании лицензии с последующей их регистрацией в двухнедельный срок в органах внутренних дел по месту жительства. Приобретенные гражданином Российской Федерации огнестрельное длинноствольное оружие, а также охотничье пневматическое оружие подлежат регистрации в органе внутренних дел по месту жительства в двухнедельный срок со дня его приобретения." (ст.13 Закона Об оружии).
Таким образом, гражданином П. закон не был нарушен.
Вопрос №3. "Лицензия (на газовые пистолеты) выдается органом внутренних дел по месту жительства гражданина Российской Федерации и одновременно является разрешением на хранение и ношение оружия." (ст.13 Закона Об оружии). Значит, специального разрешения на хранение и ношение газового пистолета не требуется.
Вопрос №4. "При регистрации охотничьего огнестрельного и пневматического оружия, а также спортивного или охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия - выдается разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия." (ст.13 Закона Об оружии). Ношение оружия осуществляется на основании выданных органами внутренних дел лицензий либо разрешений на хранение и ношение конкретных видов, типов и моделей оружия. При ношении оружия лицо обязано иметь при себе документы, удостоверяющие личность (паспорт или служебное удостоверение, военный или охотничий билет и т.п.), а также выданные органами внутренних дел лицензию либо разрешение на хранение и ношение имеющегося у них оружия.
Таким образом, действия гражданина П. были в рамках закона.
Вопрос №5. Как следует из ответов на вопросы 1-4 все действия гражданина П. были в рамках закона. Решение участкового инспектора следует признать незаконным. Оружие гражданину П. необходимо вернуть.
Список литературы
1. Федеральный закон от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ "Об оружии" (в ред. от 29.05.2004).
2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
3. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" в ред. от 29.06.2004.
4. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с изменениями от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г., 11 февраля 1999 г., 30 сентября 2002 г).
5. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Указов Президента РФ от 16.05.97 № 490, от 13.08.98 № 963).
6. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Учебник для юридических ВУЗов и факультетов. М., 2001.
7. Административное право. Учебник для юридических ВУЗов и факультетов (под ред. проф. Ю.М. Козлова и проф.Л. Л. Попова). М., 2001.
8. Захарова Т.В. Комментарий к ФЗ "Об оружии". М., Юридический дом "Юстицинформ", 2003.
9. Лазарев К. Некоторые случаи несоответствия административных актов целям закона // Государство и право. 2002. № 3.
Страницы: 1, 2