Административно-правовые основы управления межотраслевой сферой и в особых условиях
Тема: Административно-правовые основы управления межотраслевой сферой и в особых условиях
Содержание
Административно-правовые основы управления межотраслевой сферой
Финансовая и кредитная системы
Административно-правовые основы управления в особых условиях
Введение
Цели и задачи:
Цель изучения темы - приобретение студентами знаний о понятии, содержании и правовых основах межотраслевого управления и управления в особых условиях
Задачи изучения темы - изучить административно-правовые основы управления в сфере финансов, кредита, налогов, статистики и в особых условиях.
Вопросы:
1. Административно-правовые основы управления межотраслевой сферой
2. Административно-правовые основы управления в особых условиях
Административно-правовые основы управления межотраслевой сферой
Межотраслевое управление призвано:
1. определять основные направления развития отраслевых систем управления;
2. объединять и согласовывать их работу;
3. решать вопросы, выходящие за рамки отдельной отрасли государственного управления.
Сущность межотраслевого государственного управления заключается в координации отраслевых систем народного хозяйства, административно-политической и социально-культурной сфер. Ее особенность состоит в том, что она осуществляется по отношению к организационно неподчиненным объектам управления и не затрагивает их оперативной самостоятельности.
Межотраслевое государственное управление осуществляется органами, которые занимают надведомственное положение и наделены надведомственными полномочиями директивного, координационного и контрольно-надзорного характера.
Таким образом, межотраслевое управление - это особый вид управленческой деятельности, осуществляемой органами управления, наделенными надведомственными полномочиями по отношению к организационно неподчиненным объектам управления, в ходе которой обеспечивается согласованность и единство их действий при решении межотраслевых задач.
Сферами межотраслевого управления являются:
– прогнозирование, программирование, планирование в социально-хозяйственной сфере;
– финансы и кредит;
– материально-техническое снабжение;
– научно-технический прогресс;
– государственный учет;
– государственная стандартизация;
– ценообразование;
– труд и социальные вопросы.
Государственное планирование
Принципы планирования:
– научность, то есть должно осуществляться с учетом практического опыта, последних достижений науки и техники;
– демократический централизм, то есть сочетание централизованного руководства с учетом возможностей и интересов местных органов;
– директивный характер планов;
– сочетание текущего и перспективного планирования.
Непосредственная разработка планов возложена на специальные органы, которые подразделяются на две группы:
1. Общегосударственные плановые органы - это
– Министерство экономики;
– областные комитеты по экономике, городские, районные отделы (управления) экономики.
2. Органы отраслевого или ведомственного планирования - это:
– планово-экономические управления;
– отделы министерств, ведомств, предприятий, организаций.
Основные задачи органов управления планированием:
– обеспечение комплексного развития экономики;
– рациональное использование материальных ресурсов;
– координация работ по направлениям и отраслям производства;
– взаимодействие исполкомов Советов депутатов с предприятиями, организациями.
По срокам планирование подразделяется на:
– текущее (квартал, полугодие, год);
– перспективное (свыше года).
Учет и статистика
Государственное планирование тесно связано с деятельность по осуществлению учета и статистики. Учет и статистика представляют собой систему сбора и обработки данных, характеризующих ход выполнения государственных планов экономического и социального развития, развитие научно-технического прогресса, производительности труда, рост народного благосостояния и другие экономические и социальные процессы, происходящие в обществе.
Составными частями учета являются:
– оперативный учет - система регистрации отдельных сторон производственно-хозяйственной и технологической деятельности объединений, предприятий, организаций и учреждений с целью получения систематической и достоверной информации о ходе выполнения плановых заданий;
– бухгалтерский учет - система документального, сплошного и непрерывного наблюдения и регистрации всех хозяйственных операций, совершенных на предприятиях, в организациях и учреждениях с товарно-материальными и денежными средствами;
– статистический учет - система получения обобщающих сводных данных, необходимых для характеристики развития народного хозяйства, социально-культурной сферы и их отдельных отраслей.
Организация государственного учета базируется на принципе представления в обязательном порядке всеми органами, предприятиями и организациями достоверных статистических данных в установленном порядке и в определенные сроки.
Управление в области учета и статистики осуществляется специальными органами:
– Министерством статистики и анализа, являющимся центральным органом управления;
– управлениями по статистике (в областях, городах);
– плановые отделы (на предприятиях).
Финансовая и кредитная системы
ФИНАНСЫ - это денежные средства, которые собирает государство для удовлетворения потребностей общества.
Основу финансовой деятельности составляет государственный бюджет, финансы отраслей народного хозяйства и социально-культурного строительства, государственное имущественное и личное страхование.
Система органов управления финансовой деятельностью:
– Министерство финансов Республики Беларусь,
– управления, отделы исполкомов местных Советов.
При Министерстве финансов образован такой орган, как Госстрах, то есть управление государственного страхования Республики Беларусь.
Местными органами Госстраха являются:
– управление Госстраха области,
– инспекции Госстраха в городах и районах.
Государственное страхование бывает добровольным и обязательным.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ - это составная часть финансов, сущность которой состоит в том, что предприятия, учреждения, организации обеспечиваются финансовыми средствами на основе займов и ссуд.
Для мобилизации временно свободных денежных средств образованы специальные кредитные учреждения - банки.
Межотраслевое государственное управление включает в себя не только перечисленные органы, но и такие как: управление в сфере труда и социальных вопросов. Управлением в этой сфере занимается министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Административно-правовые основы управления в особых условиях
Особыми условиями, влекущими корректировку в организации управления, являются чрезвычайные ситуации природного и технологического характера чрезвычайное положение, военное положение и иные обстоятельства, вызывающие нарушение нормальных условий жизни и необходимость формирования управления, приспособленного для их устранения.
Страницы: 1, 2