Для устранения «дефицита доверия к власти» государственная информационная политики должна быть направлена не только на то, чтобы органы власти обеспечивали предоставление оптимальным для потребителя образом запрашиваемой информации, но и на стимулирование прямого диалога власти с общественностью, инициатором которого должна выступать сама государственная власть.
Широко и эффективно используемый в демократических государствах механизм взаимодействия с общественностью общепризнан неотъемлемой частью и важнейшей функцией государственного управления. Этот механизм в меньшей степени нуждается в нормативном правовом обеспечение, а в большей – в организационном. В структуре органов государственной власти должны быть созданы специализированные подразделения по связям с общественностью, обеспечивающие регулярное представление информации о результатах деятельности органов власти, планах и принимаемых решениях, а также реализующие воспитательно-информационную функцию, направленную на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов. При этом необходима централизованная координации их деятельности для обеспечения единства проводимой информационной политики.
Существенную роль в укреплении взаимодействия с общественностью могут сыграть консультативные общественные советы и комиссии при органах власти, специализированные по укрупненным направлениям деятельности этих органов. Основная задача таких структур – выявление общественно-значимых проблем, отношения общественности к подходам власти по их разрешению, определение возможных компромиссов и наименее конфликтных решений при наличии противоречий. Накопленный опыт деятельности консультативных структур при различных органах российской власти показывает, что при некорректном подходе к формированию и организации работы таких структур существует серьезная опасность их вырождения из-за неспособности выполнять поставленные задачи.
В основе прямого взаимодействия органов власти с общественностью лежит предоставление должностными лицами этих органов определенной информации. Поэтому не только эффективность такого взаимодействия, но и, вообще, принципиальная возможность его реализации целиком и полностью зависит от осознания государственной властью необходимости обеспечивать информационную прозрачность своей деятельности и активно вести открытый диалог с обществом и его структурами.
Одна из базовых основ открытого гражданского общества – практически реализуемая свобода информации. Современные информационно-коммуникационные технологии, средства и системы вычислительной техники и связи, например, технологии Интернета, и перспективы их развития не только открывают принципиально новые, широчайшие возможности для свободного массового распространения информации, массового информационного обмена и массовых коммуникаций, но и позволяют говорить о происходящей в конце ХХ века информационной революции, результатом которой станет новый тип демократического общества – информационное общество.
Однако сегодня, даже в экономически развитых странах, доступность передовых информационно-коммуникационных технологий для массового пользователя, их внедрение в повседневную жизнь каждого человека остаются серьезной проблемой, в первую очередь, экономической. Поэтому, по-прежнему, огромную роль в обеспечении свободы информации, в массовом информировании играют традиционные средства массовой информации – периодические печатные издания, радио и, особенно, телевидение.
Роль и влияние традиционных СМИ на все процессы жизнедеятельности общества и государства, в особенности в период глубоких политических и социально-экономических преобразований, трудно переоценить. Происходящие в последнее время в России события показали, что средства массовой информации, провоцируемые ими «информационные войны», их использование как «информационного оружия» в узкокорпоративных интересах в борьбе за политическую и экономическую власть, оказывают существенное, далеко не положительное влияние, на ход реформ.
Российские СМИ на законодательном уровне получили свободу слова, свободу от цензуры, политическую и профессиональную независимость от государственной власти, однако не обрели устойчивой материальной базы для свободной самостоятельной деятельности. Это дало возможность нарождающимся финансово-промышленным группам, правильно оценив значение СМИ и складывающуюся правовую и экономическую ситуации в этой области, оперативно задействовать лоббистские и финансовые механизмы и эффективно использовать СМИ в своих интересах.
В условиях недостаточной развитости общественно-политических структур и отсутствия выраженной государственной политики в области массовой информации, «независимые» СМИ, пораженные недугом экономической несвободы, фактически вынуждены выражать не мнение общества, а частные или корпоративные интересы своих явных и неявных владельцев. При этом, не без их участия, внедряется миф о том, что именно СМИ являются «четвертой властью», которой в истинно демократическом государстве должно быть общественное мнение, формируемое самим обществом и его общественно-политическими структурами и выражаемое через средства массового информирования, включая традиционные СМИ.
В подобной реально сложившейся ситуации государственной власти, действительно стремящейся объективно информировать граждан и способствовать формированию гражданского общества, необходимо, при сохранении на определенный период времени государственных СМИ, стимулировать создание общественно-государственных СМИ и оказывать действенную, прежде всего, экономическую, поддержку негосударственным СМИ, обеспечивая равноправную свободную конкуренцию и интенсивное развитие рынка массовой информации.
На решение указанных проблем, существенно влияющих на весь ход преобразований в России, и должна быть направлена в первоочередном порядке государственная информационная политика в сфере средств массовой информации.
Государственная информационная политика, адекватно и динамично отражающая весь комплекс интересов и приоритетов общества в информационной сфере, изменяющихся в процессе его жизнедеятельности, – одна из основополагающих составляющих управления современным государством, во многом определяющая темпы и уровень его развития, а также право занимать достойное место в мировом сообществе.
В настоящее время государственная власть является наиболее обеспеченным материальными и организационными ресурсами потребителем и источником информации, следовательно, организационно-технологическое совершенствование информационного обеспечения деятельности системы органов государственной власти является необходимым условием и первым важнейшим шагом к формированию общегосударственной информационно-коммуникационной инфраструктуры и единой системы национальных информационных ресурсов на основе современных информационно-коммуникационных технологий и технических средств, а также эффективным стимулом к ускорению развития рынка информационной продукции и услуг. При этом необходимо учитывать тот факт, что по мере либерализации политических, экономических и социальных условий жизнедеятельности общества и государства информационное обеспечение системы органов государственной власти должно усложняться, а не упрощаться.
Наиболее точным способом измерения информационной безопасности является жестко регламентированная информационная деятельность публично-правового характера. К такой деятельности мы относим документирование и формирование информационного ресурса. Главным результатом информационной деятельности публично-правового характера является функциональная система национальных информационных ресурсов. Свойства этой системы обеспечивают информационную безопасность страны. К таким ключевым для безопасности свойствам мы отнесли:
– техническую, предметную и правовую совместимость информационных ресурсов в ресурсной системе;
– техническую и юридическую доступность информации в системе;
– полноту, достоверность, актуальность ресурсной информации;
– защищенность информации.
Государственная информационная политика, адекватно и динамично отражающая весь комплекс интересов и приоритетов общества в информационной сфере, изменяющихся в процессе его жизнедеятельности, – одна из основополагающих составляющих управления современным государством, во многом определяющая темпы и уровень его развития, а также право занимать достойное место в мировом сообществе.
Представленная работа является попыткой систематизировать и обобщить, пусть и не в полном объеме, существующие современные подходы к понятию ГИП. Рассмотрен вопрос о налаживании эффективных информационных взаимоотношений с другими странами.
В последние годы наблюдается процесс укрепления российской государственности, консолидация российского общества, определенная экономическая стабильность – все это создает реальные предпосылки для развития ГИП, как неотъемлемой части современного сильного, независимого и самобытного государства. В этот процесс должны быть вовлечены все институты и слои российского общества: политологи, журналисты, социологи, психологи, юристы и т.д., а также государство, СМИ и общество.
В своей работе помимо обобщения теоретических знаний и представлений я постаралась поставить и ответить на возникшие в процессе написания исследования вопросы, стараясь привнести некое творческое начало и собственное осмысление поднятых проблем.
В процессе работы я старалась остерегаться, а точнее освободиться от предубеждений, поскольку идеологизация истории России ведет к фальсификации и искаженному восприятию действительности и будущего. С данными явлениями мы уже встречались, когда большевизм представлял дореволюционную историю страны как «черное прошлое», а коммунизм как «светлое будущее». Напротив, либерализм 90-х гг. XX в. преуспел в «навешивании» негативных ярлыков на историю Советского Союза, противопоставляя этой «черноте» грядущую «белизну» капитализма.
Суммируя все вышесказанное, необходимо отметить, что противоречия современного мира между глобализацией и антиглобализацией, вестернизацией и девестернизацией, исламской, христианской и другими цивилизациями, терроризмом и антитерроризмом, взрывом идей интеграции у одних народов и стремлением к национальному самоопределению у других, централизацией и регионализацией власти выдвигают острую необходимость в разработке проблем обеспечения информационной безопасности России и каждого гражданина нашей страны. В этой связи информационная политика должна выполнять функцию духовного оздоровления и возрождения нашего общества.
Исследование информационной политики России, налаживания ее эффективного взаимодействие с другими странами, а также управления массовыми информационными процессами с учетом духовной ментальности российского народа является стратегически перспективным направлением и в науке, и в практике.
Подводя итог работы, можно сделать несколько выводов:
государство должно взять на себя ответственность за формирование и реализацию ГИП;
необходимо разработать научную базу, усовершенствовать законодательство в сфере информации и информатизации и создать специальный орган, ответственный за единую государственную информационную политику;
должны быть в полной мере привлечены СМИ – как один из важнейших источников и каналов передачи информации, и инструмент реализации ГИП.
необходимо ввести в законодательные рамки решение вопросов о взаимодействии органов государственной власти и СМИ, инициировать закон о свободе доступа граждан к информации органов государственной и местной власти с четко очерченными мерами ответственности чиновничьего аппарата;
для достижения информационной независимости и национальной самодостаточности нашему государству, прежде всего, требуется определиться с выработкой и закреплением четких национальных приоритетов. Это и будет являться базовым элементом государственной информационной политики при сохранении свободы слова, плюрализма мнений, но в рамках правового законодательства и законов этики и нравственности;
необходимо разработать комплексную стратегию для налаживания эффективных информационных взаимоотношений с другими странами.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета, №165, 29.07.2006.
2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. 2006. №31 (ч. 1). Ст. 3451.
3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // СЗ РФ. 2002. №2. Ст. 127.
4. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. №8. Ст. 609 (утратил силу).
5. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. №583 «О Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2007–2011 годы» // СЗ РФ. 2006. №41. Ст. 4248.
6. Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» от 12 декабря 2003 г. // Законодательство и практика масс-медиа. Вып. 1. Январь 2004 г.
7. Концепция Государственной информационной политики Российской Федерации
8. Окинавская хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. №8. С. 51 – 56.
9. Стратегия развития информационного общества в России // Информационное право. 2007. №3 (10). С. 35.
10. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1994. С. 125.
11. Афанасьев В.Г. Социальная информация. – М.: Наука, 1994
12. Бачило И.Л. Подходы к обеспечению защиты и безопасности информации // Информационное право: основы правовой информации. М., 2003. С. 253 – 272.
13. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе: Научное издание – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001
14. Вопросы совершенствования законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности. М.: Издание Государственной Думы, 2007. С. 31.
15. Гришина В.В. Правовое обеспечение информационной безопасности // Административное и муниципальное право, 2008, №5.
16. Дагбаев Э.Д. Трансформация российских средств массовой информации в политической коммуникации: Дис. … д-ра социол. наук – СПб., 2002
17. Дьякова Е.Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Полит. исслед. – 2003. – №3
18. Дьякова Е.Г. Роль гражданских институтов в построении информационного общества // Сети и системы связи. – 2006. – №8
19. Ежков В. Электронная коммерция ведет к глобальным изменениям на рынках. // Финансовые известия. – 2007. – 30 января.
20. Емельянов Г.В. Информационная безопасность: ключевые вопросы. – С. 11.
21. Ершов А.Е. О предмете информатики // Вестник АН СССР. – 1984. – №2
22. Забелин П.В. Информационная безопасность Российского государства: социально-политические и социокультурные проблемы. М., 2006.
23. Забузов О.Н. Интернет как средство реализации военно-информационной политики Российского государства / Автореф. дисс. … канд. полит. наук. М, 2008.
24. Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И. Средства массовой информации постсоветской России // Учебное пособие. Аспект Пресс. М.:2002. с. 391–93.
25. Информационные вызовы национальной и международной безопасности / Под общ. ред. А.В. Федорова, В.Н. Цыгичко. – М.: ПИР-Центр, 2001
26. Карасева Е.В. Информационная политика органов исполнительной власти современного мегаполиса: особенности ее формирования и реализации (на примере деятельности г. Москвы): Дис. … канд. полит. наук. – М., 2004
27. Китайчик М.М. Право на защиту от информации // Конституционное и муниципальное право. 2007. №3
28. Конференции по проблемам информационного права // Информационное право. 2006. №1
29. Кудрявцев В.Н. Уголовная юстиция как система // Правовая кибернетика. М., 1973. С. 7 – 21.
30. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб., 2000
31. Лопатин В.Н. Теоретико-правовые проблемы защиты единого информационного пространства и их отражение в системах российского права и законодательства // http:/for-expert.ru/problemy_inform_prava/15.shtml.
32. Лукацкий А. Осенний отзыв Госдумы: информационная безопасность никому не нужна // #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Халипов В.Ф Введение в науку власти. - М.: Технологическая школа бизнеса. -2005. - С. 318.
[2] Забузов О.Н. Интернет как средство реализации военно-информационной политики Российского государства / Автореф. дисс. … канд. полит. наук. М, 2008.
[3] Brzezinski Z. America's Role in the Technotronic Era. - N.Y. - 2003. - P. 9.
[4] Brzezinski Z. America's Role in the Technotronic Era. - P. 10.
[5] Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета, №165, 29.07.2006.
[6] Национальная безопасность: информационная составляющая. - С. 162.
[7] Емельянов Г.В. Информационная безопасность: ключевые вопросы. - С. 11.
[8] Ежков В. Электронная коммерция ведет к глобальным изменениям на рынках. // Финансовые известия. - 2007. - 30 января.
[9] Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. - М.: Изд-во корпорации «Логос». - 2008. - С. 370-371.
[10] Rodrigo J.P. Emerging technology and defence: Dan. spec. rep. /North Atlantic assembly: sci. a. techn. comm. - Brussels. - 2007. - P. 11.
[11] Забелин П.В. Информационная безопасность Российского государства: социально-политические и социокультурные проблемы. М., 2006.
[12] Национальная безопасность: информационная составляющая. - М. - 2005. - С. 156.
[13] Концепция Государственной информационной политики Российской Федерации
[14] Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И. Средства массовой информации постсоветской России // Учебное пособие. Аспект Пресс. М.:2002. с. 397-98.
[15] Декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" от 12 декабря 2003 г. // Законодательство и практика масс-медиа. Вып. 1. Январь 2004 г.
[16] Окинавская хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. N 8. С. 51 - 56.
[17] Стратегия развития информационного общества в России // Информационное право. 2007. N 3(10). С. 35.
[18] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
[19] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3451.
[20] Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609 (утратил силу).
[21] Вопросы совершенствования законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности. М.: Издание Государственной Думы, 2007. С. 31.
[22] Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127.
[23] Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 583 "О Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы" // СЗ РФ. 2006. N 41. Ст. 4248.
[24] Стратегия развития информационного общества в России // Информационное право. 2007. N 3(10). С. 35.
[25] Алексеев С.С. Государство и право. М., 1994. С. 125.
[26] Тихомиров Ю.А. Закон о законах - координатор законопроектной деятельности в государстве // Юстиция. 2005. N 1. С. 25 - 32.
[27] Полякова Т.А. Совершенствование информационного законодательства в условиях перехода к информационному обществу // Журнал российского права, 2008, №1.
[28] Нисневич Ю.А. Государственная информационная политика России сегодня и завтра. М., 2006.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11