Банкротство юридического лица, как способ прекращения его деятельности.

 

2.4. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО


Конкурсное производство является последним этапом производства по делу о банкротстве должника. Его целью является соразмерное удовлетворение требований кредиторов (ст. 2 Закона). Однако этот этап может завершиться не только соразмерным удовлетворением требований кредиторов и ликвидацией юридического лица - должника, но и переходом к процедуре, которая призвана сохранить должника как юридическое лицо, как субъекта предпринимательской деятельности и одновременно способствовать удовлетворению всех требований кредиторов. Эта процедура - внешнее управление - является одним из предшествующих конкурсному производству этапов производства по делу о банкротстве. По ходу конкурсного производства кредиторы и должник вправе также заключить мировое соглашение согласно ст. 150 Закона, что прекратит производство по делу о банкротстве. Но неисполнение мирового соглашения и, как следствие, его расторжение, возвратит стороны к стадии конкурсного производства.

Арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в следующих случаях:

§                   по окончании наблюдения в соответствии с п. 1 ст. 75 Закона;

§                   по результатам финансового оздоровления, когда и суд, и административный управляющий, и кредиторы не видят иного пути удовлетворения требований кредиторов и налицо все названные в Законе признаки банкротства (п. 6 ст. 88 Закона);

§                   по окончании внешнего управления, если платежеспособность должника не восстановлена, все требования, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены, имеются обстоятельства, препятствующие заключению мирового соглашения (п. 6, 7 ст. 119 Закона);

§                   после расторжения мирового соглашения или отмены определения об утверждении мирового соглашения, заключенного на стадии конкурсного производства (в порядке, определенном ст. 163, 164 Закона).

Во всех этих случаях необходимо, чтобы должник отвечал установленным законом признакам банкротства[5].

Состояние неплатежеспособности у различных субъектов гражданского оборота, на которых распространяются положения Закона, определяется по-разному. Отсутствие в Законе понятий "практической неплатежеспособности" и "абсолютной неплатежеспособности" (данными понятиями оперируют законы большинства зарубежных стран) создает возможность признания несостоятельным должником юридического лица, чьи активы значительно превышают неудовлетворенные требования кредиторов, но формально это юридическое лицо отвечает требованиям п. 2 ст. 3 Закона, в котором установлены признаки банкротства[6].

Согласно п. 1 ст. 65 ГК РФ, признание судом (арбитражным судом) юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. Именно ликвидация юридического лица в процессе конкурсного производства является окончательным результатом последней стадии дела о банкротстве. В сложившейся правовой ситуации, когда формально можно признать несостоятельным должником (банкротом) юридическое лицо, активы которого значительно превышают размер долговых обязательств (т.к. признаки банкротства юридических лиц, закрепленные Законом, не связаны с этими двумя величинами), решающую роль в развитии событий играет арбитражный суд. По окончании стадии наблюдения он выносит решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства (что почти тождественно ликвидации юридического лица) либо определение о переходе к одной из процедур мирного урегулирования долговых обязательств.

У должника - юридического лица, кроме перехода к внешнему управлению и заключению мирового соглашения, есть еще одна возможность избежать ликвидации в процессе конкурсного производства. Эта возможность установлена ст. 125 Закона и заключается в исполнении обязательств должника его участниками, собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьими лицами.

В комментируемой статье устанавливаются общие положения о конкурсном производстве, которые регулируют эту последнюю стадию производства по делу о банкротстве тех субъектов гражданских правоотношений, на которых распространяются положения Закона. Но эти общие положения дополняются специальными нормами, отражающими особенности конкурсного производства в отношении отдельных категорий должников (градообразующих организаций, сельскохозяйственных, финансовых организаций и др. - гл. IX, X, XI).

Решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства в первой инстанции принимается, согласно ст. 17 АПК РФ, коллегиальным составом арбитражного суда, т.к. Закон не предусматривает иное (ст. 32 Закона).

Пункт 2 закрепляет предельный срок конкурсного производства. На первый взгляд, данная норма не отличается от п. 2 ст. 97 Закона о банкротстве 1998 г. Но в новом Законе установленный годичный период конкурсного производства и возможность его продления на дополнительные шесть месяцев являются окончательным пределом. Императивный характер нормы не допускает иного решения данного вопроса ни в рамках Закона, ни другими законодательными актами. Это отличает комментируемый пункт от схожей нормы предыдущего закона.

Установленный в п. 2 ст. 124 срок является предельным, что позволяет арбитражному суду назначать иной срок проведения конкурсного производства в установленных рамках. В решении первого собрания кредиторов может содержаться предлагаемый кредиторами срок проведения конкурсного производства в установленных настоящим пунктом временных пределах (п. 3 ст. 74 Закона). Но учитывая общий характер этой нормы, представляется, что не только первое собрание кредиторов вправе установить срок проведения конкурсного производства, но и последующие собрания, подводящие итог той или иной стадии дела о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления), могут предлагать срок проведения конкурсного производства, с ходатайством о возбуждении которого конкурсные кредиторы обращаются в арбитражный суд. Положения настоящего пункта, не позволяющие бесконечно продлевать срок конкурсного производства, являются своеобразным средством защиты прав конкурсных кредиторов и самого должника, признанного банкротом.

Лица, которые наделены правом обратиться в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока конкурсного производства, перечислены в ст. 34 Закона. К ним относятся: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, органы исполнительной власти Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления по месту нахождения должника, лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления[7]. Все эти лица являются в соответствии со ст. 34 Закона лицами, участвующими в деле о банкротстве. Их следует отличать от лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35 Закона). Арбитражный суд по своему усмотрению не может продлить срок конкурсного производства сверх установленного комментируемым пунктом. Только лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обращаться с ходатайствами о продлении срока конкурсного производства, но не более чем на шесть месяцев.

Порядок вынесения арбитражным судом определения о продлении срока конкурсного производства установлен ст. 117, 118 АПК РФ. Ходатайство о продлении сроков конкурсного производства должно быть рассмотрено в течение пяти дней со дня его поступления в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве.

Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства может быть обжаловано лицами, участвующими в деле о банкротстве (ст. 41 АПК РФ), в порядке, установленном п. 3 ст. 61 Закона, т.е. в течение 14 дней со дня их принятия. Поскольку указанное определение подлежит немедленному исполнению, т.е. вступает в силу с момента его вынесения, и обжалуется в порядке, установленном п. 3 ст. 61, обжалование этого определения не приостанавливает его действия.

Пункт 1 ст. 127 устанавливает общий порядок назначения конкурсного управляющего. Особенности утверждения конкурсного управляющего определяются тем, после какой процедуры суд вынес решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. По общему правилу, конкурсный управляющий утверждается одновременно с открытием конкурсного производства.

Закон не исключает и специальных случаев, когда к моменту принятия решения судом о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства в его распоряжении нет подобранной кандидатуры конкурсного управляющего (п. 7 ст. 83, п. 3 ст. 75, п. 3 ст. 123 Закона). До определения кандидатуры конкурсного управляющего его полномочия выполняет арбитражный управляющий предыдущей стадии дела о банкротстве. Требования, которым должен отвечать конкурсный управляющий, предусмотрены ст. 20 Закона. Конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе также выдвигать дополнительные требования к соответствующему кандидату. О порядке выбора кандидатуры конкурсного управляющего см. ст. 45 Закона и комментарий к ней.

Датой завершения конкурсного производства считается дата внесения записи о ликвидации должника - юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц (п. 4 ст. 149 Закона). Конкурсный управляющий участвует только в конкурсном производстве, открытом на основании признания должника - юридического лица несостоятельным (банкротом). В деле о банкротстве физического лица фигура конкурсного управляющего на стадии конкурсного производства заменяется судебным приставом-исполнителем.


2.5. МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ


Следуя логике АПК РФ, настоящий пункт устанавливает возможность использования примирительной процедуры на любой стадии дела о банкротстве. Заключение мирового соглашения кредиторами, уполномоченными органами и должником является наиболее щадящим способом урегулирования отношений сторон и удовлетворения их требований. По своей правовой структуре мировое соглашение - более сложный юридический факт, чем просто многосторонняя сделка. Договорную природу мирового соглашения не раз подвергали критике, но ничего более точного, что отражало бы все особенности складывающихся из мирового соглашения правоотношений, не предлагалось[8]. Следует оговориться, что речь идет именно о мировом соглашении в рамках дела о банкротстве. Мировые соглашения могут заключаться между кредитором и должником при урегулировании неисполнения договорных обязательств должником в случаях, когда законом не установлены препятствия для подобного разрешения конфликтов. Отличие мировых соглашений, заключаемых вне рамок рассмотрения дела в суде (арбитражном суде) или исполнительного производства, состоит в том, что оно не контролируется судебными органами и для его действительности достаточно согласия сторон и соответствия законодательству. Договорная природа таких мировых соглашений ничем не осложняется.

Мировые соглашения, появляющиеся в гражданском (арбитражном) процессе - более сложные явления по форме, но с очевидной договорной сущностью. Стороны, должник и кредитор, путем взаимных уступок достигают соглашения под контролем суда (арбитражного суда). Договор между должником и кредитором должен быть утвержден судом (арбитражным судом). Такое же требование предъявляется и к мировому соглашению, заключенному на стадии исполнительного производства. Суд, утверждая мировое соглашение, подтверждает, что оно соответствует законодательству и не нарушает права третьих лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты