ш) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации задержание транспортных средств, находящихся в розыске;
щ) обращаться в суд с иском о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.
2.2 Административный надзор милиции в сфере охраны собственности.
Вневедомственная охрана в соответствии с возложенными на нее задачами:
- обеспечивает охрану имущества, а также оказывает другие услуги, предусмотренные договорами с собственниками;
- в пределах своей компетенции подготавливает проекты нормативных актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств;
- участвует в подготовке и выполнении государственных, региональных и иных программ и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;
- осуществляет инспектирование ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций;
- организует и проводит научные исследования, опытно-конструкторские и иные работы в области создания и применения средств охранной сигнализации, выполняет функции генерального заказчика указанных средств для собственных нужд;
- осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Проводит эти работы на договорной основе на неохраняемых объектах;
- организует и проводит испытания средств охранной сигнализации, в том числе и зарубежной, а также обеспечивает в установленном порядке выдачу сертификатов на ее использование на территории Российской Федерации;
- участвует в разработке и согласовании стандартов на средства охранной сигнализации.
2.3 Административный надзор в сфере лицензионно - разрешительной деятельности.
Лицензионно-надзорная деятельность представляет собой основанную на законе совокупность мероприятий, совершаемых уполномоченными органами исполнительной власти, по лицензированию и последующему надзору за строго определенными объектами, подкрепленную возможностью применения мер административно-правового принуждения в целях недопущения отклонения объекта от нормального режима функционирования, обеспечения безопасности личности, общества и государства от наступления вредных последствий нарушения установленных требований разрешенной деятельности. Лицензионно-разрешительная деятельность и лицензирование являются однопорядковыми категориями. Это деятельность, связанная с предоставлением лицензии, которая заканчивается выдачей удостоверительного документа на основании правоприменительного акта, содержащего положительное решение лицензирующего органа. В этом смысле разрешительная деятельность является более широким понятием, включающим всю правонаделительную деятельность органов государственной власти.
В широком смысле в лицензионно-разрешительный надзор вовлечены различные службы и подразделения органов внутренних дел. К ним можно отнести прежде всего подразделения ЛРРиКЧДОД, а также иные службы и подразделения органов внутренних дел, которые лицензии не выдают, но имеют соответствующие надзорные полномочия в указанной сфере. Однако в настоящее время только подразделения ЛРРиКЧДОД среди всех служб и подразделений милиции имеют самый широкий круг полномочий.
Под лицензионно-разрешительным надзором милиции понимается наблюдение ее специализированными подразделениями за строго определенными объектами в виде предварительных и систематических проверочных мероприятий, которые отражаются в соответствующих лицензионно-надзорных процедурах. Надзорные функции направлены на выполнение требований лицензируемой и разрешенной деятельности с целью обеспечения безопасности личности, общественной безопасности и предупреждения правонарушений и подкреплены возможностью применения к делинквентам мер административно-правового принуждения. Лицензионно-надзорная деятельность и лицензионно-разрешительный надзор не являются равнозначными понятиями. Первое шире по объему и включает, помимо второго, другие действия, а именно: возбуждение административного дела (принятие заявления), принятие решения по делу и выдачу документа, подтверждающего наличие лицензии, ряд других процедур.
В соответствии с Законом РФ «О милиции» на ее сотрудников возложены обязанности по выдаче разрешений на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения. При этом милиции предоставлено право: осматривать места хранения взрывчатых материалов и объекты, где они обращаются; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные предписания должностным лицам об устранении этих нарушений, изымать указанные предметы, запрещать деятельность соответствующих объектов, приостанавливая действие разрешений на хранение, использование и перевозку взрывчатых материалов промышленного значения, пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с национальным стандартом, аннулировать выданные разрешения и применять иные меры, предусмотренные законодательством.
Основные полномочия в данной сфере возложены на подразделения ЛРРиКЧДОД.
Кроме этого эти же подразделения осуществляют надзор за оборотом гражданского и служебного оружия, частной детективной и охранной деятельностью, т.е. за лицензируемыми МВД России видами деятельности. Совершенствование надзора в данном направлении, видится в принятии нормативного правового акта, регулирующего различные вопросы взаимодействия основных органов надзора за оборотом взрывчатых веществ промышленного назначения. Должно действовать также следующее правило: лицензирующий орган (Ростехнадзор) помимо выдачи лицензии осуществляет выдачу всех дополнительных разрешений, в том числе тех, которые в настоящее время выдает милиция. На последнюю должны быть возложены прежде всего организационно-профилактические полномочия. На основании изложенного предлагается заменить обязанность милиции по выдаче разрешений на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, установленную в п.10 ст.10 Закона РФ «О милиции», на обязанность участвовать в пределах своей компетенции в обеспечении надзора за оборотом взрывчатых веществ промышленного назначения. После этого в деятельности подразделений ЛРРиКЧДОД должно остаться два направления: надзор за оборотом гражданского и служебного оружия и надзор за частной детективной и охранной деятельностью.
Надзорное производство состоит из следующих стадий:
1. Выбор объекта проверки.
2. Подготовка к проверке.
3. Рассмотрение обоснованности проведения мероприятия по контролю.
4. Принятие решения о проведении мероприятия по контролю.
5. Обжалование или опротестование решения о проведении мероприятия по контролю.
Формы проявления индивидуального дела в надзорном производстве, осуществляемом в отношении лицензиата, различны. Для первой проверки таковой является приказ (распоряжение) лицензирующего органа о выдаче лицензии на осуществление конкретного вида деятельности и (или) конкретных действий. Для последующих проверочных мероприятий - акт предыдущей проверки.
Некоторые ученые охватывают надзорным производством непосредственно проведение проверки, оформление его результатов и даже проверку устранения выявленных в ходе предыдущего мероприятия по контролю нарушений. Однако согласиться с данным суждением нельзя, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, при проведении непосредственной проверки отсутствует индивидуально-конкретное дело, поскольку результаты проверки не влекут за собой юридических последствий для лицензиата, его правовой статус не изменяется. Во-вторых, по окончании мероприятия по контролю составляется акт проверки, который не является индивидуальным актом, поскольку только фиксирует определенный юридический факт и не содержит в себе властного решения, влекущего юридические последствия для лицензиата. Поэтому даже при наличии последовательности действий и конкретных субъектов процессуальных отношений здесь нет. Речь в данном случае должна идти, по-видимому, о самостоятельной организационно-правовой процедуре в рамках оперативно-распорядительной деятельности контролирующего органа.
Предпринятая систематизация лицензионно-надзорных процедур будет неполной без выделения так называемого предварительного надзора, составляющего основу лицензионного производства. Под последним понимается совокупность последовательных действий по предоставлению лицензии. Являясь наиболее объемной по содержанию и времени исполнения, надзорная стадия лицензионного производства не ограничивается анализом полноты и достоверности документов, представленных соискателем лицензии. Так, сотрудниками подразделений ЛРРиКЧДОД непосредственно проверяются объекты хранения оружия, составляются акты их обследований, в том числе комиссионно, с привлечением представителей государственного санитарно-эпидемиологического, пожарного и архитектурного надзоров, подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел.
Таким образом, лицензионно-надзорные процедуры складываются из: 1) стадии лицензионного производства; 2) надзорного производства; 3) организационно-правовых действий, осуществляемых во внепроцессуальном порядке.
В настоящее время в рамках проведения в России административной реформы первостепенное значение отводится разработке и утверждению административных регламентов исполнения государственных функций. Приходится констатировать, что разработка и утверждение административных регламентов в нормотворческой деятельности МВД России происходит не так заметно, хотя их количество должно быть несоизмеримо больше, учитывая широкий круг задач, связанных с исполнением государственных функций и решаемых, например, Федеральной миграционной службой, ГИБДД, подразделениями ЛРРиКЧДОД. Правовое регулирование лицензионно-надзорной деятельности последних не обеспечено административными регламентами. Не решены важные вопросы устранения избыточных административных процедур, упрощения действий и административных процедур, включая уменьшение сроков исполнения действий и административных процедур, а также установления персональной ответственности должностных лиц за соблюдение требований административных регламентов.
Несмотря на подзаконность административных регламентов, нельзя недооценивать их роль в административной деятельности милиции и, в частности, ее лицензионно-разрешительном надзоре. В будущем они способны полностью заменить действующие в настоящее время ведомственные нормативные правовые акты в сфере оборота гражданского и служебного оружия, частной детективной и охранной деятельности, при этом произойдет качественный переход в сторону снижения числа материальных и увеличения числа процессуальных норм, упорядоченности административных процедур и действий, их открытости и доступности, исключения двоякого толкования, усиления взаимодействия заинтересованных сторон и, в конечном счете, повышения эффективности лицензионно-надзорной деятельности милиции в целом, в том числе путем полного устранения избыточных и дублирующих функций.
2.4 Административный надзор милиции за лицами освобождёнными из мест лишения свободы
Одним из важных направлений деятельности органов внутренних дел является предупредительно - профилактическая работа и прежде всего выявление потенциально криминогенной части населения, отдельных категорий лиц, склонных к совершению административных наказуемых правонарушений и преступлений, принятие предусмотренных законом мер по недопущению и пресечению их противоправного поведения.
Не случайно Закон "О милиции" п.18 ст.10 возлагает на милицию обязанности: "контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них ограничений;..."