Аналитический обзор законодательства об охране здоровья населения

Для того, чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внутренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса - систематизации.

Систематизация - это деятельность по приведению нормативных правовых актов в определенное упорядоченное состояние в целях принятия сводного законодательного акта (Кодекса), либо объединения множества нормативных правовых актов в единый комплекс (Сборник), необходимый для нужд правотворческой и правоприменительной практики[15].

Между тем, попытка привести в систему действующий нормативный массив наталкивается на значительные трудности. В процессе работы обнаруживаются все более сложно решаемые проблемы. Представляется что виной тому две главные причины: первая - попытка систематизировать законодательство в границах старой системы, сложившейся до принятия Конституции РФ 1993 года; вторая - состояние законодательного массива. Противоречивость законодательных актов, их дублирование, нарушение других правил законодательных процедур, импульсивность законотворчества - все это препятствует строительству эффективной правовой системы. Разумеется, причины недостатков и невысокого качества законодательного регулирования нельзя относить лишь на счет законотворческих органов. Они глубже, зачастую - вне права, в сути тех процессов, которые протекают в обществе и, в конечном итоге, отражают состояние противоборства различных социальных сил.

Потребность в законодательном регулировании в сфере медицины огромна. Такие направления, как защита прав пациентов, правовые аспекты биоэтики, страхование юридической ответственности медицинских работников при выполнении профессиональных обязанностей, клонирование - не урегулированы в достаточной степени. "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" 1993 года, как документ непрямого действия, во многом, устарел, принят до введения в действие Конституции РФ 1993 г. и не сопровождается созданием необходимых законов, регулирующих те или иные направления медицинской деятельности. Как качество самого здравоохранения, так и состояние его правовой обеспеченности далеки от оптимальных.

Основные трудности, которые негативно сказываются на процессе создания качественной правовой базы здравоохранения, следующие: недостаточно выраженная государственная политика в сфере охраны здоровья граждан; отсутствие научно обоснованной концепции создания правовой базы сферы оказания медицинской помощи; разобщенная деятельность представителей правовой и медицинской науки; при понимании специфики России недостаточный интерес к опыту юридической регламентации охраны здоровья граждан в зарубежных странах; слабая законотворческая активность субъектов законодательной инициативы; трудности прохождения законов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.


2.2 Перспективные направления развития законодательства РФ об охране здоровья населения


В настоящее время можно констатировать, что развитие законодательства о здравоохранении в РФ идет по пути создания целого пакета из отдельных, специализированных законодательных актов. Однако законодательство в сфере охраны здоровья населения РФ должно создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованный и взаимоувязанный кодификационный акт, который должен быть базой, основой данного законодательства. Основной путь преодоления множественности нормативных актов, а также пробелов и противоречий регулирования - это повышение внимания к кодификации законодательства, принятие законов по укрупненным блокам регулирования.

Необходимость объединения нормативных актов, регулирующих те или иные вопросы обеспечения и охраны безопасности здоровья граждан, в единый законодательный комплекс обусловлено социальным родством и взаимодополняемостью отношений, составляющих их предмет. Все отношения, регулируемые указанными выше законами, проистекают из общего социального фактора: задачи обеспечения здоровья нации. А любой из этих нормативных актов не может надлежащим образом выполнить свою социальную задачу изолированно от других.

Для устранения проблем, характерных для законодательства об охране здоровья граждан, необходим масштабный пересмотр принципиальных основ, на которых строится все социальное законодательство, в том числе законодательство о здравоохранении, приведение его в строго сбалансированную систему, где цели и векторы развития не противоречат, не взаимоисключают друг друга, а работают на общую цель, определенную в ст.7 Конституции РФ.

Деятельность по совершенствованию законодательного регулирования отношений по охране здоровья граждан может быть сконцентрирована по следующим этапам:

1) разработка научно обоснованной, практически реальной концепции развития законодательства об охране здоровья граждан;

2) разработка программы проведения работ по модернизации и упорядочению законодательства в целях обеспечения структурного реформирования отрасли;

3) разработка звеньев необходимых, но пока недостающих для признания законодательства о здравоохранении в качестве полноценно сбалансированной системы;

4) систематизация законодательства.

Одним из приоритетных направлений совершенствования законодательства о здравоохранении в России является систематизация действующей нормативной правовой базы, то есть сведения к внутреннему единству нормативных правовых актов путем внешней и/или внутренней обработки их содержания. Основой всей систематизации должно стать создание Медицинского кодекса Российской Федерации - нового сводного законодательного акта, с внутренней четко определенной структурой, базирующегося на основе существенной переработки нормативного массива в сфере охраны здоровья населения. Тем самым, подразумевается необходимость, во-первых, создания единого сводного законодательного акта (Медицинского кодекса), а во-вторых - переработки ныне действующих нормативных правовых актов с той целью, чтобы они соответствовали данному Кодексу[16].

Актуальность создания Медицинского кодекса РФ объясняется:

необходимостью комплексного реформирования отечественного здравоохранения, в том числе его правового обеспечения;

отсутствием в настоящее время научно-проработанной стратегии законотворчества в сфере медицины;

несогласованностью нормативной базы здравоохранения федерального масштаба, субъектов федерации и муниципального уровня;

стремлением обеспечить повышение уровня правовых знаний и правовой культуры медицинских работников;

появлением большинства ныне действующих законов о здравоохранении до принятия Конституции РФ, выхода Гражданского Кодекса РФ и Уголовного кодекса РФ;

необходимостью отчетливой правовой регламентации разных систем здравоохранения (государственной, муниципальной и частной) и др.

Следует стремиться к тому, чтобы в сфере здравоохранения появилась именно кодифицированная форма, систематизирующая все медицинское законодательство и устраняющая имеющиеся противоречия, порождаемые отсутствием системного подхода, тем самым, поднимая на более высокий уровень содержание нормативного материала.

Создание кодифицированного акта призвано решить следующие задачи:

1) объединить в максимально возможной степени в одном акте нормы, регулирующие весь комплекс разнообразных отношений по медико-социальной помощи населению, профилактике заболеваний человека;

2) раскрыть содержание права на жизнь и здоровье как основных прав человека;

3) закрепить единые принципы правового регулирования рассматриваемых отношений;

4) определить законодательную базу, ее соотношение с иными нормами и принципами, включая международные нормы и принципы;

5) разграничить полномочия Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, их компетенцию по вопросам правового регулирования здравоохранительных правоотношений;

6) определить структуру органов управления здравоохранением и процедуру обжалования их действий;

7) указать источники и механизм финансирования здравоохранения в целом и отдельных видов медицинской помощи;

8) установить основные правила оказания медико-социальной помощи;

9) установить правовые режимы отдельных видов медицинской деятельности (инфузиология, трансплантология, биомедицинские исследования и др.);

10) определить механизм юридической ответственности за причинение вреда жизни или здоровью в связи с проведением различных медицинских вмешательств и манипуляций.

Решение демографических проблем требует усиления межведомственных мероприятий. В этих целях необходимо формирование единой государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья, совершенствование и приведение в соответствие с международным законодательством отечественной законодательной базы, повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, а также при восстановлении репродуктивного здоровья, в том числе с применением вспомогательных репродуктивных технологий. В России несколько миллионов бесплодных семейных пар, однако каждая вторая такая семья при соответствующем лечении может иметь детей.

Одной из мер по преодолению сложившейся ситуации станет разрабатываемый в настоящее время рабочей группой при Комитете по охране здоровья проект федерального закона "Об охране репродуктивного здоровья населения Российской Федерации", который будет отвечать современным требованиям охраны репродуктивного здоровья с учетом международных стандартов. Окончательное его обсуждение мы планируем провести в весеннюю сессию 2010 года на соответствующих парламентских слушаниях".

Министерство здравоохранения и социального развития РФ готовит два проекта документа, в рамках стратегии социально-экономическом развитии страны до 2020 года. Первый проект документа носит среднесрочный характер - это государственная программа развития здравоохранения, рассчитанная до 2012 года, прообразом которой явился и является, по сути, национальный проект.

Второй документ более стратегический и более долгосрочный - это концепция развития здравоохранения до 2020 года, которая должна будет вытекать из основных положений концепции социально-экономического развития до 2020 года. Необходимость подготовки этого долгосрочного документа связана, естественно, с решением задач долгосрочного развития, с решением тех задач, которые поставлены в концепции демографической политики до 2025 года.

Проект Концепции разработан в соответствии с положениями Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года и предусматривает механизмы, обеспечивающие ответственность врачей и медицинских организаций за качество и результаты работы, а также поэтапный переход на полный тариф на медицинские услуги и на оказание всего объема медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования.

Проект Концепции развития здравоохранения до 2020 года направлен Минздравсоцразвития России на согласование в заинтересованные ведомства и представлен в Правительство Российской Федерации.

После согласования с заинтересованными министерствами Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития будет организовано обсуждение проекта Концепции.

Целями развития здравоохранения являются:

прекращение к 2011 году убыли населения Российской Федерации и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты