АПК Республики Беларусь

Закон предусматривает ежегодное направление на развитие материально-технической базы АПК и его социальной сферы не менее 50% общего объема капитальных вложений в народное хозяйство Беларуси. Установлено ежегодное бюджетное финансирование программы социального и экономического развития АПК в объеме не менее 20% от расходной части бюджета Республики Беларусь с учетом инфляции. Фактически на эти нужды отчисляется не более 10% при потребности не менее 35%.

За счет республиканского и местных бюджетов осуществляется строительство в сельской местности объектов здравоохранения, коммунального хозяйства, газификации, электрификации, телефонизации, радиофикации, внутрихозяйственных дорог.

Государство через налоговую политику и систему цен способствует обеспечению эквивалентного обмена между сельским хозяйством и промышленностью, другими отраслями народного хозяйства. В целях сглаживания диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию Кабинет Министров республики ежеквартально проводит их индексацию и гарантирует сельскому хозяйству определенную бюджетную компенсацию затрат от  подорожания средств производства и услуг, способствуя постепенному переходу к свободным закупочным ценам. Государство за счет бюджета осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для всех форм хозяйствования в АПК.

Основными направлениями обеспечения пропорциональности развития АПК являются.

1. Улучшение его воспроизводственной структуры, т.е. установление научно обоснованных пропорций в уровне и темпах развития различных сфер АПК.

2. Улучшение его отраслевой структуры, т.е. установление научно обоснованных пропорций в уровнях и темпах развития сельского хозяйства и работающей на его сырье легкой и пищевой промышленности.

3. Совершенствование внутриотраслевых пропорций – оптимизация структуры растениеводства, животноводства, молочной, мясной, а также некоторых других видов перерабатывающей промышленности, оптимизация структуры производства зерна, маслосемян, мяса и т.д.

4. Улучшение территориальной структуры АПК, т.е. усиление научно обоснованной комплексности развития АПК республики, областей, районов, расширение производства продукции отраслей АПК до размеров, необходимых для обеспечения собственных потребностей при одновременном усилии специализации производства в рамках общереспубликанского разделения труда.

 Оптимизация структуры АПК способна обеспечить пропорциональное развитие всех его важнейших отраслей, привести в соответствие переработку и сырьевую базу, оптимизировать сырьевые зоны перерабатывающих предприятий. Основным путем усиления пропорциональности развития АПК является повышение научной обоснованности экономического механизма, его функционирования в целом.

  На базе многих хозяйств, изменивший организационно-правовой статус, созданы акционерные общества, коллективно-долевые  сельскохозяйственные предприятия и другие хозяйственные объединения. Большинство крупных хозяйств осуществили первый этап реформирования собственности.

Государством принимаются меры по развитию личных подсобных хозяйств, которые в последние годы получили в свое пользование более 900 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий. В настоящее время частный сектор производит около 30% всей сельскохозяйственной продукции. Функционирует он в 3000 фермерских хозяйств.

В стране практически действуют свободные цены на отдельные виды реализуемой сельскохозяйственными предприятиями продукции. В целях укрепления технической оснащенности хозяйств принимается поставка техники по лизингу. Для осуществления реформ созданы новые институционные структуры. К ним относятся Государственный комитет по земельным ресурсам, Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации.

Республика располагает достаточным научно-техническим потенциалом, чтобы уже в ближайшие годы выйти на урожайность зерновых не менее 45-50 ц/г, достичь удоев молока от одной коровы 4000-5000 кг, прироста крупного рогатого скота на уровне 1000 г в сутки. Тем самым можно будет увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции почти в 2 раза.

Однако, обстановка, сложившаяся в агропромышленном комплексе Беларуси непростая. Существуют ряд проблем, которые тормозят эффективность сельскохозяйственного производства. К числу основных можно отнести две. Первая – имеющийся ресурсный потенциал села используется не в полной мере. Большинство производственных объектов в сельской местности, особенно в животноводстве, используются неэффективно. Но самое главное – низкая продуктивность сельскохозяйственных угодий.

Вторая проблема заключается в том, что сельское хозяйство не располагает достаточным количеством оборотных активов и не может обеспечить свою работу собственными средствами. Значительная доля на весенне-полевую и уборочную компании, включая и выплаты заработной платы, по-прежнему ложатся на государство. Дотации аграрной отросли достаточно высоки. В то же время, очевидно, что для кардинальных улучшений в сельском хозяйстве необходимы, в первую очередь, разработка и реализация научно-обоснованного комплекса мер по повышению эффективности по всех сферах деятельности АПК. Поэтому на уровне Правительства была разработана «Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы», которая была одобрена Указом Президента Республики Беларусь № 256 от 14 мая 2001 г.

Ее цель – сформировать систему хозяйствования, обеспечивающую наиболее рациональное использование почвенного климатического потенциала, внутриотраслевых резервов материально-технической базы предприятий АПК и трудовых ресурсов для дальнейшего устойчивого роста сельхозпроизводства, повышение экономической эффективности, обеспечение продовольственной безопасности республики, существенного повышения уровня благосостояния тружеников села.

Достижение намеченной цели предусматривается за счет комплекса организационных, технических и технологических мероприятий по переводу аграрной отросли на рыночные механизмы хозяйствования.

Основополагающими принципами Программы являются следующие:

1.                Основу землепользования составляют государственная собственность на сельскохозяйственные земли.

2.                Развитие сельскохозяйственного производства базируется преимущественно на крупнотоварных хозяйствах.

Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан осуществляется на принципе равенства всех форм собственности и хозяйствования в формирующейся многоукладной экономике АПК.

3.                Главный принцип реформирования организационной структуры АПК на макроуровне – горизонтальная и вертикальная кооперация во всей технологической цепи «производство – переработка-реализация».

4.                Технико-технологическое переоснащение аграрной отрасли-

важнейшее условие и гарантия наращивания конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.

5.                Решение социально-бытовых проблем сельского населения на основе укрепления экономики сельхозпредприятий- важнейшая государственная задача.

 Организационное совершенствование АПК предусматривается по средством углубления специализации отросли, приведения организационной структуры АПК и взаимоотношений между его субъектами в соответствии с требованиями рыночной экономики, введение новых принципов мотивации труда.

В целях внедрения рыночных механизмов хозяйствования, направленных на более эффективное использование потенциала внутренних материальных трудовых ресурсов, предложены пять уровней реформирования агропромышленного комплекса республики.

Первый – на уровне сельскохозяйственных предприятий – предусматривает поэтапный переход их на полный хозяйственный расчет, самоокупаемость и самофинансирование и предоставление внутренним хозяйственным единицам хозяйственной самостоятельности. При этом с учетом размеров и профильности хозяйства, его экономического состояния предусмотрены 4 типа реформирования:

а) предприятия республиканской формы собственности (экспериментальные базы, племенные хозяйства и др.) развиваются в созданных формах или реформируются в соответствии с государственными целями и интересами на каждом конкретном этапе динамики народнохозяйственного комплекса страны;

б) сельскохозяйственные предприятия, ныне обеспечивающие высокоэффективное производство, сохраняют свою организацию или продолжают ее совершенствование на основании правовых и экономических механизмов, функционируют самостоятельно или в составе крупных интегрированных производственно – сбытовых комплексов;

в) основная часть сельскохозяйственных предприятий в качестве сырьевой зоны с учетом специализации входит в кооперацию с животноводческими комплексами, перерабатывающими и сбытовыми предприятиями и на основе сокращения трудовых затрат и перераспределение прибыли от реализации конечного продукта выйдет на рентабельное производство. Их реформирование осуществляется по средством совершенствования внутрихозяйственный отношений, которое предусматривает деление земли и имущества соответственно на доли и паи, формирование новых внутрихозяйственных структур с наделением их необходимой производственной, хозяйственной и экономической самостоятельностью;

г) группа хозяйств с критическим экономическим состоянием подвергается разнообразным моделям санации и оздоровления, включая процедуру банкротства. Предлагается 10 моделей их реформирования с использованием всевозможных предусмотренных действующим законодательством и иными нормативными актами механизмов и льгот по реструктуризации кредиторской задолженности перед банком и другими кредиторами; создание в границах традиционного хозяйства ряда небольших самостоятельных внутрихозяйственных подразделений, функционирующих на принципах хозрасчета; кооперирование неплатежеспособного хозяйства с другими экономически крепкими предприятиями по производству, переработке и сбыту продукции, превращение его в сырьевую базу или в подсобное производство состоятельных объединений; формирование на территории бесперспективного хозяйства крестьянских (фермерских) хозяйств; передача в аренду физическому или юридическому лицу для организации эффективного производства сельскохозяйственной продукции с учетом сохранения основного профиля агропродовольственной деятельности с возможным последовательным выкупом им остаточной стоимости средств производства; проведение процедуры банкротства.

Второй уровень – районные – предусматривает реализацию механизмов межхозяйственной агропромышленной кооперации и интеграции. Перерабатывающие предприятия и животноводческие комплексы приобретают статус предприятий-интеграторов, создают вокруг себя специализированные зоны хозяйств – производителей сельскохозяйственного сырья по профилю своей деятельности, объединяют на договорной основе интересы всех участников технологической цепи от производства до реализации, при необходимости финансовые и сервисные структуры, с ориентацией всех участников на единый конечный результат.

Третий уровень – областной – предусматривает интеграцию на принципах вертикальной и горизонтальной кооперации объединений, входящим по своим объемом производства за пределы районных и межрайонных продуктовых кооперативных специализированных объединений. В центре их находятся крупные перерабатывающие предприятия и животноводческие комплексы. Входят предприятия материально-технического снабжения, сбыта и финансовые структуры. Интегрируются в виде акционерных обществ, ассоциаций, аграрно-промышленных (АПГ) и аграрно-финансово-промышленных групп (АФПГ).

Четвертый уровень – республиканский – представляет собой полное организационное завершение продуктовых технологических объединений по основным видам сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, по мясу, молоку, племенному животноводству, зерну, картофелю, льну и др. Новые организационные структуры формируются в рамках существующих республиканских производственных, агросервисных, снабженческих, сбытовых и других формирований (объединений, концернов и др.). По своей организационной структуре могут быть как узкоспециализированными, так и многопрофильными.

Пятый уровень – межгосударственный – предусматривает вхождение АПК Беларуси на условиях кооперации и интеграции в общий аграрный рынок СНГ и общий аграрный рынок Беларуси и России на принципах равноправия, партнерства и взаимной экономической выгодности, региональной специализации и межгосударственного разделения труда. Предложен механизм взаимоотношений между участниками кооперативно – интеграционных формирований любого уровня на принципах рыночной экономики.

Предусматривается преодолеть существующую разобщенность предприятий и товаропроизводителей в вопросах производства и сбыта продукции, объединить их экономические интересы и сформировать продуктовые специализированные технологические цепи, интегрирующие производство исходного сельскохозяйственного сырья, его переработку, получение качественного готового продовольствия, фирменную торговлю и сбыт, а также включающие финансовые структуры, предприятия материально-технического обеспечения и сервиса.

Ценовая политика в аграрном секторе будет ориентирована как на постепенное сокращение мер административного воздействия на цены, так и на обеспечение рационального соотношения цен на продаваемую и покупаемую сельским хозяйством продукцию, а также на стимулирование снижения издержек. Государственные дотации сельскохозяйственным предприятиям будут предоставляться на единицу произведенной продукции с учетом региональных особенностей.

Предполагается повысить фондооснащенность отрасли на основе:

* поставок технических средств для выполнения комплекса технологических процессов возделывания сельскохозяйственных культур.

* совершенствование организационных форм и технологий технического обслуживания, ремонта и хранения сельскохозяйственной техники.

* организации машинно-технологических станций и механизированных отрядов с использованием современных высокопроизводительных машин для обслуживания экономически слабых хозяйств.

Заключение.

В настоящее время, в соответствии с программами, ученые работают над важнейшими приоритетными направлениями научного обеспечения АПК.  В области земледелия и растениеводства решается задача по разработке и реализации в производственных условиях систем земледелия на основе биологизации, адаптивной интенсификации, расширенного воспроизводства плодородия почв, ресурсосберегающих технологий, новых энерго - и ресурсоэкономных сортов и средств защиты сельскохозяйственных культур,обеспечивающих стабильную продуктивность пашни в пределах 70-30 ц/га к.вд., луговых угодий - 25-35 ц/га к.ед., производства зерна в пределах 9-10 млн. т, а также формирование сбалансированных и устойчивых агроэкосистем.

Важнейшим направлением селекционно-племенной работы в животноводстве является разработка эффективных приемов создания высокопродуктивных племенных структур молочного, мясного скота, свиней, птицы и рыбы. В этих целях углублены исследования по теории гетерозиса, более эффективному и широкому использованию мировых генетических ресурсов для улучшения пород скота. На уровне высоких технологий ведутся исследования по биотехнологии в мясном, молочном скотоводстве и свиноводстве. В области кормления дальнейшее развитие получают исследования, направленные на изыскание способов повышения уровня биоконверсии кормов, методов увеличения коэффициента усвоения питательных веществ, в особенности протеина, трансформации всех элементов кормов в высококачественные продукты животноводства, энергоресурсоэкономных технологий.

Основными задачами в области ветеринарной медицины являются создание новых  диагностических, лечебных и профилактических препаратов, позволяющих повысить сохранность  животных и обеспечить благополучие хозяйств республики по наиболее распространенным болезням,  а также изыскание средств и способов, обеспечивающих физиологически нормальное состояние здоровья и получение качественной продукции в зонах с повышенной производственной нагрузкой.

В этих целях разрабатывается экспресс- методы диагностики инфекционных болезней животных, конструируются средства специфической профилактики, обладающие антибактериальным действием, повышающие резистентность и иммунную реактивность животных.

В области механизации ученые работают над созданием новой высокопроизводительной техники, развитием блочно – модульного построения сельскохозяйственных агрегатов, позволяющих совмещать различные операции, быстро переналаживать машины под изменяющиеся условия. Развернуты исследования по разработке энергосберегающих технологий и создание новой техники, способных на 30-40% уменьшить потребление топлива без снижения производства продукции.

В сфере переработки и хранения сельскохозяйственной продукции усилия специалистов направлены на создание ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий и оборудования для комплексного использования сырья с целью увеличения производства и расширение ассортимента конкурентоспособной продукции.

Программой научных исследований в области экономики АПК предусмотрена разработка организационно- экономических основ дальнейших структурных преобразований и механизма рыночных экономических отношений в агропромышленном комплексе в целях повышения его конкурентоспособности.

В составе научно-производственных объединений Академии аграрных наук находится 63 экспериментальные базы и заводы, в которых проводится работа по повышению эффективности использования научного потенциала сельскохозяйственной отрасли, обеспечению более тесной интеграции науки с производством. Академия осуществляет широкие творческие связи с учеными зарубежных стран.

Я считаю, что при выполнении всех вышеперечисленных задач агропромышленный комплекс Республики Беларусь будет стоять в одном ряду с развитыми странами мира.

Список литературы.

1.                  Базылев Н.И., Гурко С.П., Лещиловский П. В. Основы экономической теории и практики. Мн.: БГЭУ, 1996. 320 с.

2.                  Агропромышленный комплекс в условиях перехода к рынку. Под ред. В.Г. Гусакова, Б. М. Шапиро. Мн.: Армита – Маркетинг – Менеджмент,. 1997. 227 с.

3.                  Курс экономической теории: Учебное пособие. Под ред.А.Н. Тура, М.И. Плотницкого. – Мн.: «Мисанта»,1998 г.

4.                   « Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы.», стр. 2-3, «Советская Белоруссия», №130, 2001 г.

5.                  « О государственной поддержке агропромышленного комплекса», стр. 2-4. «Сельскохозяйственный вестник», № 8-9 2002 г.

6.                   «АПК: проблемы и перспективы реформирования», стр. 2-3, «Агробизнес» № 10, 2002г.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты