Основанием для применения мер административного пресечения подразделениями пограничных органов и пограничных войск ФСБ РФ в большинстве случаев является нарушение конкретным лицом установленных на Государственной границе административно - правовых режимов: режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через границу. Пограничные органы и пограничные войска ФСБ России в своей деятельности имеют право применять следующие меры административного пресечения:
·осуществлять задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы ,пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу ,доставление таких лиц в расположение подразделений Пограничных органов и пограничных войск для выяснения обстоятельств нарушения;
·останавливать, осматривать и задерживать пограничными кораблями невоенные суда, допустившие нарушения указанных режимов и доставлять их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения;
·осуществлять административное задержание лиц, совершивших нарушения режима Государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу, на срок до трех часов для составления протокола. Однако лица, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, посягающим на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ. об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ... в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов5. Учитывая положение ст. 22 Конституции РФ о том, что до судебного решения лицо не может быть задержано на срок более 48 часов, административное задержание на больший срок не допустимо;
·подвергать задержанных личному досмотру, а также досматривать при необходимости изымать находящиеся при них вещи, другие предметы, находящиеся в их собственности или владении, и документы;
·задерживать иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших незаконное пересечение Государственной границы РФ;
·передавать таможенным органам, а в отсутствие таможенных органов задерживать обнаруженные войсками и органами пограничной службы РФ при выполнении возложенных на них задач по защите Государственной границы в пределах приграничной территории перемещаемую через Государственную границу контрабанду и другие незаконно перемещаемые товары, грузы и транспортные средства;
В территориальных и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов по отношению к невоенным судам креме того:
·остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не подчиняется требованию изменить курс или нарушает общепризнанные нормы и принципы международного права;
·снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступления и подлежащих уголовной ответственности по законодательству РФ.
Несмотря на неординарность мер административного принуждения, их использование в интересах реализации задач и функций исполнительной власти объективно необходимо. Однако это вовсе не означает, что методы прямого управляющего воздействия (т. е. административно-правовые методы) основаны исключительно на принуждении. Ошибочность подобного рода взглядов очевидна, так как, во-первых, принудительные меры нередко являются единственным средством обеспечения нормальных условий функционирования системы государственного управления и, во-вторых, с их помощью достигаются правоохранительные цели государственно-управленческой деятельности. В силу этого эти меры не исчезают из арсенала средств (методов), используемых и в условиях перехода к рыночным отношениям. В этом смысле, например, показательны принудительные меры проведения в жизнь антимонопольной политики, упорядочения финансовой системы и т. п. Очевидно, что они должны сопутствовать стимулирующим средствам управления, пока неэффективным и даже искажающимся в управленческой практике.
§ 2.3 Меры административной ответственности
Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.
В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.
В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:
а) административная ответственность устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только федеральными законами; дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий работников; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях - нормами административного права;
б) основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной - преступление;
дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение материального вреда (ущерба);
в) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. Уголовной - физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т. п. Природа этих мер не определена в законодательстве.
Физические лица субъектами административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т. д. г) за административные правонарушения предусмотрены административные наказания. За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;
д) административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: судов; исполнительной власти и др. Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях - в административном порядке;
е) административные наказания применяются органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности, например, к военнослужащим;
ж) применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока;
з) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства;
дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.
Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные наказания.
Административное наказание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:
·они носят ярко выраженный санкционый характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;
·воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;
·взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты прав -применения;
·все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления - постановления или решения;
·наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
·являются эффективным средством реализации института ответственности (под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание в виде административного взыскания).
Под системой административных взысканий понимается перечень различных по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний. В статье 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях дан исчерпывающий перечень административных наказаний:
1. предупреждение;
2. административный штраф;
3.возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4.конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5.лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
административный арест;
6.административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
7.дисквалификация.
В настоящее время, согласно ст. 30 Закона РФ «О Государственной границе РФ» и ст. 23.10 КоАП РФ ПС России имеет право осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к их ведению законодательством РФ. В пределах своей компетенции должностные яйца органов и войск ПС рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.11, 8.16 - 8.20, 8.33, 8.35, ч. 2 ст. 8.37, ст. 8.38,18.1-18.7, 18.14, ч. 2 ст. 19.4 и исполняют постановления по ним.
В соответствии с КоАП РФ должностные лица пограничных органов и пограничных войск ФСБ РФ имеют право налагать следующие виды административных наказаний:
1.Предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ) - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Должностное лицо пограничного органа, вынесшее постановление о наложении административного наказания в виде предупреждения объявляет его лицу, совершившем административное правонарушение, сразу после окончания дела. Копия постановления вручается под расписку лицу в отношении, которого оно вынесено. При отсутствии нарушителя в момент вынесения постановления ему в трёхдневный срок высылается копия, о чем делается соответствующая запись в деле.
2.Административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ) является денежным взысканием. Статьей 31.5 установлено, что лицу, привлеченному к административной ответственности, может быть предоставлена рассрочка уплаты на срок до трёх месяцев..
Штраф вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности в банк или иную кредитную организацию, за исключением случаев, когда штраф взымается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения. Такому лицу выдается постановление- квитанция установленного образца.
Копия документа, свидетельствующего об уплате штрафа, направляется судье, в орган либо должностному лицу, вынесшему постановление. Если такой документ отсутствует, то по истечении 30 дней судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу- исполнителю для взыскания суммы штрафа в порядке, предусмотренном Федеральным законодательством.
Взыскание штрафа с иностранного гражданина или лица без гражданства осуществляется в общем порядке.
3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ) заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ - уполномоченными должностными лицами пограничных органов.
Заключение
В заключении своей работы еще раз хочу отметить актуальность рассмотренной мной темы проблем административных методов государственного управления. Она обострена в настоящее время в связи с переходом к рыночным отношениям, с серьезными изменениями в механизме государственного управления, реформированием его структуры, и сущности органов административного управления.
Цель моего исследования достигнута. Я провел комплексный структурно-логический анализ административных методов государственного управления, а также подробно изучил их основные виды и характеристику каждого в отдельности, кроме того выделил и раскрыл виды мер административного принуждения, применяемых должностными лицами Пограничных органов и Пограничных войск РФ.
Поставленные задачи выполнены:
-дано понятие и общая характеристика административно-правовых методов
-выделено принуждение, как важный и неотъемлемый метод регулирования общественных отношений в сфере государственного управления
-раскрыты основные виды административного принуждения.
На защиту курсовой работы выносились 4 основных положения.
По первому я показал, что способы и приемы непосредственного управляющего воздействия исполнительных органов (должностных лиц) на управляемые объекты (на управляемых) - это и есть методы управления, а необходимость их важность существования и применения этих методов является неотъемлемой частью государственного механизма управления в целом, такт как метод управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, ее целей. По второму положению я доказал, что в качестве основного метода своей деятельности государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления используют убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения Конституции РФ, законов и иных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации. По третьему - обосновал, что принуждение является вспомогательным методом, крайним средством обеспечения правопорядка в сфере государственного управления, так как пока совершаются правонарушения, возникают различные угрозы гражданам, обществу и государству, органы государственного управления, их должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены принуждать к соблюдению правовых норм лиц, нарушающих существующий порядок. По четвертому еще раз обосновал, что Российское государство, будучи по самой своей природе демократическим государством, не может строить отношения с населением на каких-либо иных основах, кроме убеждения граждан в правильности своей политики и принуждения в отношении тех, чьи устремления и действия расходятся с волей большинства. Таким образом проблема убеждения и принуждения в современном обществе - это проблема методов социального (государственного и негосударственного) управления экономическими, политическими, социальными и духовными и правовыми процессами, это проблема методов регулирования взаимоотношений между людьми. Убеждение и принуждение как методы государственного управления - явления социальные, ибо они находят свое проявление в характере связей между участниками конкретных общественных отношений. Эти методы, представляя собой систему способов организующего воздействия государства (органа управления, должностного лица) на сознание и поведение людей, являются необходимым условием нормального функционирования общества в целом, любого государственного объединения, любого процесса управления.
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Ассоциация авторов и издателей ”Тандем”.Издательство ЭКМОС,-2000г.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях .-М.: Издательство проспект,2004г.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект 2002г.
4. Таможенный кодекс Российской Федерации. - М., Юристъ.:23.05.2003г.
5. Закон РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1447.
6. Закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции Закона Российской Федерации от 18 октября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
7. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» //БСНД РФ и ВС РФ, 1993. № 19 Ст. 685; СЗ РФ. 1995. №51. Ст. 4970.
Комментарии к нормативным актам
1. Комментарий к Конституции Российской Федерации.- Ростов-на-Дону.: Издательство “ФЕНИКС”.2003г.
2. Комментарий к кодексу об административных правонарушениях РФ.- М.: Юристъ.:2004г.
3.Комментарий к таможенному кодексу РФ.-М.:Проспект.,2003г.
Учебная и научная литература
1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М., 2003.
2. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА- ИНФРА • М, 2000.
3. Буздалина Е.А. Административное право: Учебное пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
4. Габричидзе Б.Н. Елисеев Б.Г. Российское административное право. М., 2000.
5. Демин А.В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. 1998. № 2.
6. Макаренко Н.В., Черенков Е.А. Административное право в определениях и схемах. - М., 2000.
7. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. - М., 1996.
8. Морис У. Наука об управлении. - М., 1971.
9. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
10. Дзеган Е.О. Учебно-методическое пособие “Меры административного принуждения, применяемые Пограничной службой Российской Федерации” ГПИ ФСБ РФ,2003г.
Периодическая печать
1. Юрченко А.Л. “Проблемы государственного управления на современном этапе”. // Журнал Российского права №5, 2003г стр.18,103.
2. Бесбародов Д.С. “О проблемах управленческой деятельности в РФ”.//Журнал Российского права № 7, 2003г Стр.79.
3. “Динамика и дальнейшие перспективы реорганизации в сфере управления ”// Российская газета №160(3537) от 29.07.2004г.