Внедрение СЭД в Отделениях по Магаданской области началось в 2005 году. Сотрудники отделений ездили на обучающий семинар в УФК по Магаданской области. После приезда был разработан план мероприятий по внедрению, назначены ответственные исполнители, подготовлены пакеты документов для клиентов. Установкой АРМ СЭД и сопровождение клиентов на территории Магаданской области занимается Дальневосточный региональный центр технического обслуживания компания ООО «ОТР-2000». Внедрение СЭД позволило обеспечить гарантированную доставку документов от отправителя до получателя с использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП), что придает юридическую значимость используемым при обмене документам. ЭЦП – это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. ЭЦП не защищает электронный документ от несанкционированного доступа к нему, то есть открыть электронный документ может любой человек. Но при проверке ЭЦП, наложенной на электронный документ, получатель этого документа сможет увидеть, была ли изменена информация в данном документе. Любое изменение подписанных данных (даже изменение всего одного бита в большом файле) делает ЭЦП недействительной.
В ходе проводимых мероприятий по подключению клиентов к СЭД существуют различные ситуации. Есть организации, которые понимают плюсы от внедрения электронного документооборота, есть организации, которым необходимо разъяснять для чего эта система необходима, какие выгоды получит организация от внедрения электронного документооборота и есть организации, которые под любым предлогом саботируют внедрение электронного документооборота. По каждому случаю проводится работа с клиентами. По сравнению с 2005 годом, когда эта работа только начиналась, клиенты стали более грамотны в техническом и информационном плане. Больше понимания в прогрессивности и необходимости новых информационных технологий, меньше инертности и негатива. Отделения по Магаданской области еженедельно отчитывается в УФК по Магаданской области по внедрению системы электронного документооборота.
Опыт эксплуатации системы электронного документооборота показывает его необходимость и достаточную функциональность. Налажено стабильное информационное взаимодействия между Управлением, Отделениями с одной стороны, и финансовыми органами с другой. Работа направлена на то, что бы максимальное количество клиентов работало с казначейством в режиме приема-передачи информации через СЭД. Вместе с тем эффективному внедрению системы электронного документооборота мешают ряд проблем. В их числе:
- низкая техническая оснащенность бюджетных учреждений. Недостаточная квалификация в них специалистов по информационным технологиям;
- невозможность, из-за отсутствия в Магаданской области представительства компании ООО «ОТР-2000», оперативного устранения неполадок по сопровождению ППО «СЭД» и своевременного подключения к СЭД;
- необходимость представления бюджетополучателями подтверждающих документов на бумажных носителях;
- часть документов по СЭД передается не в структурированном виде, а в виде файлов произвольными документами. К примеру, сводный отчет в финансовый орган – в формате EXCEL;
- плохая оснащенность бюджетополучателей программными продуктами, что не позволяет им производить автоматизированную подготовку и обработку информации, получаемой и направляемой в отделения, Управление.
Для унификации технологии работы всех уровней бюджета желательно разработать единое для всех бюджетополучателей программное обеспечение. Это позволило бы решить проблему автоматизации взаимодействия между всеми финансовыми структурами.
Несмотря на проблемы, организация и применение электронного документооборота между всеми участниками бюджетного процесса является одним из важнейших направлений развития информационных технологий для обеспечения оперативности, достоверности и минимизации трудовых и временных затрат на обработку информации в процессе исполнения бюджета.
Преимуществами осуществления электронного документооборота являются:
- оперативное получение информации;
- ускорение обработки документов, а также проведения операций на открытых лицевых счетах;
- исключение бумажного документооборота и, соответственно, материальных затрат с обеих сторон;
- возможность автоматической обработки документов;
- возможность формирования резерва рабочего времени.
Автоматизированная система электронного документооборота позволяет:
- свести воедино все информационные потоки, циркулирующие между главными распорядителями средств Федерального бюджета, Федеральным казначейством и его территориальными органами;
- повысить оперативность обмена актуальной информацией между Федеральным казначейством, территориальными органами и главными распорядителями средств федерального бюджета;
- в полном объеме реализовать концепцию гарантированной доставки электронных документов в системе Федерального казначейства;
- максимально защитить от несанкционированного доступа информационные ресурсы Федерального казначейства;
- повысить оперативность осуществления платежей со счетов Федерального казначейства[61].
Итоговый вывод состоит в следующем: только полный казначейский учёт, контроль (в том числе и за рациональным использованием средств получателями) и управление всеми составляющими государственных финансов на основе единой законодательной базы, единого казначейского счёта, развитой казначейской инфраструктуры с использованием новейших информационных технологий позволит Федеральному казначейству обеспечить управление государственными финансами нашей страны с максимальной эффективностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетное планирование и бюджетный процесс являются основными финансово-кредитными рычагами экономической политики государства. Своевременное исполнение утвержденного бюджета, особенно в условиях мирового финансового кризиса, - одно из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти, что имеет не только весомое экономическое содержание, но и огромное социальное значение, переоценка которого представляется весьма затруднительной. Органом, осуществляющим контроль над исполнением бюджета на всех его этапах, сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, регулирующим отношения между бюджетами различных уровней, является созданная в декабре 1992 г. новая структура - Федеральное казначейство Российской Федерации.
В представленной дипломной работе рассмотрены основы становления и основные этапы развития Федерального казначейства, а также определено место, роль, функции и задачи Федерального казначейства в системе государственной службы на современном этапе.
Для более четкого представления рассматриваемого предмета настоящей работы рассмотрено функционирование Федерального казначейства в современных условиях на примере Управления Федерального казначейства по Магаданской области: дана его общая характеристика, приведена организационная структура и изучены операции по исполнению расходов федерального бюджета и доведению лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов до распорядителей и получателей средств федерального бюджета.
Проведенный анализ процесса становления и развития Федерального казначейства позволил обозначить следующие этапы:
1) создание федерального казначейства в 1992 году обусловлено необходимостью формирования отдельной финансовой структуры, которая была бы способна контролировать исполнение федерального бюджета, обеспечивала бы прозрачность движения государственных средств. Исходной идеей образования казначейства было решение сверх принципиально важных задач: создание информационной системы, необходимой для управления бюджетом, и осуществление жесткого управленческого контроля над процессом исполнения бюджета;
2) начало функционирования казначейской системы исполнения бюджета сопровождалось передачей полномочий и объема работы, выполняемых раннее органами Центрального Банка Российской Федерации, Государственной налоговой службы Российской Федерации и местными финансовыми органами, в органы казначейства. Формирование единообразных межбюджетных отношений явилось ключевым условием для начала функционирования централизованной финансовой системы;
3) к одному из первых этапов работы органов федерального казначейства после организационных вопросов относится исполнение федерального бюджета по доходам: открытие балансовых счетов 090 (40101) «Налоги, распределенные органами федерального казначейства между различными уровнями бюджетов» и 100 (40102) «Доходы федерального бюджета»; ежедневный учет поступивших налогов и платежей; распределение и зачисление в бюджеты всех уровней (федеральный и территориальный) в соответствии с нормативами отчислений;
4) внедрение ЕКС. Порядок прохождения финансовых потоков федерального бюджета при внедрении ЕКС изложен в Концепции функционирования единого счета федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учету доходов и средств федерального бюджета, разработанной Минфином России совместно с Банком России и одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2000г. № 107-р.
Преимущества ЕКС для эффективной работы казначейской системы состоят в следующем:
- в виду значительного увеличения скорости получения информации об объемах поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации повышается ее актуальность;
- ежедневно становится доступной информация об общем объеме налогов, сборов и иных обязательных платежей, поступающих на территориях субъектов Российской Федерации, а также о соответствии сумм зачисления регулирующих налогов в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации нормативам их распределения, установленным законодательством Российской Федерации;
- учет доходов от уплаты налогов и сборов, поступающих во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, осуществляемый УФК, открывает возможность органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления своевременно получать адекватную информацию о поступивших на территории соответствующего административно-территориального образования налогах и сборах;
- Правительство Российской Федерации получает доступ к ежедневной информации о движении средств Федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства, включая операции по их расходованию в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета, а также по территориям РФ.
5) Федеральным законом от 20.08.2004г. № 120-ФЗ были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений. Особый интерес в этой связи представляет ст. 215-1 «Основы исполнения бюджета», где сказано, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. На основании указанной статьи издан Приказ Федерального казначейства от 25.08.2005г. № 12н, согласно которому кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется органами Федерального казначейства.
6) 2005 - 2006 гг. и по настоящее время: в органах федерального казначейства проводится большая работа по внедрению системы электронных платежей – электронного документооборота. Переход работы в системе электронного документооборота продиктован веянием времени. Без его реализации тормозятся многие процессы финансовой деятельности бюджетополучателей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16