Административный процесс, сущность и виды

Как и в любом административном правоотношении, одной из сторон административно-процессуального отношения всегда является орган (должностное лицо), осуществляющий государственно - властную деятельность. Обычно это орган исполнительной власти (например, государственная инспекция), в отдельных случаях - суд, судья. Эти компетентные органы (должностные лица) вправе издавать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела, - они составляют протоколы, принимают постановления, отменяют и изменяют их, исполняют постановления, выступая при этом в двух качествах: как инстанция, разрешающая дело, и как сторона административного процесса. В том случае, когда орган управления не уполномочен разрешать дело (например, при обжаловании его действий в вышестоящую инстанцию), он выступает как сторона административного процесса.

Другой стороной процесса являются лица, защищающие свои права (интересы); граждане, государственные, негосударственные организации, их должностные лица, органы прокуратуры (например, принося протест в порядке общего надзора на административное взыскание), а также субъекты, участвующие в процессе в качестве свидетелей, экспертов, потерпевших, лиц, представляющих интересы государственных и общественных организаций или граждан.

В административном процессе могут участвовать государственные органы - органы управления, органы прокуратуры, суды, уполномоченные должностные лица, граждане, иностранные граждане, лица без гражданства.

Названные субъекты обладают правосубъектностью и в установленном порядке вступают в административно-правовые отношения. Учитывая характер подобных правоотношений, следует осознавать, что обязательными участниками (стороной) могут быть уполномоченные органы (лица), представляющие интересы государственной власти (руководители исполнительных органов, судьи, прокуроры). Участие же других сторон определяется специальными процедурами.

В административном праве доминируют отраслевая и специальная правосубъектность, характеризующая положение участников правоотношений.

Оценивая административно-процессуальную правоспособность необходимо исходить из следующих положений:

- субъект может быть стороной административного процесса, если это предусмотрено законодательством Республики Казахстан и затрагиваются его права, обязанности и охраняемые законом интересы;

- стороной или участником процесса он становится когда проявляет юридическую заинтересованность в исходе дела.

Для участия в процессе в качестве полноправного субъекта учреждение, граждане должны обладать административно-процессуальной правоспособностью. Так, органы санитарного, экологического надзора правомочны давать заключения, на основании которых определяются требования к лицензионным видам деятельности, а также лицензируемых видов деятельности. [16, с.39]

Рассмотрим более подробно правовое положение субъектом административного процесса.

Во-первых - это сторона в процессе, где она защищает свой конкретный интерес, свое право, и оспариваемое или нарушаемое другой стороной процесса. При этом сторона административного процесса обладает совокупностью процессуальных прав и обязанностей, находится в тесных корреспондирующих отношениях с другой стороной процесса.

Во-вторых - участники административного процесса могут выступать как свидетели, эксперты, понятые, специалисты, переводчики.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях участниками процесса являются потерпевшие, лица, выступающие в защиту прав сторон процесса, в том числе адвокаты (ст.ст.588-592 КоАП РК). Необходимо обратить внимание на то, что в каждом из перечисленных выше случаев имеется специфика правового положения участников процесса в зависимости от совокупности ряда условий: материальной нормы, применяемой в конкретном случае, особенностей административного процесса для данной отрасли права.

Все участники административного процесса, для реализации своего субъективного права имеют возможность избирать определенный вариант поведения, т.е. обладают административно-процессуальной правоспособностью. Например, для граждан РК ст.13 Конституции гарантирует право обжалования незаконных действий государственных и общественных органов их должностных лиц. Данное право обеспечивается возможностью для каждого гражданина РК непосредственно или через своего представителя обратиться за защитой субъективных прав в компетентный государственный орган, а в случаях, предусмотренных законом, - в суд.

Наиболее характерными чертами субъективного процессуального права являются следующие:

1. Оно основано на нормах объективного права.

2. Сторона, обладающая таким правом, имеет реальную возможность совершать определенные действия (подать заявление, жалобу, потребовать возмещение причиненного ущерба, приобщения к материалам дела новых доказательств и т.п.).

3. Наличие субъективного процессуального права предполагает процессуальную обязанность других лиц (например, государственных органов) совершать или, наоборот, не совершать какие-либо конкретные действия. Важным признаком субъективного права является защита в судебном или административном порядке в тех случаях, когда это право оспаривается либо нарушается.

Рассмотрим вопрос о субъектах административно-процессуальных отношений. В качестве субъектов административного процесса выступают:

- граждане РК, иностранные граждане и лица без гражданства;

- государственные органы;

- государственные предприятия и учреждения;

- государственные служащие.

Полноправными субъектами (стороной) административного процесса являются граждане РК. Субъектами многих производств выступают также находящиеся на территории Казахстана иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) по общему правилу они пользуются в процессе теми же правами и гарантиями и на них возложены те же обязанности, что и на граждан республики. [17]

Но есть и отличия в их административной правосубъектности, так как гражданство - важнейший компонент административно-правового статуса личности. Данные лица образуют наиболее многочисленную группу субъектов административного процесса. В нем они выступают в качестве:

- лица, возбудившего административное дело перед органом, имеющим право на его разрешение;

- стороны административного спора при защите нарушенного или оспариваемого права;

- третьего лица, т.е. лица, как заявившего самостоятельное требование на предмет спора, так и не заявившего такого требования, но присоединившегося к требованиям одной из сторон;

- уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено законодательством;

- лица, привлекаемого к административной ответственности;

- потерпевшего, т.е. лица, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный ущерб;

- свидетеля;

- лица, защищающего права и интересу других лиц.

Для участия в процессе в качестве полноправного субъекта гражданин должен обладать административно-процессуальной правоспособностью, которая неразрывно связана с его правоспособностью. Поэтому гражданин может быть стороной административного процесса во всех случаях, когда затрагиваются его права, обязанности, охраняемый законом интерес. Административно-процессуальная дееспособность граждан определяется исходя из содержания материальных отношений (жилищные, трудовые, налоговые, административные, дисциплинарные и т.п.). Как известно, административной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста и по состоянию здоровья являющиеся вменяемыми.

Административно - процессуальный статус гражданина, выступающего в процессе в качестве одной из его сторон, определяется двумя основными юридическими признаками: 1)юридическая заинтересованность в исходе дела; 2) распространение на гражданина всех правовых последствий принятого решения по конкретному административному делу.

Положение граждан в административном процессе определяется спецификой взаимоотношений между управленческим аппаратом и личностью. Отношения между исполнительным органом, должностным лицом и гражданином по поводу реализации прав возникают обычно по инициативе последнего. Отношения по поводу исполнения гражданином обязанностей могут складываться как по его инициативе, так и соответствующих органов исполнительной власти. Особенностью производств с участием граждан является включение возможной стадии обжалования решений и действий низовых органов управления и должностных лиц либо вышестоящему органу, либо в суд.

Государственные органы. Им принадлежит особая роль в сфере управленческих отношений. Органы государственной власти, органы государственного управления, суд, прокуратура в той или иной мере наделены правом по разрешению конкретных управленческих дел. В административном процессе государственные органы могут выступать в двух качествах: как инстанция, разрешающая дело (например, начальник ОВД, санитарный инспектор, охотинспектор, рыбинспектор и т.д.), и как сторона административного процесса (например, должностное лицо, действия которого обжалуются в вышестоящий государственный орган или суд). При этом закон обязывает это должностное лицо представлять необходимые доказательства, давать объяснения по возникшему делу, не препятствовать процессу. В тех делах, которые возникают в связи с совершением административного проступка, стороной административного процесса является должностное лицо, составившее соответствующий протокол о правонарушении.

Мы согласны с мнением профессора А.П. Коренева, что понятие органа государственного управления может быть определена как структурно оформленное самостоятельное образование, исполняющая деятельность в целях решения задач общества в сферах хозяйственного, социально-культурного, административно-политического строительства и в межотраслевых сферах государственной деятельности. [18, с.61-85]

Органы прокуратуры также довольно часто являются сторонами административно-процессуальных отношений. Их правовой статус регламентируется специальным актом и КоАП РК. Так, прокурору предоставлено право проверять законность применяемых к гражданам мер воздействия за административные правонарушения, приносить протесты в порядке общего надзора на незаконный акт управления, на административное взыскание, вынесенное в нарушении требований закона, опротестовывать незаконные действия должностных лиц, а также ряд других процессуальных прав. При этом Закон Республики Казахстан "О прокуратуре" от 21 декабря 1995 года определяет порядок принесения протеста, а также обязанности органа управления рассмотреть протест в установленный срок. [19]

Государственные органы могут выступать в качестве:

- органа, разрешающего административное дело;

- органа, возбудившего административное дело;

- стороны административного спора;

- третьего лица;

- органа, защищающего права и интересы других лиц.

Государственные предприятия и учреждения являются юридическими лицами. Они, а также их структурные подразделения (участки, филиалы и т.п.) могут выступать в качестве:

- организации, возбудившей административное дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение;

- стороны административного спора;

- третьего лица;

- организации, защищающей права и интересы других лиц.

Органы внутренних дел как субъекты административного процесса. Выступают в нем в том же качестве, что и другие государственные органы. Характерным для отделов внутренних дел как субъектов административного процесса является то, что они часто выступают в качестве органа, разрешающего дело, и стороны административного процесса. Многие вопросы в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности рассматриваются и разрешаются органами внутренних дел, которые обладают также широкими юрисдикционными полномочиями, выносят постановления о наложении на виновных лиц административных взысканий и применяют другие меры административного принуждения [23, c.163-164]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты