Бандитизм. Понятие, состав и виды данного преступления
p>В УК РСФСР 1960 г. состав бандитизма был включен в главу о государственных преступлениях. В УК РФ 1996 г. объектом бандитизма признается общественная безопасность.

Существенные изменения в новом УК претерпела и конструкция состава бандитизма. В прежнем УК диспозиция статьи о бандитизме охватывала ответственность и за организацию вооруженных банд с целью нападения на предприятия, учреждения, организации либо на отдельных лиц, и за участие в таких бандах и в совершаемых ими нападениях. В ст. 209 УК 1996 г. создание банды или руководство ею предусмотрены как самостоятельный состав преступления (ч. 1) и отделены от участия в банде или в совершаемых ею нападениях (ч. 2). Кроме того, и те и другие действия, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3), выделены в квалифицированный состав.

Наряду с негативными количественными изменениями в криминогенной обстановке в России (если в 1999 г. на уровне официальной статистики было зарегистрировано 3001748 преступлений[5], то в 2007 г. – уже 3582541[6]) в последнее десятилетие произошла и серьёзная качественная трансформация преступности, выразившаяся в активном продуцировании её организованных форм.

Организованность современной преступности повышает уязвимость населения от преступлений. Уровень защищенности личности и собственности остается недостаточным и существенно отстает от уровня организованности и профессионализма преступников, тщательно подготавливающих преступления.

Особую общественную опасность представляют собой преступления, совершаемые организованными устойчивыми вооруженными группами – бандами: убийства, разбойные нападения, захваты заложников, похищения людей, вымогательства.

Статистические данные показывают, что с начала 90-х годов XX века на всей территории России произошёл резкий скачок бандитизма – почти в 60 раз[7].

В Российской Федерации создание и развитие законодательной базы противодействия организованной преступности началось лишь в начале 90-х годов. Еще депутатами Верховного Совета РСФСР были впервые разработаны проекты Законов "О борьбе с организованной преступностью" и "О борьбе с коррупцией", начата работа над проектами таких важных актов, как Закон "О государственной защите судей, работников правоохранительных и контролирующих органов", Закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству".

К сожалению, сложившаяся к тому времени политическая обстановка в стране не позволила первому российскому парламенту достигнуть сколько-нибудь серьезных результатов в реализации намеченных целей. Эстафету у него приняла Государственная Дума первого созыва. За два года работы ей удалось продвинуться вперед. В частности, все четыре вышеназванных проекта Законов были существенно переработаны, приведены в соответствие с новой Конституцией Российской Федерации и современными требованиями уголовной политики.

Следует отметить, что работа над ними была далеко не простая. Противодействие их принятию оказывалось как извне, так и внутри парламента. Какими силами и по какой причине - тема отдельного разговора. Отметим лишь, что обуздать организованную преступность может только сильное государство. В тот же период времени господствовало ошибочное мнение, что либеральный, демократический путь развития России несовместим с сильной, а при необходимости даже с жесткой государственной властью.

В сфере уголовной политики как бы столкнулись два диаметрально противоположных подхода: ультралиберальный и ультраконсервативный. Основной характерный признак первого подхода отмечен выше. Говоря о нем, можно указать на следующий явный перекос, наблюдавшийся у сторонников ультралиберального подхода. Суть их позиций: сострадание к лицу, совершившему преступление, и полное забвение прав и законных интересов жертвы преступления, государства и общества в целом.

Ничем не лучше был ультраконсервативный подход, суть которого состояла в переносе центра тяжести борьбы с преступностью и иными правонарушениями исключительно на репрессивные меры.

В Концепции национальной безопасности (документ утратил силу), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300[8], было сказано, что "национальные интересы Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и коррупцией требуют консолидации усилий общества и государства, резкого ограничения экономической и социально - политической основы этих противоправных явлений, разработки комплексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, для создания системы контроля за уровнем преступности". В это время уже была осознана и понята необходимость эффективной борьбы с преступностью в целом, особенно с организованной преступностью, как одной из угроз национальной безопасности России.

В то же время, в том же 1997 г. Специальной группой Центра стратегических и международных исследований США по поручению Конгресса США был подготовлен доклад о российской организованной преступности[9]. В нем прямо говорится о том, что "если не обуздать организованную преступность, то России грозит опасность превратиться в криминально - синдикалистское государство, т.е. тройку, состоящую из бандитов, коррумпированных правительственных бюрократов и определенного рода нечестных и иногда достаточно известных бизнесменов, продолжающих накапливать огромное богатство, поощряя и используя коррупцию и уязвимые места, характерные для общества, которое находится на переходном этапе развития".

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 17 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм»[10] вполне обоснованно отмечается особая опасность современного бандитизма, представляющего серьезную угрозу как для личной безопасности граждан и их права собственности, так и для нормального функционирования государственных учреждений и органов, а также коммерческих и иных организаций. Если еще 15 лет тому назад количество банд в стране было немногочисленным, и они лишь иногда совершали нападения на граждан и организации, то в современный период проблемы изучения бандитизма для повышения эффективности противодействия ему актуализируются с особой остротой в связи с многократным увеличением банд и численности их участников, несопоставимым повышением уровня их технической оснащённости и вооружённости, а также в связи с тем, что бандитизм представляет собой в настоящее время основу организованной преступности.

Наряду с негативными количественными изменениями криминогенной обстановки в России в постсоветский период произошла и серьезная качественная трансформация преступности, выразившаяся в активном распространении ее организованных форм, поэтому все большую остроту приобретает борьба с бандитизмом как одним из наиболее опасных и распространенных проявлений организованной преступности, характеризующимся повышенной общественной опасностью. При этом необходимо отметить, что широкое распространение получил не только общеуголовный бандитизм. Сепаратистские, религиозно-националистические тенденции в Чечне возродили так называемый политический бандитизм, который сопряжен с другими тяжкими преступлениями (убийствами, терроризмом, захватом заложников и т.п.).

На особую опасность бандитизма, представляющего реальную угрозу как для личной безопасности граждан и их имущества, так и для нормального функционирования государственных, коммерческих и иных организаций, обращается внимание в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм».

Кроме того, необходимо отметить, что в следственной и судебной практике встречаются различные подходы при определении основных признаков состава при квалификации бандитизма, допускаются ошибки как при отграничении бандитизма от иных внешне сходных преступлений, так и при квалификации совершаемых бандой преступлений по совокупности с другими преступлениями.

Глава2. Анализ понятия и признаков бандитизма


2.1 Понятие и признаки банды в действующем законодательстве


Согласно ст. 209 Уголовного Кодекса РФ, создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой) - наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

Участие в устойчивой вооруженной группе (банде) или в совершаемых ею нападениях - наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года.

Данные деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

В юридической литературе банда признается одной из форм соучастия (организованной группой или преступным сообществом). По нашему мнению, говорить о соучастии, в частности при создании банды, возможно не всегда. Для его наличия необходимо, чтобы соучастники сначала определили непосредственного исполнителя конкретного преступления и совершили хотя бы приготовительные действия к конкретному преступлению, предусмотренному УК РФ. Такой состав преступления, как нападение, в УК РФ отсутствует. Законодатель признает оконченным преступлением сам факт создания устойчивой вооруженной группы, лишь поставившей перед собой цель нападения, даже при отсутствии признаков соучастия в конкретном преступлении. Пленум Верховного Суда РФ расширил легальное определение банды, данное в УК РФ, за счет включения в понятие двух дополнительных признаков - организованности и специальной цели.

Признак целенаправленности (в целях нападения) относится не к понятию банды, а к такому составу преступления, как создание банды, являющемуся лишь одной из четырех форм бандитизма. Понятия «банда» и «бандитизм» не тождественны: банда - устойчивая вооруженная группа; бандитизм - создание банды, руководство ею, участие в ней или участие в совершаемых ею нападениях.

Лица, составляющую группу, должны обладать признаками субъекта преступления: достижение соответствующего возраста и вменяемость.

Группу, состоящую из двух физических лиц - взрослого и несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, бандой считать нельзя. Аналогично должен решаться вопрос и в том случае, если группу составляют психически здоровый человек и невменяемый.

Действия лиц, не признаваемых субъектом бандитизма, но способных нести ответственность за другие преступления, следует квалифицировать как приготовление к совершению конкретного насильственного деяния, при совершении которого планируется нападение. В случае совершения вооруженного нападения, содержащего признаки конкретного насильственного преступления, действия участников группы подлежат квалификации за фактически совершенные преступления против личности, собственности, общественной безопасности и т.п. по признакам вооруженности и организованной группы. В случае присоединения к такой группе субъекта бандитизма, осознающего фактические обстоятельства несубъектности такой группы как банды, который руководит конкретными нападениями устойчивой вооруженной группы, действия виновного надлежит квалифицировать как организацию конкретных насильственных преступлений против личности, собственности, общественной безопасности и т.п. по правилам ч. 5 ст. 35 УК РФ и признакам вооруженности организованной группы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты