Банкротство юридического лица как способ его ликвидации
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
1.1. Развитие отечественного законодательства о несостоятельности
1.2.Институт несостоятельности и на современном этапе
ГЛАВА 2. ЛИКВИДАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1.Наблюдение
2.2.Финансовое оздоровление
2.3. Внешнее управление
2.4. Конкурсное производство
2.5. Мировое соглашение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы исследования. Длительное функционирование социалистической системы хозяйствования в России привело к утрате традиций в области рыночных отношений: психологических, экономических, законодательных. Такое положение дел касается и применения законодательства о банкротстве, которое является естественной и неотъемлемой чертой рыночных отношений. Оно стимулирует развитие производства, защищает права добросовестных должников и добросовестных кредиторов.
Целями института банкротства в условиях рыночной экономики являются осуществление принудительной или добровольной ликвидации неплатежеспособных предприятий, которые оказались не в состоянии выполнять свои обязательства перед кредиторами. Угроза банкротства является фактором повышения устойчивости экономической системы и предотвращения последовательности взаимосвязанных неплатежей.
Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве), которая была осуществлена в 1994-2002 годах, не является основанием для завершения поиска концептуальных основ построения института несостоятельности.[1] В литературе отмечается, что многочисленные предложения, касающиеся реформирования законодательства о несостоятельности нередко основаны лишь на отдельных негативных фактах, известных авторам таких предложений, и не как не связаны между собой. Механическое внесение указанных предложений в законодательство может привести к деформированию единой системы несостоятельности банкротства, что может вызвать негативные последствия в рассматриваемой сфере. В.В. Витрянский отмечает, что «в настоящее время наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений».[2]
На сегодняшний момент существует более чем обширная практика применения законодательства о несостоятельности. Несмотря на это, при рассмотрении конкретных дел возникают многочисленные теоретические проблемы, связанные с применением действующего законодательства.
Состояние научной разработанности проблемы. Отдельные вопросы несостоятельности (банкротства) рассматривались в работах Г.Ф. Шершеневича, В.Ф. Попондопуло, А.Г. Лордкипанидзе, Г.А. Тосуняна, А.Ю. Никулина, М.В. Телюкиной, П. Баренбойма, О.А. Никитиной, В. Кузина, А.Н. Мацюка, М.Е. Полякова, О.М. Олейник, В.В. Сергеева, В.С. Белых, Т. Прудниковой и некоторых др. Результаты их исследований были использованы при написании данной работы.
Целью настоящего исследования является анализ как действующего, так и утратившего силу законодательства, регулирующего отношения в сфере несостоятельности в целом и применения процедур банкротства при ликвидации юридических лиц в частности. В ходе работы, кроме того, ставилась цель изучения наиболее актуальных проблем современного конкурсного права, выявление удачных и эффективных решений, а также имеющихся пробелов в законодательстве. В прикладном плане целью исследования является разработка научных рекомендаций по дальнейшему совершенствованию законодательства в данной области.
Основные задачи:
- проследить эволюцию и современное состояние вопроса регулирования процедур банкротства и несостоятельности;
- рассмотреть роль и место института банкротства в Российской Федерации в настоящее время, его законодательную базу, а также выявить недостатки современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) и пути их разрешения;
- рассмотреть процессуальный порядок несостоятельности (банкротства) юридических лиц.
Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие в процессе применения норм конкурсного права, их происхождение и развитие, а также роль института несостоятельности при ликвидации юридических лиц.
Предметом настоящего исследования является анализ теоретических и практических проблем несостоятельности (банкротства), возникающих в ходе рассмотрения дела о несостоятельности в суде и при ликвидации юридических лиц в порядке банкротства.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания. Выводы, сделанные в работе, базируются на основных положениях гражданского и предпринимательского права, а также анализе действующих нормативных актов, разъяснений и обобщений судебной практики Высшим Арбитражным Судом РФ. В процессе работы использовались исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой методы анализа исследуемой проблематики.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
1.1 Развитие отечественного законодательства о несостоятельности
Вне всякого сомнения, история несостоятельности и сама процедура банкротства в России вызывает большой интерес. Как отмечал профессор Г. Ф. Шершеневич в своей работе "Курс торгового права", "замечательным представляется то явление, что чем более отдаляется развитие права от первоначальной эпохи, тем слабее становятся черты несостоятельности".[3] Этим замечанием известнейший российский цивилист охарактеризовал состояние вещей, согласно которому положения "Русской Правды" были достаточны для своего времени, чего нельзя было сказать о XVIII и XIX в.в., когда в связи с резко увеличившимся объемом и характером кредитных отношений уже невозможно было обойтись без конкурсного законодательства.
Что касается урегулирования нормами "Русской Правды" вопроса о несостоятельности, то он нашел свое отражение в ст. ст. 68-69. В частности, ст.68 дает определение как несчастной, так и произошедшей по вине должника несостоятельности, и, кроме этого, содержит в себе указания на способ предупреждения несостоятельности. Ст.69 содержит очень важное правило о порядке распределения имущества должника между различными категориями кредиторов.
Статья 68 "Русской правды" посвящена несостоятельности, подтверждением чего является понятие «стечение кредиторов»[4] статья говорит исключительно о торговой несостоятельности, так как применение ее к лицам, не связанным с торговой деятельностью, не представляется возможным; она устанавливает, что в случае форс-мажора должник вправе требовать предоставления ему отсрочки.
"Русская Правда" была не единственным документом, закреплявшим правила о несостоятельности. Так, договоры смоленского князя Мстислава Давыдовича с Ригой и немецкими городами 1229 года презюмировали преимущественное удовлетворение требований немецкого кредитора в отношении русского должника в Смоленске и, соответственно, наоборот. Постановления Московского периода в большей мере содержат переложение на современный язык все тех же статей 68 и 69 "Русской Правды". Только в XVIII веке на Коммерц-Коллегию была возложена обязанность к 1740 году изготовить проект Устава о несостоятельности. Этот проект 15 декабря 1740 года был утвержден как "Банкротский устав", однако данный закон не получил практического применения, и Россия была вынуждена пользоваться или иностранным законодательством о банкротстве (например, немецким) или обращаться к нормам обычного права. Только 19 декабря 1800 года в России появляется долгожданный "Устав о банкротах".
Структура данного закона такова: он состоит из двух частей, первая из которых посвящена торговой или, как выражается Г.Ф. Шершеневич, "купеческой" несостоятельности, вторая часть, в свою очередь, содержит ряд постановлений, регулирующих порядок вступления дворян в обязательства и несостоятельность этой категории лиц. "Устав о банкротах" от 1800 года содержит определение банкротства как торгового, так и неторгового, говорит о досудебной мере по предупреждению открытия несостоятельности, суть которой сводится к отсрочке в платеже - долгов. Особенно интересной, на наш взгляд, является градация несостоятельности, которую использует законодатель. Так, устав различает три вида несостоятельности: " происходящей или от несчастия, или от небрежения и от своих пороков, или от подлога. Несостоятельного должника первой категории закон именует упадшим, а второй и третьей - банкротом, неосторожным или злостным.[5]
Открытие несостоятельности осуществлялось двумя способами: или вследствие судебного признания должника или же по требованию кредиторов. Результатом открытия несостоятельности являлись как личные, так и имущественные последствия. Личные последствия состояли в том, что должник немедленно заключался под стражу, но кредиторы могли большинством голосов освободить его. Суть имущественных последствий сводилась, в свою очередь, к тому, что все имущество должника подлежало передаче в конкурс.
Однако по истечении небольшого промежутка времени, законодатель пришел к выводу о необходимости пересмотра действовавшего устава из-за содержащихся в нем недостатков, результатом чего и явился "Устав о торговой несостоятельности" от 23 июня 1832 года.[6]
Следует отметить, что новый закон заменил собой только первую часть ранее действовавшего устава. Основным нововведением стало разделение института несостоятельности по сословному признаку. Это выразилось в том, что купеческая и мещанская несостоятельность были отнесены к торговой, тогда как несостоятельность лиц дворянского сословия была отнесена к неторговой. Данное положение было отменено законодателем лишь в 1846 году. На основании этой отмены был введен единый порядок конкурсного производства для всех лиц, занимающихся торговлей, несмотря на их сословие.
Революции 1917 года внесли кардинальные коррективы в законотворческий процесс. Основные преобразования происходили в области государственного права. Тем не менее, даже в реформировании правоотношений, регулируемых государственным правом, находили отражение вопросы несостоятельности. Так, например, в положении о выборах в Учредительное собрание указывалось, что "права участия в выборах лишаются:... 3) несостоятельные должники, признанные на основании вступивших в законную силу судебных определений банкротами злонамеренными, - до истечения трех лет по таковом признании.[7] Переход к новой экономической политике (НЭП) потребовал существенного изменения законодательства.
В 1922 году был принят Гражданский кодекс (ГК), в 1923 году Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК), в 1927 году в него были введены главы, предназначенные для регулирования вопросов несостоятельности. Все эти нормативные акты были разработаны весьма качественно и высокопрофессионально. Так, например, в главах 37-39 ГПК очень тщательно регламентировалось конкурсное производство, определялись специальные условия признания недействительности сделок, указаны правила зачета взаимных требований, устанавливалась возможность отказа управляющего от исполнения неисполненных договоров. И, что вызывает в настоящее время наибольший интерес, был предусмотрен механизм реабилитации предприятий (особое управление) - своего рода прообраз современного внешнего управления. Конечно, в ГПК 1927 имелись недочеты (например, особое управление неприменимо к государственным и кооперативным организациям, а мировые сделки, наоборот, применимы только к ним.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15