Авторский договор как основание правомерного использования произведения

Авторский договор как основание правомерного использования произведения

Томский государственный университет

Кафедра гражданского права и процесса



ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГЭК

Зав. каф. гражданского права
канд. юрид. наук, доцент
______________ В.И.Сухинин
“___” ________1999 г

 

 

Погорелова Наталья Михайловна

 

Авторский договор как основание
правомерного использования произведения

(Дипломная работа)

 

 

 

Научный руководитель
доктор юрид. наук, профессор
______________ Б.Л. Хаскельберг
Автор работы
______________ Н.М. Погорелова

 

 

 

Томск 1999

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................

Глава 1. Понятие юридическая природа и классификация авторских договоров. Порядок заключения авторского договора.....................................................

1.1. Понятие и юридическая природа авторского договора............

1.2. Основания классификации и виды авторских договоров.......

1.3. Порядок заключения авторского договора и его стороны.....

1.4. Договоры о передаче исключительных и неисключительных прав     

1.5. Договоры заказа и договоры на готовое произведение..........

Глава 2. Условия авторского договора и вытекающие из них права и обязанности сторон.............................................................................................................

2.1. Условия авторского договора..................................................

2.2. Права передаваемые по авторскому договору пользователю.

2.3. Срок действия договора...........................................................

2.4. Размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения................

Глава 3. Исполнение обязанностей по авторскому договору............

3.1. Исполнение обязанностей автором..........................................

3.2. Исполнение обязанностей пользователем................................

3.3. Гражданско-правовая ответственность сторон по договору..

Глава IV. Основания изменения и прекращения авторского договора

4.1. Основания, порядок и последствия изменения условий авторского договора....................................................................................................................

4.2. Основания, порядок и последствия прекращения договора...

Глава 5. Защита прав автора...............................................................

ЛИТЕРАТУРА....................................................................................


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время уже тривиально звучат принципы, закрепленные ст. 1 Гражданского Кодекса РФ (равенство участников, свобода договора и др.), и тем не менее, гражданское, а в частности, авторское законодательство все еще требует значительной доработки. Учитывая это, в настоящей работе отражены основные тенденции развития авторского права, которые имеют место в отечественной и зарубежной литературе, а также проведен анализ, позволивший обосновать данную позицию.

Так, отсутствие в ЗоАП понятия авторского договора было компенсировано понятием издательского договора, сформулированного многолетней практикой. Думается, что развитие и совершенствование гражданского законодательства в современных условиях не исключает необходимости обращения к ранее действующему законодательству. Это позволяет искать новые пути обновления, использовать те нормы, которые проверены временем. В связи с этим большие сомнения вызывает ряд предложений, внесенных в проект третьей части ГК РФ, в частности о делении договоров об использовании результатов творческой деятельности на творческие и коммерческие пользовательские договоры. И хотя проект еще официально не принят, уже сейчас следует задуматься о нецелесообразности предложенного деления договоров. Неужели мы опять хотим оказаться “впереди планеты всей”: это деление надуманное, его нет ни в одной стране мира. Зачем изобретать что-то новое, а не использовать плоды многолетней практики, получившей отражение в параграфе об основаниях классификации и видах авторского договора.

Подобная недоработанность является фактором, побудившим искать ответы на ряд нерешенных проблем в законодательстве зарубежных стран. Анализ которого позволил, в частности, определить предмет авторского договора.

Субстратом же данной работы является глава о защите прав автора, без которой вопрос о правомерности использования произведения не был бы полностью раскрыт. Основанием для подобного заключения стало авторское законодательство, направленное на всемерную защиту прав автора, а также сформулированная тема дипломной работы. В связи с этим хотелось бы отметить, что авторский договор не является единственным основанием для правомерного использования произведения, поскольку российское законодательство допускает и бездоговорные отношения. И, тем не менее, именно договорные отношения получают все большее распространение, в условиях построения демократического общества, являясь гарантом обеспечения прав и интересов сторон авторского договора.

Глава 1. Понятие юридическая природа и классификация авторских
договоров. Порядок заключения авторского договора

1.1.    Понятие и юридическая природа авторского договора

В цивилистической литературе гражданско-правовой договор рассматривается как взаимная сделка или как соглашение сторон, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения[1].

В литературе можно встретить подобные определения договора. Так, по мнению М.И. Бару, договор — это волевой акт, основанный на взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение или прекращение юридических отношений[2]. Аналогичное определение дает Ф.И. Гавзе, с той лишь разницей, что он называет цель договора: наилучшее удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его членов[3].

Определения договора, не отличающееся по существу от вышеизложенных, встречаются и в современной литературе. Так, Н.Д. Егоров, помимо всего прочего, под договором понимает и документ, закрепляющий факт установления обязательственного правоотношения[4].

В подобных определениях гражданско-правового договора акцент делается на волевое начало, а также на содержание правоотношения.

Анализ формулировок понятия договора, которых в литературе более чем достаточно, приводит к выводу о правильности высказывания В.А. Ойгензихта, с точки зрения которого волевой момент в соглашении является основным. Следовательно, в договоре должна быть выражена воля сторон, и только при этом условии он является соглашением[5].

При заключении договора волеизъявление направлено на достижение определенных правовых последствий. Совершенно недостаточно выражения воли одной стороной. Эта воля должны быть доведена до сведения другой стороны и воспринята ею.

Как результат принятия сделанного предложения вторая сторона выражает свою волю. Согласованность воль приводит к заключению договора, т.е. к подчинению тем условиям, которые стороны оговорили и к обязательности их выполнения.

Сфера действия гражданско-правовых договоров достаточно широка. Она охватывает имущественные отношения между различными субъектами.

Договоры, связанные с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с деятельностью культурных учреждений, распространяющих и использующих произведения авторов. Возможны договоры между гражданами на создание и использование произведения для удовлетворения личных потребностей. Причем сегодня не обязательно выходить напрямую на обладателя авторских прав. На мировом творческом рынке существует множество посредников. Начинают появляться они и у нас.

В России наиболее крупной подобной организацией является Российское авторское общество (РАО), действующее на основании Устава от 30.09.93 г., которое заключило договоры с многочисленными правообладателями, как с международными, так и с российскими. Например, перед выпуском диска фирма делает запрос в РАО, которое в свою очередь обращается к правообладателям с предложением заключить авторский договор[6].

Понятие авторского договора формировалось постепенно. Поскольку издательский договор был одним из наиболее распространенных авторских договоров, достаточно проследить подходы к его определению.

В юридической литературе 30-40-х годов издательский договор толковался как один из способов отчуждения, “переуступки” автором принадлежащего ему исключительного права на издание и распространение своего произведения[7]. Такое толкование основывалось на законе, поскольку Основы авторского права 1928 г. рассматривали издательский договор как соглашение “Об уступке авторского права”[8].

Более подробная формулировка содержалась в законе Об авторском праве РСФСР 1928 г. В нем издательский договор определялся как соглашение, “в силу которого автор уступает на определенный срок исключительное право на издание произведения, облеченного в объективную форму, а издатель обязывается издать и принять все зависящие от него меры к распространению этого произведения[9].

Теория “уступки, отчуждения” авторских прав нашла поддержку в работах более поздних лет. Так, В.А. Кабатов полагал, что автор может передавать другим лицам свое право на опубликование произведения и право на его неприкосновенность[10].

Критикуя теорию “отчуждения”, “уступки”, Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц подчеркивали, что исключительный характер прав автора состоит в их неотчуждаемости, неотторжимости от личности автора в течение всей его жизни или в течение срока, определенного законом для особых случаев, в недопустимости перенесения прав автора на другое лицо[11].

Таким образом был намечен иной подход к пониманию авторского договора — не как способа отчуждения авторских прав, а как способа реализации принадлежащих автору прав.

В 50-е годы возникла теория “разрешения”. А.И. Ваксберг считал, что по договору автор разрешает опубликование произведения[12]. Примерно в то же время высказывается мысль, что при передаче произведения организации автор только реализует принадлежащее ему право на выпуск произведения в свет[13]. Таким образом, намечается иная тенденция в трактовке издательского договора — как соглашения об использовании произведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты