Анализ особенностей регулирования труда работников автотранспорта

При этом привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия работника. Работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником.

Перерывы, выходные.

При суммированном учете рабочего времени и при продолжительности рабочей смены более 8 часов водителю по усмотрению работодателя могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Конкретное время предоставления таких перерывов и их конкретная продолжительность устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем (п.24).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (то есть междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов (п.25). Так, если смена у водителя закончилась в 20.00, то на следующий день его смена может начаться не ранее 8 часов утра.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены (п.25).

К примеру, если продолжительность смены у водителя составляет 10 часов, то и междусменный отдых не может быть менее 10 часов. Если смена у него закончилась в 20.00, то на следующий день смена не может начаться ранее 6 часов утра.

Если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, то междусменный отдых должен составлять не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы. Так, если у водителя, которому установлена продолжительность рабочей смены 10 часов, смена завершилась в 17.00, то следующая его смена может начаться не ранее чем в 22.00. В данном случае по возвращении из рейса к времени еженедельного отдыха (выходным дням) должно быть обязательно добавлено еще 5 часов.

Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п.27). Например, в ноябре 2004 г. число выходных дней не может быть менее 4, в декабре 2004 г. - менее 3.

В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов. Если смена накануне выходных дней завершилась в 20.00 субботы, то следующая смена может начаться не ранее 14.00 понедельника. При этом на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращен, но не менее чем до 29 часов (п.28).

При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода. Так, если в декабре 2004 г. у водителя смена приходилась на 12 декабря (праздничный день - День Конституции РФ), то она включается в норму рабочего времени на декабрь 2004 г., которая составляет 176 часов. В соответствии со ст.153 ТК РФ работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам, работа в праздничный день оплачивается в размере не менее двойной дневной или часовой ставки.

Таким образом, в случае, если при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) у водителей превышает 8 часов, для того чтобы в течение месяца (учетного периода) не превысить норму рабочего времени, при составлении графиков сменности следует увеличивать продолжительность междусменного и еженедельного отдыха (выходных дней).

Для фиксации времени работы и отдыха водителей работодатели могут использовать тахографы. В соответствии с требованием Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"[11] (ст.8), с 1 января 2005 г. установка на транспортных средствах российских перевозчиков и использование контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств являются обязательными при осуществлении международных автомобильных перевозок на территориях государств, не являющихся участниками Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Управление грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки без контрольного устройства (тахографа) или с выключенным тахографом, а равно с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей, влечет наложение на водителя административного штрафа в размере до 2500 рублей.

Кроме того, нарушение установленного режима труда и отдыха водителем грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющим международную автомобильную перевозку, может повлечь наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей (ст.11.23 КоАП РФ).

Инструкции по охране труда

Работодатель должен знать, что для всех категорий работников должны быть разработаны инструкции по охране труда, которые составляются с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками органа (ст.212 ТК РФ).

При разработке инструкций по охране труда работников автотранспорта необходимо выявить опасные и вредные производственные факторы, которые могут влиять на труд работников. К таким факторам относятся: движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования; повышение или понижение температуры воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; повышенная или пониженная подвижность воздуха; повышенная или пониженная влажность воздуха; отсутствие или недостаток естественного освещения; недостаточная или повышенная освещенность рабочей зоны (места).

В инструкциях необходимо предусмотреть действия работников и работодателя по устранению (или минимизации) влияния опасных и вредных факторов на работников при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Вопросы охраны труда работников должны быть отражены и в правилах внутреннего трудового распорядка организации, в частности в разделе, посвященном режиму труда и отдыха работников.

Режим труда и отдыха некоторых работников автотранспорта отличается от общего режима работы (ст.329 ТК РФ). Например, для водителей режим труда и отдыха определен Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15.

При заключении трудовых договоров с работниками должны учитываться нормы, устанавливающие режим труда и отдыха водителей.

Работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы.

Межотраслевые правила предусматривают несколько видов инструктажа: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой, которые, впрочем, почти ничем не отличаются от правил проведения инструктажа всех других работников.


Заключение


Итак, к гражданам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся профессиональной подготовки, состояния здоровья, которые вытекают из специальных законов и иных нормативных правовых актов.

Транспортные средства - это источник повышенной опасности, поэтому лица, претендующие на работу, связанную с управлением транспортными средствами, должны пройти профессиональный отбор.

Порядок профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, определяется федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

Работодатель обязан, при приеме на работу, связанную с движением транспортных средств потребовать от работника документы, подтверждающие уровень его профессиональной подготовки. Таким документом может быть диплом, удостоверение, свидетельство.

Обязательным условием для заключения трудового договора с лицами, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, является прохождение работником обязательного предварительного медицинского осмотра.

В трудовом договоре, заключаемом с водителем автотранспортного средства, сторонам необходимо предусмотреть: будет ли он работать на автомобиле определенной грузоподъемности или на любом автомобиле из числа имеющихся с учетом наличия у водителя прав на управление соответствующими транспортными средствами.

В ч.2 ст.328 ТК РФ в качестве обязательного требования приема на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, установлено прохождение предварительного медицинского осмотра.

Трудовым кодексом РФ (ст.213) установлено, что работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет работодателя обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Лица в возрасте до 21 года должны проходить ежегодные медицинские осмотры.

Одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя.

Необходимо строго соблюдать режим труда и отдыха водителей ТС. Правильная организация работы работников, эксплуатирующих ТС, является одним из ключевых звеньев профилактики дорожно-транспортных происшествий.

При заключении трудовых договоров с работниками должны учитываться нормы, устанавливающие режим труда и отдыха водителей.

Работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы.

труд водитель режим отдых


Список использованных источников и литературы


Нормативные акты:

1.                 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 N 195-ФЗ [ред. от 30.12.2008] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 1 (ч.1). - ст.1; Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 1. - ст.17.

2.                 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ [ред. от 30.12.2008] // СЗ РФ. - 2002. - №1 (ч.1). - ст.3; Российская газета. - 2008. - 31 дек.

3.                 О безопасности дорожного движения: федеральный закон от 10 декабря 1995 №196-ФЗ [ред. от 30.12.2008] // СЗ РФ. - 1995. - №50. - ст.4873; СЗ РФ. - 2009. - №1. - ст.21.

4.                 О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения: ФЗ от 24.07.1998 N 127-ФЗ [ред. от 30.12.2008] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 31. - ст.3805; Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 1. - ст.17.

5.                 О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии: приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90 [ред. от 06.02.2001] // Здравоохранение. - 1996. - N 11; Здравоохранение. - 2001. - N 4.

6.                 Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей: приказ Министерства транспорта РФ от 20.08.2004. №15 // Российская газета. - 2004. - 21 авг.

Литература

7.                 Анисимов, Л.Н. Новое в трудовом законодательстве /Л.Н. Анисимов. - М.: Юстицинформ, 2007. - 187 с.

8.                 Батяев, А. А.1001 договор на все случаи бизнеса /А.А. Батяев и [др.]. - М.: ИД РАВНОВЕСИЕ, 2008. - 237 с.

9.                 Бриллиантова, Н.А. Необходимые условия трудового договора: проблемы их отражения в трудовом договоре /Н.А. Бриллиантова, В.В. Архипов // Современное право. - 2007. - N 4. - С.9-12.

10.            Егоров, В.И. Трудовой договор: учебное пособие /В.И. Егоров, Ю.В. Харитонова. - М.: КНОРУС, 2007. - 395 с.

11.            Ершова, Е.А. Трудовое право в России /Е.А. Ершова. - М.: Статут, 2007. - 405с.

12.            Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) /под ред.Е.Н. Сидоренко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 264 с.

13.            Корнийчук, Г.А. Организация работы с кадрами на предприятиях автотранспорта /Г.А. Корнийчук. - М.: Статут, 2007. - 154 с.

14.            Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /под ред.Ф.Н. Филиной. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. - 295 с.

15.            Трудовое право России: учебное пособие для вузов /ред. С.В. Колобова. - М.: Юстицинформ, 2005. - 216 с.

 


[1] Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /под ред. Ф.Н. Филиной.- М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007.-С.153.

[2] О безопасности дорожного движения: федеральный закон от 10 декабря 1995 №196-ФЗ [ред. от 30.12.2008] //СЗ РФ.-1995.- №50.- ст.4873; СЗ РФ.-2009.- №1.- ст.21.

[3] Корнийчук, Г.А. Организация работы с кадрами на предприятиях автотранспорта /Г.А. Корнийчук.- М.: Статут, 2007.-С.41.

[4] Батяев, А.А. 1001 договор на все случаи бизнеса /А.А. Батяев и [др.].- М.: ИД РАВНОВЕСИЕ, 2008.-С.57.

[5] Корнийчук, Г.А. Организация работы с кадрами на предприятиях автотранспорта /Г.А. Корнийчук.- М.: Статут, 2007.-С.45.

[6] О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии: приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90  [ред. от 06.02.2001] // Здравоохранение. – 1996. - N 11; Здравоохранение. – 2001. - N 4.

[7] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 N 195-ФЗ [ред. от 30.12.2008] // Собрание законодательства РФ. – 2002. -  N 1 (ч. 1). - ст. 1; Собрание законодательства РФ. – 2009. - N 1. - ст. 17.

[8] Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей: приказ Министерства транспорта РФ от 20.08.2004.№15 //Российская газета.-2004.- 21 авг.

[9] Корнийчук, Г.А. Организация работы с кадрами на предприятиях автотранспорта /Г.А. Корнийчук.- М.: Статут, 2007.-С.71.

[10]Корнийчук, Г.А. Организация работы с кадрами на предприятиях автотранспорта /Г.А. Корнийчук.- М.: Статут, 2007.-С.97.

[11] О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения: ФЗ от 24.07.1998 N 127-ФЗ  [ред. от 30.12.2008] // Собрание законодательства РФ. – 1998. - N 31. - ст. 3805; Собрание законодательства РФ. – 2009. - N 1. - ст. 17.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты