Анализ динамики определения сущности государства

4. Государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение. Легальность государственной власти выражается в официальном признании власти, ее подчинении не личностям, а конституции и установленным законам. Легитимность власти представляет собой юридическое признание права государства на применение принуждений. Формой легального господства является правовое государство. Однако в условиях демократии, когда правящая партия получает власть из рук населения, не менее важным для государственной власти становится ее легитимность, т.е. одобрение власти в силу ее привлекательности, уверенность в том, что данная власть, ее институты соответствуют принятым в этом государстве моральным нормам. Поэтому население, признавшее данную власть, обязано подчиняться ее решениям. Немецкий социолог М.Вебер справедливо отмечал, что «государство … есть отношения господства людей над людьми, опирающиеся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие как средство… чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто господствует». Государство охраняет и регулирует жизнь общества на основе права, путем издания законов и правил, обязательных для всего населения. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью специальных органов: суда, прокуратуры, милиции, спецслужб.

5. Государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей, которые обеспечивают его экономическую самостоятельность.

Ряд ученых, вслед за Ф. Энгельсом, существенным признаком государства предлагают считать налоги. Между тем применимость подобного признака к традиционным государствам вызывает весьма и весьма значительные сомнения. В самом деле, если мы обратимся к соответствующему высказыванию Ф. Энгельса, то увидим, что, говоря о налогах, он использует своего рода риторическую фигуру. Налоги, пишет Энгельс, «были совершенно не известны родовому обществу. Но мы теперь их знаем достаточно хорошо». Из сказанного, однако, несовсем понятно, появляются ли налоги с переходом от родового общества к государственно-организованному или же они представляют собой относительно недавнее «изобретение». Иными словами, даже в марксистской литературе не было единого мнения по вопросу о том, применим ли данный признак ко всем историческим типам государства или лишь к более или менее зрелым.

Налоги всегда были главным источником пополнения казны. Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц.

От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охраны его суверенитета, обороноспособности, в чем кровно заинтересован каждый гражданин.

Законодательство устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов с учетом доходов лица. Этим самым государство содействует в возможной степени сбалансированию доходов различных категорий граждан - уменьшению разрыва доходов высоко- и низкооплачиваемых категории.

Согласно действующему законодательству и принятому в финансово-правовой литературе определению под налогом понимается установленный органом государственной власти обязательный платеж в бюджет, вносимый безвозмездно юридическими лицами, другими категориями плательщиков и гражданами в точно определенный срок.

С налоговой деятельностью современного государства связаны органы третьей традиционной ветви власти – судебные органы. Реализуя судебную власть в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими законами страны, судебные органы вправе: 1) обеспечить принудительное исполнение налоговой обязанности; 2) рассматривать споры, возникающие между налогоплательщиками и налоговыми органами; 3) в соответствии с Уголовным кодексом привлекать к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в сфере налогообложения. Деятельность суда призвана обеспечить верховенство закона, в том числе в сфере налогообложения.


3. Сущность государства – совокупность всех его признаков

государство признак аппарат власть

Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

Без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства невозможно грамотное, квалифицированное управление им. Объективная необходимость и практическая потребность в знаниях о государстве о государстве по мере развития общества неизбежно возьмут верх над эмпирическим подходом к нему и незнанием (А. Паршин).

Сущность государства – то главное, что определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность. Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение определенного элитарного слоя, занимающегося только управлением. Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всего привилегированных социальных групп, классов. Однако зарождение социального неравенства, социальной несправедливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется, хотя бы у части людей, возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не только к существенному улучшению социального управления, но и к возникновению науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества.

Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1.  то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2.  то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.

Необходимо учитывать «классовый след» в природе государства, рассматривая другие его характеристики, такие, как политическая, структурная, территориальная организация, взаимосвязь с этнокультурными пластами, традициями, духовной жизнью и т.п. Государство оказывается не только машиной, орудием, механизмом принуждения, насилия, но и большой социальной и культурной ценностью, объективной организацией на этапе формирования раннеклассовых обществ, становления цивилизации. И сущность его не сводится только к классовой природе.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и др.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан. Иран, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. - в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида.

Сущность государства не остается неизменной. Во-первых, менялись классы, политическим орудием которых было государство, а с изменением места класса в историческом процессе менялась и сущность государства. Даже беглый сравнительный анализ рабовладельческого и раннебуржуазного государства, например, показывает огромную разницу между ними в самых существенных характеристиках. В первом случае власть господствующего класса осуществлялась над бесправным рабом, во-вторых – над свободным рабочим. Не случайно, именно в буржуазном обществе начались перемены, повлекшие за собой серьезные изменения самой сущности государства. Во-вторых, изменились социальные условия существования классов, политические отношения между ними. Обращаться со свободным человеком так, как можно обращаться с рабом, невозможно в принципе. Государства, сущностью которых была диктатура одного класса (буржуазии) постепенно перерастали в государства, сущностью которых становились социальное партнерство, социальный компромисс и социальное согласие.

Процесс изменения сущности государства обусловлен серьезными причинами. Во-первых, исчезают классы в их марксистском понимании (как большие группы людей, определенные социальным отношением к средствам производства). Во-вторых, серьезные изменения происходят в определении места человека в обществе, в системе производства и распределения. Учение о непримиримости классовых противоречий терпит крах. Государство вместо орудия насилия становится организацией, разрешающей противоречиях в цивилизованных формах, выступает в качестве инструмента легитимной власти, деятельность которой уже не чужда большей части общества. Государство становится активным и необходимым посредником в социально – дифференцированном обществе, сохраняющем противоречия по многим вопросам экономической, политической, социальной жизни. На первое место в этой ситуации выходит не насильственная, классовая, а социальная предназначенность государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство является продуктом развития общества и с момента своего возникновения развивается вместе с ним. По мере усложнения процессов общественного развития совершенствуется и государство. Однако понятие государства в теоретической литературе по сей день является сложным и многоаспектным. Основные признаки государства, отличающие его от других учреждений и организаций классового общества, позволяют понять его сущность и назначение в различных формациях.

Исходя из поставленной цели и ряда задач, следует подвести итог проделанной работе и сформулировать ряд выводов по данной проблеме:

·                   В древнюю эпоху понятие государство отождествлялось со всем гражданским обществом, со всеми существенными сторонами общественной жизни. Но уже в то время философы и юристы определяли государство как союз людей, граждан, объединенных на началах общей пользы и права. Данный подход к понятию государства нашел свое подтверждение и развитие в Средние века, и Новое время.

·                   Любое государство обладает рядом одинаковых признаков. Важнейший признак государства - наличие особого аппарата политической публичной власти. Государство выступает как единая территориальная организация населения в масштабах всей страны. Государственная власть характеризуется осуществлением, как функций управления, так и функций принуждения, причем, соотношение насильственных действий и управленческих функций прямым образом зависит от различных факторов.

Так же важное значение имеет суверенитет. Согласно сложившемуся в научной литературе мнению суверенитет государства представляет собой, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, во-вторых, независимость ее на международной арене. В суверенитете государства выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. А для претворения в жизнь выбранного курса политики государства, оно обладает правом устанавливать и взимать различные налоги и сборы.

·                   Сущность государства – то главное, что определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность.

Таким образом, в курсовой работе были рассмотрены все аспекты зарождения, развития и существования государства. Для достижения наилучшего результата были использованы различные источники, благодаря чему сложилась целостная и объективная картина понятия политической организации общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     К.С. Бельский. Государство и налоги. // Государство и право. 2007, №11.

2.     История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1996.

3.     Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. Серия «Учебники и учебные пособия», Ростов н/Д: Феникс, 2003.

4.     Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

5.     Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005.

6.     Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – М.: «Юристъ», 2003.

7.     Назаренко Г.В. Общая теория права и государства: Учебный курс для вузов. – М.: Изд-во «Ось – 89», 2003.

8.     Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005.

9.     Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах / отв. ред. М.Н.Марченко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.

10. Разуваев Н.В. Понятие и признаки традиционного государства // Управленческое консультирование. 2008, №3.

11. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: РИОР, 2008.

12. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2003.

13. Теория государства и права: учебник / Васильев А.В. – 4-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2008.

14. Теория государства и права: учеб. [для юрид. вузов] / Венгеров А.Б. – 5-е изд.., стер. – Москва: Омега – Л, 2008.

15. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. / Авт. – сост. В.В. Лазарев, С.В. Липень. – М.: Юристъ, 2001. – Т.1.

16. Теория государства и права / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. – М.: Академический Проект, Екатеринбург. Деловая книга, 2002.

17. Теория государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Р.Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.


 


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты