Анализ функционирования малых предприятий в РБ

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка


916 (2,8%)


6

Образование

119 (0,4%)

9

Культура и искусство

351 (1,1%)

9

Наука и научное обслуживание

262 (0,8%)

9

Финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение

232 (0,7%)

5

Прочие виды деятельности сферы материального производства

318 (1%)

Данные отсутствуют

Если посмотреть распределение малых предприятий по отраслям, то по-прежнему наибольшее их количество сосредоточено в торговле и общепите – 40,8% (см. табл. 3, 4). Далее идут промышленность (23,5%) и строительство (12,4%). Меньше всего их в информационно-вычислительном обслуживании (всего 0,5%).

Субъекты малого бизнеса – это чаще всего частные организации (90%). Среднесписочная численность работающих в них сотрудников по итогам 2008 г. составила 340 тыс. человек (для сравнения: в государственных – 39,9 тыс., в иностранных – 24,5 тыс.).

Если брать не среднестатистическое предприятие, а в разрезе отраслей, то самая большая численность работников у промышленных предприятий, но это всего лишь 21 человек. И, что характерно, на протяжении последних трех лет эта цифра остается неизменной. Далее по «многочисленности» следуют сельхозпредприятия (18-22 чел.), транспортники и связисты (17-18 чел.), строители (14-15 чел.), снабженцы и бытовики (8-10 чел.), коммунальники (10-12 чел.).  Для многих сотрудников малых предприятий их рабочее место — не единственное. Например, 84,8% работников малых предприятий, занятых в сфере образования — это совместители и работающие по договорам гражданско-правового характера, 31,8% таких сотрудников в сфере здравоохранения, 20,4 — в ЖКХ, 19,8% — в строительстве.

Что касается привлекательности отдельных отраслей с точки зрения максимизации прибыли, то самая высокая отдача у предприятий, работающих на рынке недвижимости — 45%. За ними следуют связисты — 25,2%, торговля и общепит — 21,9%, сельское хозяйство — 15%, информационно-вычислительное обслуживание — 14,1%. Лишь 11% составил уровень рентабельности в строительстве, 9,7% — в промышленности. Не очень то на величину этого показателя влияет и форма собственности.

Наиболее эффективно работают малые иностранные предприятия (их всего-то 4,6%). На одно иностранное предприятие приходится в 2 раза больше произведенной продукции, чем на аналогичное отечественное. Инвестиций в основной капитал от них тоже в 3,4 раза больше, чем вкладывает малое частное и в 2,4, чем малое государственное. Интересно, что относительно высокими темпами растет количество малых иностранных предприятий. Если частных отечественных компаний стало больше лишь на 12%, то иностранных — на 56%.

Всего по состоянию на средину нынешнего года убыточными были 34% малых предприятий, что практически соответствуют средне республиканскому уровню. Меньше всего их в связи (20%), больше всего среди предприятий здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения. Не особенно высоки и доходы работников малых предприятий. К концу первого полугодия 2008 г. их средняя заработная плата достигла лишь 324949 тыс. или примерно   150 у.е. в эквиваленте. При том, что этот показатель в среднем по республике достиг 200 у.е. Выше среднего уровня доходы на предприятиях связи, образования, науки, в строительных организациях, в сфере информационно-вычислительного обслуживания. Самые высокие у финансистов (≈270 у.е.), самые низкие в сфере бытового обслуживания населения (≈80 у.е.).

Как видим, наше малое предпринимательство — действительно малое, и в тенденциях его развития пока нет предпосылок к росту, а тем более переходу в новый статус: если не крупного, то хотя бы среднего бизнеса. Его потенциал, как сферы для создания новых рабочих мест, изменения структуры экономики, появления инноваций, развития конкуренции используется пока очень мало, а это значит, что возможность его реализовать еще есть. Тем более что иностранные предприятия, имеющие больший опыт работы в условиях рынка, умудряются работать у нас более эффективно, нежели мы сами.

Исходя из этого необходимо предложить ряд рекомендаций по улучшению работы предприятия. Для этого рассмотрим детально один из основных процессов развития малого предпринимательства. Опишем мероприятие «Субсидирование субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса» более подробно. Субсидирование является одним из инструментов государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.

Деятельность фонда поддержки малого предпринимательства РБ (далее Фонд) по субсидированию в настоящее время осуществляется в соответствии с «Республиканской программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009 г.» (Постановлений Правительства РБ от 14.05.2008 N 176, от 28.11.2008 N 295, от 21.03.2009 N 325), Уставом Фонда.

Также стоит отметить, что существует определенный механизм реализации субсидирования. Примерная схема рассматриваемого процесса представлена на рисунке 1. На данном рисунке ромбовидными блоками отображено действие проверки соответствия условию.

Опишем данную схему подробнее:

1.     Предоставление компенсационных займов осуществляется Фондом после выдачи Банком кредита клиенту.

2.     Заемщик предоставляет в банк (отделение) заявление о необходимости получения кредита. В случае если заявка удовлетворяет условиям предоставления компенсационных займов, а именно:

ü     заемщик является субъектом малого предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Свердловской области;

ü     сумма запрашиваемого кредита – не менее 1 000 000 рублей,

3.     Кредитный работник банка (отделения) рекомендует клиенту обратиться за получением компенсационного займа.

4.     Заявка на предоставление компенсационного займа подается клиентом в Фонд после подписания кредитного договора с банком.


5.     К заявке должен быть приложен:

ü     базовый комплект правоустанавливающих документов для заключения договоров займа и обеспечения;

ü     копия кредитного договора, заверенная банком (либо предъявляется подлинник договора для сверки);

ü     копия анкеты заемщика, поданной в банк (отделение) для получения кредита, заверенная банком.

6.     После предоставления документов, указанных в п. 5., по запросу Фонда банком в электронном виде предоставляется заключение кредитного работника банка.

7.     На основании принятого решения Фонд заключает с клиентом договор компенсационного займа, а с лицами, предоставляющими обеспечение, - соответствующие договоры обеспечения по займу.

8.     После заключения договоров Фонд осуществляет поэтапную выплату компенсационного займа клиенту.

9.     Банк ежемесячно до 5-го числа в течение срока действия кредитного договора предоставляет Фонду информацию о своевременности и полноте уплаты задолженности по процентам и кредиту в предыдущем месяце по каждому клиенту.

10. Специалист Фонда в течение 3 банковских дней с момента получения от банка информации, осуществляет следующие действия:

ü     рассчитывает сумму транша (в соответствии с договором займа);

ü     формирует распоряжение на перечисление транша, визирует это распоряжение;

ü     передает распоряжение на подпись исполнительному директору;

ü     после исполнения распоряжения главным бухгалтером Фонда корректирует общую сумму компенсационного займа и ежемесячные платежи по возврату средств компенсационного займа.

Фонд может прекратить выплату компенсационного займа и досрочно востребовать предоставленный компенсационный заем если:

ü     просрочка платежей по кредиту и процентам по кредитному договору, заключенному с банком, превысила 5 банковских дней;

ü     имеет место досрочное исполнение или расторжение кредитного договора, заключенного с банком;

ü     возникают иные обстоятельства, делающие невозможным или существенно затрудняющие выполнение клиентом своих обязательств по кредитному договору и договору займа.

В случае досрочного востребования Фондом компенсационного займа на основании вышеуказанных условий, договор компенсационного займа расторгается Фондом в одностороннем порядке путем письменного уведомления клиента.

Для субсидирования малого бизнеса используются следующие источники финансирования:

ü     средства областного и федерального бюджета, направляемые на поддержку субъектов малого предпринимательства;

ü     средства, поступающие из зарубежных источников на цели развития предпринимательства и создания инфраструктуры его поддержки;

ü     собственные средства Фонда.

Рисунок 1 Схема механизма субсидирования

Литература


1.                 Балашевич, М. И. Экономика малого бизнеса. /  М. И. Балашевич. – Минск: БГЭУ, 2008.

2.                 Науменко, Б. Н. Теория и практика развития. / Б. Н. Науменко. – Минск: Мисанта, 2007.

3.                 Симанович, В. Л. Слишком много государства // Экономика. Финансы. Управление. 2008. № 6.

4.                 Симанович, В.Л. Бизнес малый, но заметный // Экономика. Финансы. Управление. 2008. №7.



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты