Анализ института права собственности как центрального института гражданского права

Право собственности юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником) представляет собой один из видов частной собственности.

В образовании имущества юридического лица участвуют его учредители (участники). В этой связи необходимо четко различать характер прав учредителей на имущество юридического лица и полномочия самого юридического лица. Объем правомочий учредителей (участников) относительно имущества юридического лица зависит от его организационно-правовой формы. Участники хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов имеют обязательственные права (право на получение прибыли); указанные юридические лица владеют имуществом на праве собственности

В собственности юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, для которых законом установлен специальный режим. При этом закон, как правило, не ограничивает количество и стоимость имущества. Такие ограничения могут быть установлены в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Государственная собственность. Различают понятие государственной собственности как экономической категории и понятие права государственной собственности (принадлежащей государству в субъективном смысле). Государственная собственность как экономическая категория означает общественное отношение по владению, пользованию и распоряжению различным имуществом, принадлежащим всем членам общества в лице избранных ими органов власти.

Государство в отношении своей собственности не является каким-то обособленным субъектом, как в праве частной собственности. Каждый орган государственной власти, министерство и ведомство осуществляет правомочия по пользованию и распоряжению, иному владению имуществом, составляющим государственную собственность, в пределах своих полномочий. Так, Министерство финансов распоряжается средствами бюджета РФ, Министерство природопользования – недрами РФ.

Для права государственной собственности характерна множественность субъектов, обусловленная в свою очередь многоуровневым характером государственной собственности и ее объектов. В ст. 214 ГК РФ говорится о том, что государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность). Следовательно, здесь субъектом собственности является само российское государство - РФ как единое целое. Далее в ст. 214 ГК РФ указывается имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям и округам (собственность субъектов РФ).

Наряду с РФ как единым государством субъектами права государственной собственности являются также субъекты Федерации. Несмотря на наличие различных субъектов, единство фонда государственной собственности не нарушается. Множественность субъектов права государственной собственности обусловлена расширением прав субъектов РФ, регионов, государственных предприятий, а также самостоятельных, свободных экономических зон.

Таким образом, государственная собственность в настоящее время существует в двух видах: в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации. Отметим, что эта точка зрения поддерживается всеми учеными.

Муниципальная собственность. Муниципальная собственность – это собственность муниципальных образований. В принципе право муниципальной собственности аналогично по содержанию праву государственной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. От имени муниципального образования права и обязанности собственника могут приобретать и осуществлять органы местного самоуправления. Муниципальное образование распоряжается, владеет и пользуется муниципальным имуществом не как один субъект, а представляет собой систему органов местного самоуправления внутри каждого муниципального образования, и каждый из органов местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляет права собственника муниципального имущества, необходимого ему для своей деятельности.

В настоящее время все муниципальные образования считаются самостоятельными юридическими лицами. Кроме того, муниципальное образование в качестве одной из основных гарантий независимости местного самоуправления должно обладать своей собственностью. Муниципалитеты как публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, то есть реализуют свою дееспособность через свои органы местного самоуправления, действующие в рамках их компетенции, установленной уставами муниципальных образований.

Конституция РФ, признавая и гарантируя жизнеспособность местного самоуправления, определяет экономические условия его функционирования. Это находит свое выражение, прежде всего, в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности, в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, в их финансовой гарантии, в праве на обеспечение пользования, владения и распоряжения объектами муниципальной собственности. При этом Конституция РФ в качестве субъекта права муниципальной собственности называет население муниципального образования, которое владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью.

Применение этого положения является проблематичным из-за отсутствия законодательного регулирования механизма участия населения в управлении муниципальным имуществом. Существует проблема с распоряжением, которая требует безотлагательного решения. Думается, население должно выражать свое мнение в формах прямого волеизъявления только в случаях отчуждения муниципального имущества, которое приносит доход в местный бюджет. Это может происходить в небольших муниципальных образованиях на сходах граждан, процедура которых должна быть закреплена в уставе муниципального образования. В городских поселениях могут проводиться референдумы. В связи с этим в уставе муниципального образования необходимо предусмотреть перечень объектов, входящих в состав муниципальной собственности, отчуждение которых возможно только с согласия населения.

На формирование муниципальной собственности существенным образом повлиял процесс приватизации. Однако у органов местного самоуправления (прежде всего в небольших городах, поселках, сельских населенных пунктах) практически не было возможности оказать на него какое-то заметное воздействие.

Приватизация привела к сокращению объектов муниципальной собственности и не принесла местному самоуправлению каких-либо существенных экономических выгод.

Российское законодательство, определяя общие для всех участников имущественного оборота правила, относящиеся к праву собственности, вместе с тем устанавливает и особенности муниципальной собственности. Среди них следует назвать следующие. Публично-правовые образования как собственники своего имущества независимы друг от друга и выступают в гражданских правоотношениях в качестве вполне самостоятельных, равноправных и имущественно обособленных субъектов. Попытки федеральной власти устанавливать для других публичных собственников случаи распоряжения их имуществом (например, определять объекты приватизации) не могут быть признаны основанными на законе. Неслучайно ст. 217 ГК РФ разрешает устанавливать специальным законодательством лишь порядок (способы, процедуру) приватизации, но не ее объекты.

Именно поэтому РФ, ее субъекты не отвечают по обязательствам муниципальных образований, а последние не отвечают своим имуществом по обязательствам РФ и ее субъектов, если только кто-либо из них не принял на себя специальную гарантию (поручительство) по обязательствам другого субъекта.

Объектами права муниципальной собственности являются средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие кредитно-финансовые организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Таким образом, граждане, юридические лица, государство и муниципальные образования являются носителями мощных юридических прав собственника. Эти права признаны обществом и государством в качестве абсолютных и исключительных, фиксированы в законе и охраняются государством. Права собственника функционируют на основе общих принципов гражданского права (равенства участников гражданских отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора и т.д.). Статус собственника позволяет лицу на основе и в пределах закона строить свое поведение в отношении объектов собственности по своему усмотрению.



1.3 Содержание права собственности

гражданское право собственность

Рассматривая содержание права собственности, следует помнить, что собственность – это широкое, наиболее полное обладание вещами и иными предметами. Это «господство непосредственное, так что хозяин простирает все действие своего права непосредственно своим лицом на самую вещь, без отношения к какому-либо другому лицу, и не через другое лицо, а сам собою…»[52]. Собственность представляет собой власть над объектом собственности.

В правовом отношении собственности на одной стороне находится собственник, а на другой все окружающие его лица, которые обязаны воздерживаться от нарушений прав собственника. У носителя права появляется необходимость в правопритязании, в предъявлении требований к обязанному лицу (всё равно – непосредственно или через суд) лишь при нарушении его права, при невыполнении обязанным лицом своих обязанностей, иногда – при угрозе нарушения[53]. Считается, что отношение собственности является односторонним. Обязанная сторона должна быть полностью пассивна – не нарушать прав собственника. В случаях, когда говорят об обязанностях окружающих что-то сделать по отношению к собственнику, имеет место не отношение собственности. Из этого следует, что содержание права собственности очерчивается только изложением прав собственника. Согласно ГК РФ «собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом»[54].

По мнению Д.И. Мейера, доныне слово «владеть» значит у нас иногда то же, что «быть собственником», и доныне владение смешивается с собственностью, и доныне вечное и потомственное владение означает право собственности[55].

Владение нередко определяется как фактическое господство лица над вещью. Однако, по мнению Генкина Д.М. и Толстого Ю.К., такое определение не может быть принято прежде всего потому, что понятие господства лица над вещью является нежелательным для правовой теории, рассматривающей отношения между людьми, а не отношения между людьми и вещами[56]. Некоторые современные правоведы выделяют во владении наряду с господством термин физическое обладание вещью. Но владение может существовать и при отсутствии физической связи между владельцем и вещью. Условия жизни и взгляды общества определяют достаточность и недостаточность признаков, позволяющих судить окружающим о нахождении вещи во владении какого-то лица. Для всех лиц, окружающих владельца, такими признаками являются те, которые свидетельствуют о нахождении вещи во владении, независимо от того, знают окружающие, кто владелец, или нет. По общему правилу предполагается, что вещи, находящиеся, например, в квартире гражданина принадлежат ему. Но владение существует в данном случае и без знания окружающих о его наличии. Следовательно, определяющим в ответе на вопрос о том, существует ли владение, является фактическая возможность для владельца пользоваться вещью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты