Банковская система: виды банков, их роль и функции в экономике. Банковская система Крыма

На начало 2006 года крымские коммерческие банки получили 11,242 млн грн убытков. Наибольше убытков понес ОКБ- 12,699 млн грн, а прибыли ЧБРР – 1,112 млн грн.

Таблица 2.7.

\млн. грн\

Прибыль банков Украины и Крыма


Всего прибыли

на 01.01.2005

Всего прибыли

на 01.01.2006

«Морской»

0,21

0,34

«ОКБ»

0,54

-12,69

«ЧБРР»

0,92

1 ,11

Всего по Крыму

0,168

-11,24

Всего по Украине

1262,74

2170,09

Источник: составлено автором по данным Ассоциации банков Украины на 01.01.2006 г.

 Однако жизнь показала, что никакой из абсолютных показателей (валюта баланса, прибыль, капитал, уставный фонд, рентабельность капитала) и темпы его роста сами по себе ничего не говорят. Сегодня мы имеем возможность наблюдать развал банков, у которых с абсолютными показателями пару лет назад все было в порядке.

Устойчивость любого банка определяется сбалансированностью активов и пассивов, качеством кредитно - инвестиционного портфеля и количеством обслуживаемых клиентов. А последнее определяется качеством предоставляемых услуг и разветвленностью сети филиалов.

Однако с филиальной системой тоже надо быть очень осторожным, поскольку далеко не всегда центральный офис может уследить за возможным разворовыванием ресурсов на местах.

Искусство управления банком и состоит в умении руководства привлечь необходимое количество клиентов, сбалансировав риски в различных сегментах финансового сектора, обеспечив безусловное обслуживание клиентских платежей.

Вне сомнения, за 2006 год усилили свои позиции Приватбанк, в группу крупных "новых" банков ворвался Укрсиббанк, сохранили свои ведущие позиции "Аваль", Укрсиббанк, Укринбанк, Райфайзенкбанк Украина, Укрсоцбанк, Сбербанк. Усилились позиции «Кредит-банка» Украина, Укрпромбанка, банка "Надра".

На основе данных, приведенных выше, можно сказать, что крымские банки находятся на стадии развития. Основные показатели их деятельности имеют тенденцию к росту. Увеличивается капитал банков, объем активных и пассивных операций, растет количество предлагаемых банками услуг. Кредитуя предприятия и население Крыма, оказывая другие услуги, они помогают развитию экономики Крыма.

Живя в условиях перманентного экономического спада и постоянно меняющегося законодательства, банки, тем не менее, умудряются делать инвестиции в развитие собственной материальной базы, предлагать клиентам все новые и новые виды услуг, порождать новые хорошо оплачиваемые рабочие места. Банковская система сегодня указывает обществу путь, по которому можно выйти из кризиса. Да, есть банкротства, но есть и поступательное движение к развитию, которое устраняет неэффективно функционирующие звеньев.

РАЗДЕЛ 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ И КРЫМА


В данной работе, посвященной деятельности банков Украины и Крыма проанализировано состояние банковской системы в 2005 году, дана краткая характеристика ее элементов и проведен анализ деятельности коммерческих банков Крыма и Украины в целом. Основной акцент сделан на анализе ресурсов и активных операций коммерческих банков Крыма. Сегодня, в условиях развития товарного и становления финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в Украине. Задача усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные: постоянно меняется законодательная база; разгул преступности в стране - как следствие - желание мафиозных структур прибрать к рукам такое высокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское; стремление большинства банков получить сиюминутную прибыль - как следствие - развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам банковской системы в целом.

Современное состояние банковской системы Украины можно охарактеризовать, как вяло текущий кризис, который постоянно держит в напряжении всех субъектов финансового рынка. Прежде всего, он вызван объективными финансовыми неурядицами, вытекающими из общего состояния экономики государства, отсутствия надлежащего опыта и, соответственно, подготовленных кадров для функционирования банков в условиях рыночных преобразований.

Вместе с тем в значительной мере финансовые проблемы многих банков связаны с субъективными факторами, в частности со слишком рискованной кредитной политикой в погоне за высокими прибылями, невзвешенными расходами на развитие филиалов без учета их потенциальной доходности. Из 229 украинских банков 25 находятся в режиме финансового оздоровления, 20 - в стадии ликвидации, 22 признаны банкротами, по 6 принято решение о прекращении их деятельности.

Однако нельзя не отметить и положительные тенденции, характерные для нынешнего этапа развития отечественной банковской системы, среди которых следует в первую очередь отметить рост кредитных вложений в экономику. Доля ценных бумаг в кредитно - инвестиционном портфеле банков на протяжении 2005 года выросла с 5.1% до 16.4%. Также растет доля банковских пассивов, деноминированных в национальной валюте. После длительного периода понижения был отмечен рост прибыльности активов к капиталу 2005 года.

Нельзя не отметить роста дисциплины банков в соблюдении обязательных нормативов их деятельности. В сравнении с 1 января 2005 года количество банков, нарушивших нормативы, уменьшилось на 48, или почти в 3.3 раза.

Проведенный анализ дает возможность сформулировать предложения и дать рекомендации по стабилизации положения дел в банковской системе Крыма и Украины.

Предложения по дальнейшему развитию и совершенствованию деятельности коммерческих банков:

1. В своей деятельности ориентироваться на оптимальное соотношение прибыльности и рискованности банковских операций, так как это служит залогом успешной работы банка.

2. Повысить качество и расширить спектр банковских услуг, так как обострение конкуренции на финансовом рынке может затруднить развитие коммерческих банков, поставив вопрос о выживании. Выдержать ее смогут лишь те коммерческие банки, которые будут готовы к полномасштабной деятельности.

3. Привлекать к работе высококвалифицированных специалистов, владеющих современными методами банковской работы. В практической деятельности коммерческих банков развитых стран давно стали привычным такие понятия, как стратегическое планирование, стратегическое управление, стратегическое мышление, стратегические отношения с клиентами, концепции услуг, продажи, маркетинга.

Эти предложения касаются работы отдельно взятого банка, а банковская система Крыма нуждается в более детальных рекомендациях.

Необходимо отметить углубление экономического кризиса в республике, что не может не оказывать негативного влияния на развитие банковской системы Крыма. Растет число банковских учреждений имеющих убытки. Проблематичным для большинства банков является увеличение уставного фонда. Вследствие взаимных неплатежей субъектов хозяйственной деятельности большое количество банков не в состоянии выполнить возложенные на них функции по кредитно - расчетному обслуживанию клиентов, снижается их ликвидность и платежеспособность. Ухудшается состояние налично-денежного оборота.

В связи с этим в целях стабилизации положения в банковской сфере рекомендуется следующее:

1.Осуществить радикальную комплексную переработку банковского законодательства Украины с целью приведения его в соответствие с мировой практикой и спецификой экономики Украины и Крыма, в частности установить систему налоговых льгот на прибыль банков.

2. В целях повышения ликвидности и финансовой устойчивости разрешить банкам при формировании уставных фондов учитывать в их составе высоколиквидные материальные активы в виде зданий и сооружений, в которых размещаются банки, и рассмотреть возможность уменьшения норм обязательного резервирования привлеченных средств.

4. Создать систему информирования по финансовому состоянию банков.

5. Создать систему реанимирования банков, попавших в затруднительное финансовое положение.

6. Для улучшения системы охраны банков добиться отмены монополизма органов внутренних дел и разрешить банкам иметь собственную охрану.

7. Направление совершенствования банковской деятельности – расширение круга услуг, оказываемых банками их клиентам, то есть диверсификация банковской деятельности в самом широком смысле. Необходимость совершенствования банковской деятельности в этом направлении связана с тем, что в рыночной экономической системе потребности хозяйствующих субъектов в финансовых услугах постоянно развиваются. Безусловно, диверсификация банковской деятельности станет настоятельной потребностью в самом недалеком будущем. Следует отметить, что уже и сейчас наиболее дальновидные банки готовятся к тому, чтобы необходимость широкой диверсификации банковской деятельности не застала их в врасплох, и начинают активно разрабатывать новые банковские продукты. Сравнивая ассортимент банковских услуг, которые сегодня предлагаются клиентам банками, с тем, который характерен для банков в странах с развитой рыночной экономикой, можно представить сколь масштабную работу предстоит развертывать банкам по совершенствованию их деятельности по мере становления развитого рынка.

8. Развитие процессов концентрации в банковском деле. Это связано с тем, что банки должны сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который, в свою очередь, невозможен без существенного повышения инвестиционной активности. Подобная их роль предопределена реальным состоянием различных финансовых институтов в Украине. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые инвестиционные компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в подъеме инвестиционной активности: первые не набрали необходимой финансовой мощи, деятельность вторых затруднена тем, что не развит рынок ценных бумаг, особенно вторичный. Только крупные банки, имеющие традиционные связи с промышленностью, развитую филиальную сеть в различных регионах страны, способны сегодня удовлетворять инвестиционные потребности производственных структур через долгосрочные кредиты. Учитывая, что в условиях высокой инфляции желание банков сохранить инвестиционную направленность деятельности наталкивается на ее экономическую невыгодность, государство должно подкрепить его соответствующими стимулами. Арсенал их известен: прежде всего, это снижение размера резервных требований для таких банков и освобождение от налогообложения доходов банков, получаемых от долгосрочных кредитов. Создание условий для активизации инвестиционной деятельности отвечает государственным интересам Украины, поэтому общественность вправе ждать здесь от высших органов власти решительных действий.

Насчет развития украинских банков следует подчеркнуть необходимость ликвидации монобанковских структур, расширения кредитных рынков и проведения политики диверсификации финансово-кредитной деятельности. Особенное внимание должно уделяться реструктуризации многих банковских учреждений с целью соединения слабых банков, с одной стороны, и поддержки эффективных и стойких банков в выходе на международный уровень, с другой. Важную роль должно играть расширение лицензирования, что учитывало бы статутные капиталы кредитных институтов и их материально-техническое положение в целом. Уместной также есть возможность самостоятельного определения банками форм и ступени участия в хозяйственной деятельности. Наконец, необходимо выделить одно из самых важных заданий – поддержание стойкости и надежности банковской деятельности при одновременном обеспечении необходимого уровня доходности банковских операций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты