Акты органов исполнительной власти в системе административного права

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, имеющие межведомственный характер, затрагивающие статус физических и юридических лиц и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после их регистрации и в Бюллетене нормативных актов этих органов. Правовые акты названных органов, не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу. Вступают же они в силу в течение 10 дней после официального опубликования.

Указом Президента РФ от 13 августа 1998 г. №963 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, который издается начиная со второго полугодия 1996 г. 2 раза в месяц, а с 1998 года - еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

Опубликовывать в научно-практическом журнале «Право в Вооруженных Силах» нормативные акты, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Считать такую публикацию официальной.

Нормативные акты, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим приказом, вступают в силу по истечении 10 дней с даты их официального опубликования, если самими актами не установлен иной срок вступления их в силу.

Из всего объема нормативных правовых актов постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»*(27) выделены три категории актов, подлежащие обязательной государственной регистрации:

1) затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

2) устанавливающие правовой статус организаций;

3) имеющие межведомственный характер.

Важнейшим условием юридической силы правового акта является его соответствие как к его юридическому содержанию, так и к порядку его принятия (издания). Сущность этих требований в наиболее емком значении заключается в обеспечении законности правовых актов управления. Конечно, это - общее требование, вытекающее из подзаконности государственно-управленческой деятельности. Оно может быть конкретизировано.

С позиции юридического содержания правовых актов управления можно выделить следующие основные требования:

1)       правовой акт не должен противоречить Конституции Российской Федерации, Федеративному договору, действующему законодательству, нормативным актам Президента Российской Федерации;

2)       правовой акт должен основываться на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти Российской Федерации и аналогичными органами субъектов Федерации;

3)       правовой акт должен учитывать правовые акты вышестоящих органов исполнительной власти;

4)       правовой акт должен быть издан полномочным органом исполнительной власти (должностным лицом), т.е. в рамках закрепленной за ним компетенции;

5)       правовой акт должен быть юридически обоснован, так как его содержание составляют властные волеизъявления исполнительного органа (должностного лица). В силу этого в нем должны быть четко выражены цели его издания, а также основания и юридические последствия;

6)       правовой акт не должен ограничивать, либо нарушать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы государственного управления;

7)       правовой акт не должен ограничивать либо нарушать установленные действующим законодательством права и законные интересы граждан и негосударственных формирований в сфере государственного управления.

В связи с изложенными требованиями важное значение приобретают два конституционных правила. Во-первых, в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом исполнительного органа субъекта федерации, изданным вне пределов его ведения Российской Федерации совместного ведения федерации и ее субъектов, действует акт, принятый на уровне субъекта федерации (ст. 76 Конституции РФ). В иных случаях при наличии противоречий действуют федеральный закон или нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Во-вторых, правовой акт нормативного характера, затрагивающий права и свободы и обязанности граждан, не может применяться, если он не был опубликован официально для всеобщего сведения (ст. 15 Конституции РФ)

Определенные требования предъявляются и к порядку издания правовых актов. В их числе например, соблюдение коллегиальности, если таковая процедура предусмотрена официально; необходимость согласования проектов актов с заинтересованными сторонами; соблюдение установленного официального наименования акта; соблюдение установленных реквизитов (штампы, печати, подписи, исполнители, сроки исполнения, контроль за исполнением и т.п.)

Важное значение для механизма действия правовых актов управления имеют установленные процедуры, в рамках которых осуществляется их подготовка, издание и вступление в законную силу. В данном случае акцент должен быть сделан на подготовку проектов актов, их обсуждении, визировании и правовой экспертизе, процедуре принятия, подписания и т.п.

Несоблюдение установленных требований к юридическому содержанию и порядку издания правовых актов дает основания для признания их недействительными. Однако до наступления такого рода юридического последствия, влекущего за собой утрату актом юридической силы, возможны некоторые варианты более «мягкого» влияния на его судьбу.

Это:

-         внесение соответствующих изменений и дополнений в текст ранее изданного правового акта, что встречается довольно часто в управленческой практике;

-           новая редакция акта;

-         прекращение действия акта (утрата им силы) в виду принятия нового акта;

-           истечение срока действия акта.

Отмена правового акта управления означает, что он перестает порождать те юридические последствия, ради достижения которых был издан. Налицо - юридическая ничтожность. В силу этого в научной литературе выделяют группу ничтожных актов, изданных с явным нарушением законности либо некомпетентным субъектом, юридическая несостоятельность которых настолько очевидна, что они подлежат безусловной отмене. Однако при этом не учитывается, что сама по себе ничтожность акта не обнаруживается. Она выявляется в результате контрольно-проверочных действий, т.е. далеко не всегда в момент издания правового акта. Поэтому о ничтожных акта можно говорить лишь как о чисто теоретической категории.

2.2 Оспаривание правовых актов управления

Отмена правовых актов является, как правило, результатом оспаривания их юридического содержания. На этой основе и выделяются достаточно отчетливо оспоримые акты, юридическая несостоятельность которых может быть доказана с последующей отменой путем судебной процедуры в связи с их опротестованием и обжалованием.

Известны наиболее типичные варианты оспаривания правовых актов управления:

1)       Опротестование. В юридической практике наиболее известно принесение протестов на акты исполнительных органов (должностных лиц) органами прокуратуры. Так, в соответствии со ст. 30.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу может быть опротестовано прокурором. По результатам рассмотрения протеста он может быть удовлетворен, что приводит к отмене постановления о наложении административного наказания либо оставлен без изменения;

2)       Обжалование. Конституция Российской Федерации (ст. 46) закрепляет право граждан обжаловать в суд решения исполнительных органов (должностных лиц). Существует и административный порядок обжалования гражданами правовых актов управления, нарушающих их права и законные интересы.

Решения Правительства Российской Федерации, нарушающие права органов исполнительной власти субъектов федерации, могут быть обжалованы законодательными (представительными) органами государственной власти последних в Конституционный Суд или в Высший арбитражный суд Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией).) Решения краевой, областной администрации могут быть обжалованы в судебном порядке гражданами, общественными объединениями, нижестоящими исполнительными органами.

Действующим законодательством, а также подзаконными административно-правовыми нормами в ряде случаев предусматривается специальный порядок отмены правовых актов субъектов исполнительной власти, либо иные варианты воздействия на их юридическую силу. При этом не во всех случаях имеет место результат оспаривания. так, постановления и распоряжения Правительства РФ в случае противоречия их Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом (ст. 115 Конституции РФ).

Правительство РФ вправе отменять противоречащие законодательству решения органов исполнительной власти субъектов федерации (кроме актов органов исполнительной власти республик), а так же акты центральных федеральных органов исполнительной власти, подведомственных ему. Акты таких органов, подведомственных Президенту РФ, отменяются последними.

Законодательные (представительные) органы государственной власти краев, областей и других субъектов федерации могут отменять правовые акты соответствующих администраций. Они вправе также обязать главу администрации края, области отменить правовые акты органов администрации.

Администрация краев, областей может вносить в Правительство Российской Федерации представления о признании недействительными правовых актов министерств и ведомств Российской Федерации.

Конституция РФ подчеркивает роль Конституционного суда РФ в решении вопросов о юридической силе правовых актов. Так, он разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации актов Правительства, а так же актов органов исполнительной власти субъектов федерации. Акты или их отдельные положения могут быть признаны Конституционным судом неконституционными; они утрачивают юридическую силу (ст. 125 Конституции Российской Федерации).

Кроме отмены правовых актов действующее законодательство и административно-правовые нормы предусматривают возможность приостановления их действия или исполнения правового акта управления, т.е. их временного прекращения действия или исполнения акта без утраты его юридической силы до его отмены или исправления дефектов.

Наиболее типичные случаи приостановления действия правовых актов управления следующие:

1)       Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ст. 85 Конституции Российской Федерации)

2)       Правительство Российской Федерации в целях реализации своих постановлений и распоряжений на всей территории страны имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик (ст. 17 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации).

3)       Принесение протеста прокурора на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает его исполнение до рассмотрения протеста.

4)       Подача жалобы в течение десяти дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания приостанавливает его исполнение до рассмотрения жалобы.


Заключение

 

Цели моей курсовой работы достигнуты не в полном объеме в связи с недостатком литературы по данному вопросу.

В процессе работы были решены задачи:

- рассмотрены понятие юридическая значимость правовых актов управления;

- изучены виды правовых актов управления;

- систематизировано понятие юридической силы правовых актов управления.

Таким образом, на основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:

Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти. Понятие «правовые акты» используется в ст. 15 Конституции РФ, в ч. 1 которой установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Правовой акт управления есть основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации целей и задач государственно-управленческой деятельности

Правовые акты управления подразделяют на нормативные и индивидуальные

Нормативные акты управления непосредственно выражают регулятивную функцию права. В них содержатся административно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем установления определенных правил должного поведения в сфере государственного управления, рассчитанных на длительное, многократное применение (исполнение) и не имеющих конкретного, т.е. персонифицированного, адресата.

Индивидуальные акты управления, в отличие от нормативных носят ярко выраженный правоисполнительный (правоприменительный) характер и содержат персонифицированное предписание для решения индивидуальных административных дел. По своему юридическому содержанию - это распорядительные правовые акты.

Помимо нормативных и индивидуальных в литературе иногда упоминаются общие акты, содержащие общие кратковременные предписания (например, о переносе выходного дня) либо общие требования (например, экономить ресурсы).

Правовые акты управления только тогда выполняют свою служебную роль, когда они действуют, т.е. вызывают те юридические последствия, ради которых они издаются (принимаются) исполнительными органами (должностными лицами)

Действующим является акт, обладающий юридической силой, под которой понимается его способность выступать в роли административно-правовой формы реализации исполнительной власти (государственного управления), т.е. полностью соответствовать его задачам и функциям.

Важнейшим условием юридической силы правового акта является его соответствие как к его юридическому содержанию, так и к порядку его принятия (издания).

Важное значение для механизма действия правовых актов управления имеют установленные процедуры, в рамках которых осуществляется их подготовка, издание и вступление в законную силу.

Отмена правовых актов является, как правило, результатом оспаривания их юридического содержания. Наиболее типичными вариантами оспаривания правовых актов являются опротестование и обжалование.

Таким образом, поставленные в данном курсовом исследовании цели автор считает достигнутыми, так как на основе анализа нормативно-правового материала были рассмотрены основные аспекты исследуемой проблемы.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты