Безопасность Республики Беларусь в экономической сфере

С точки зрения экономической безопасности необходимо рассматривать и вопрос о привлечении иностранных инвестиций в нашу экономику. В условиях ее кризисного состояния, катастрофического падения капиталовложений иностранные инвестиции могли бы послужить катализатором подъема в некоторых областях, а следовательно, и экономического положения в целом, способствуя тем самым укреплению общих основ экономической безопасности страны.

Но, принимая меры к существенному увеличению иностранных инвестиций, необходимо учитывать и другие аспекты экономической безопасности.

Во-первых, с учетом наших экономических и оборонных интересов следует определить не только отрасли, приоритетные для иностранных инвестиций, но и отрасли, закрытые для них, или сферы, где иностранные вложения ограничиваются и регулируются на основе лицензирования.

Во-вторых, механизм привлечения иностранных инвестиций должен содействовать реальным вложениям иностранными субъектами хозяйствования финансовых и материальных ресурсов в белорусскую экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок тех или иных объектов, составляющих наше национальное богатство.

В-третьих, необходимо всегда искать пути для выбора наиболее эффективного варианта привлечения иностранных финансовых ресурсов.

Одной из наиболее сложных внешнеэкономических проблем, порождающих серьезные угрозы для экономического положения страны, является проблема внешнего долга.

Высокий уровень внешней задолженности ставит под сомнение наличие у республики возможности проводить вполне самостоятельную внешнюю, в частности внешнеэкономическую, политику с учетом собственных национальных интересов, поскольку сейчас страна вынуждена постоянно оглядываться на ведущие страны-кредиторы.

Для облегчения проблемы задолженности нужно предпринять шаги, которые позволили бы не только уменьшить сумму самой задолженности, но также реально ограничить получение новых займов и кредитов. На получение новых кредитов и займов можно идти только для финансирования тех производственных проектов, которые гарантировали бы оплату кредитов в валюте в обусловленные сроки путем расширения экспорта продукции создаваемых объектов. Привлечение же внешних займов для покрытия государственных расходов, в частности дефицита госбюджета, представляется совершенно нерациональным.

Для защиты коренных интересов республики должен быть предусмотрен широкий спектр экономических, политико-дипломатических, информационных средств воздействия на наиболее опасные источники реальных и потенциальных угроз.

Таким образом, структура национальных внешнеэкономических интересов и угроз представляет многомерное поле, в котором взаимодействуют все отечественные субъекты внешнеэкономических связей с их зарубежными партнерами. Поэтому наиболее актуальной задачей обеспечения внешнеэкономической безопасности Беларуси является поиск оптимального соотношения между открытостью экономики и защитой национальных интересов. Данная проблема должна решаться в плоскости практических действий по определению степени открытости, разумных способов адаптации национальной экономики к жестким конкурентным условиям, нормам и требованиям мирового рынка, участию государственных структур в регулировании уровня внешнеэкономических барьеров и страховании отечественных производителей от значительных рисков интеграции в систему международного разделения труда.

Если в сфере внешнеэкономической безопасности преобладающее значение имеют внешние факторы и угрозы, то для финансовой безопасности республики главными являются внутренние угрозы.

Финансовая безопасность является важнейшей составной частью экономической безопасности.

Сущностное содержание понятия "финансовая безопасность" достаточно многогранно: оно затрагивает практически все аспекты функционирования экономики страны как на макро-, так и на микро - уровне, так как связана с обеспечением стабильного функционирования системы экономических отношений.

Под финансовой безопасностью в масштабах государства следует понимать такое состояние финансовой системы, при котором обеспечивается стабильное функционирование системы связей и отношений как между национальными субъектами хозяйствования, так и с мировым рынком.

Обеспечение финансовой безопасности в государствах с рыночной организацией хозяйства осуществляется через реализацию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, а также через политику в области валютного регулирования, которые в совокупности определяют состояние в финансовой сфере и условия функционирования реального сектора экономики.

Обеспечение финансовой безопасности напрямую зависит от создания законодательно закрепленных условий хозяйственной деятельности, контроля со стороны государственных, в том числе и правоохранительных органов за соблюдением установленных норм и правил хозяйственной деятельности. Такое положение определяет необходимость четкого определения функций и компетенции каждого из субъектов обеспечения финансовой безопасности.

безопасность беларусь экономическая сфера

Важнейшей составляющей экономической безопасности является социальная безопасность. Хотя ряд авторов относят ее к гуманитарной сфере, она оказывает непосредственное влияние на "главную производительную силу" общества, каковой является человек.

Устойчивое, стабильное развитие социальной системы - одно из главнейших условий национальной безопасности. Социальные взрывы представляют реальную угрозу самому существованию государства, его безопасности. Предотвращение таких угроз зависит от проводимой в государстве активной социальной политики, как основы социальной безопасности.

Социальная сфера является одним из ключевых элементов не только экономической безопасности, но и всей системы национальной безопасности. В ней реализуются интересы личности, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства. Именно здесь проверяется прочность и гармоничность всего многообразия социальных отношений, а также конфликтность и бесконфликтность отношений между личностью и государством, личностью и предприятием.

В силу этого под социальной безопасностью следует понимать оптимальное соотношение интересов личности, социальных групп и всего общества в сфере реализации их материальных и духовных потребностей.

Социальная безопасность реализует необходимые гарантии реального права человека на жизнь. В более конкретном виде социальная безопасность означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны, а не какого-либо одного слоя за счет ресурсов другого и выражается в ряде конкретных показателей.

Инфраструктурная безопасность - это состояние бесперебойного функционирования инфраструктуры национальной экономики, при которых ею обеспечивается устойчивая и эффективная реализация общественного воспроизводственного процесса. Цель обеспечения инфраструктурной безопасности - создание гарантий предоставления потребителям инфраструктурных услуг и сохранности передаваемой продукции, а также обеспечение необходимых инфраструктурных предпосылок для устойчивого функционирования экономической системы страны в условиях действия внутренних и внешних угроз жизненно важным экономическим интересам.

Различают производственную, социальную, инженерно-техническую, транспортную, рыночную и т.д. виды инфраструктуры. Учитывая их тесную взаимосвязь и взаимопроникновение, весьма затруднительно предложить четкую классификацию отраслей инфраструктуры и однозначно определить их функции.

В мировой практике понятие "инфраструктура" обычно заключает в себе следующий отраслевой срез: электро-, газо- и водоснабжение; транспорт; связь; торговлю; финансы (в части инфраструктуры); страхование; операции с недвижимостью.

 

2. Жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере


Жизненно важными интересами в производственной сфере являются, прежде всего:

-                     высокая конкурентоспособность производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках;

-                     рост объемов выпуска продукции и ритмичность производства;

-                     высокий уровень технологии и качества продукции, рентабельность производства;

-                     обеспеченность производства ресурсами;

-                     перераспределение ресурсов от малоэффективных и неэффективных производств к производствам, где эти ресурсы используются с большей эффективностью;

-                     соответствие структуры выпускаемой продукции спросу.

Вопросы развития сельского хозяйства и продовольственного обеспечения являются приоритетными не только для республики, но и для международного сообщества. Реализации основных жизненно важных интересов в сфере обеспечения продовольственной безопасности Республики Беларусь придается в современных условиях особое значение. Такими интересами являются:

-                     максимальное обеспечение собственными продовольственными товарами населения республики;

-                     определение и достижение оптимальных квот производства сельхозпродукции с другими государствами.

-                     эквивалентность обмена с другими отраслями народного хозяйства республики,

-                     снижение энерго- и материалоемкости сельскохозяйственного производства;

-                     повышение технологического уровня производства продовольственных товаров;

-                     преобразование земельных отношений на принципах развития разнообразных форм собственности;

-                     развитие современной рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса;

-                     структурная перестройка АПК с целью повышения его эффективности и производства высококачественной и конкурентоспособной продукции;

-                     сохранение существующих и восстановление утраченных сельскохозяйственных земель;

-                     значительный рост государственных и частных инвестиций в АПК для перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты