Факторы, подлежащие учету при оценке состояния информационной безопасности, с достаточной степенью условности, можно разделить на социально-политические, экономические и организационно-технические.
Социально-политическими факторами являются:
изменение геополитической обстановки, вследствие фундаментальных перемен в различных регионах мира, сведение к минимуму вероятности мировой ядерной и обычной войн;
информационная экспансия стран с развитыми экономическими системами, осуществляющими глобальный мониторинг политических, экономических, военных, экологических процессов, распространяющих информацию в целях получения односторонних преимуществ;
активизация деятельности спецслужб иностранных государств по добыванию сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь;
реализация конституционной реформы на основе принципов демократии, законности, информационной открытости;
преодоление децентрализации системы государственного управления, преобразование в системе обеспечения безопасности страны;
нарушение информационных связей между государствами - участниками СНГ;
низкая общая правовая и информационная культура населения республики;
обострение криминогенной обстановки, рост числа преступлений в информационной сфере, в том числе в отношении кредитно-финансовых учреждений.
Среди экономических факторов, наиболее существенными являются:
включение информационной продукции в систему товарных отношений;
переход экономики Республики Беларусь на недостаточно регулируемые рыночные отношения в экономике, появление множества коммерческих структур (в том числе и с участием зарубежного капитала) - производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты информации;
критическое состояние отечественных отраслей промышленности и науки, разрабатывающих и производящих средства информатизации и защиты информации;
неконтролируемое расширение сотрудничества с зарубежными странами в развитии информационной инфраструктуры Республики Беларусь.
Из организационно-технических факторов, определяющими являются:
бессистемность, непоследовательность развития и недостаточная разработанность нормативно-правовой базы в сфере информационных правоотношений, в том числе, в области обеспечения информационной безопасности;
слабое регулирование государством процессов функционирования и развития рынка средств информатизации, информационных продуктов и услуг в Республике Беларусь;
широкое использование в сфере государственного управления и кредитно-финансовой сфере незащищенных от утечки информации импортных технических и программных средств, предназначенных для хранения, обработки и передачи информации;
возрастание объемов передали информации, циркулирующей по открытым каналам связи, в том числе по сетям передачи данных и межмашинного обмена.
безопасность беларусь информационная сфера
В настоящее время определяющим фактором для информационной безопасности республики является активное внедрение информационно-телекоммуникационных технологий на основе компьютерной техники во все сферы жизнедеятельности общества, в первую очередь в республиканские органы государственного управления и кредитно-финансовую сферу, представляющие собой совокупность программных, технических и организационно-экономических средств, объединенных структурно и функционально для решения задач передачи и обработки информации.
Для информационного обеспечения деятельности органов государственного управления создаются ведомственные и локальные информационные сети. Стоит вопрос о создании единой республиканской сети с использованием новых эффективных информационных технологий с выходом в мировые информационные среды и пространства (типа "Интернет"). В связи с этим, возникает необходимость соблюдения интересов Беларуси при международном информационном обмене и обеспечения безопасности национальных информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Развитие информационного пространства при соблюдении безопасности создания и использования информационных ресурсов требует наличия и поддержания в стране необходимого научно-производственного потенциала. Это требование вытекает из высокой наукоемкости всех технологических составляющих, образующих информационное пространство и обеспечивающих его безопасность и эффективное функционирование.
2. Жизненно важные интересы и факторы угроз Республики Беларусь в информационной сфере
В целом жизненно важные интересы Республики Беларусь в информационной сфере согласно Концепции национальной безопасности включают:
1. Обеспечение информационных потребностей личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности.
2. Обеспечение прав граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений.
3. Эффективное использование национальных информационных ресурсов, создание условий по поддержанию сохранности и систематическому их пополнению.
4. Защита сведений, составляющих государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законодательством тайну.
5. Развитие современных информационных технологий, национальной индустрии средств информатизации и связи, расширение участия республики в международной кооперации производителей таких средств и систем.
6. Обеспечение безопасности информационных систем и сетей связи.
7. Участие Республики Беларусь в работе международных организаций, определяющих принципы и направления сотрудничества в информационной области.
В соответствии с Концепцией национальной безопасности основными факторами создающими угрозу безопасности Республики Беларусь в информационной сфере являются:
1. Распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, направленное на разрушение общественного согласия, духовных и нравственных ценностей общества, а также возбуждение национальной и религиозной вражды, социальной розни.
2. Зависимость информационной инфраструктуры Беларуси от импорта зарубежных информационных технологий, средств и систем информатизации, связи и программного обеспечения.
3. Недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами в области информационных технологий и защиты информации. Выезд на постоянное место жительства за рубеж высококвалифицированных специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.
4. Несоответствие информационного обеспечения государственных и общественных институтов современным требованиям управления экономическими, политическими и социальными процессами.
5. Недостаточное развитие государственной системы лицензирования, сертификации продуктов и систем информационных технологий и аттестации объектов информатизации в соответствии с требованиями информационной безопасности. Использование при создании и модернизации национальной инфраструктуры несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации и связи.
6. Рост числа преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий. Несанкционированная разработка и распространение программ, нарушающих функционирование информационных систем и сетей связи.
7. Отсутствие в республике эффективной системы обеспечения сохранности открытой информации, в том числе представляющей интеллектуальную собственность.
3. Приоритетные направления обеспечения безопасности Республики Беларусь в информационной сфере, их политическая и социальная значимость
Основными приоритетными направлениями обеспечения информационной безопасности в Республике Беларусь в соответствии с Концепцией национальной безопасности являются:
Совершенствование механизмов реализации прав граждан на получение информации, форм и способов взаимодействия государства со средствами массовой информации. Обеспечение доступа к открытым информационным ресурсам государственных органов, органов местного управления и самоуправления, к архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации.
Разработка и внедрение современных методов и средств защиты информационных технологий, прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами.
Осуществление государственного контроля за разработкой, созданием, развитием и использованием средств защиты информации.
Обеспечение правовых и организационных условий предупреждения, выявления, пресечения преступлений в информационной сфере.
Участие Беларуси в международных соглашениях, регулирующих на равноправной основе мировой информационный обмен, в создании и использовании межгосударственных и международных глобальных информационных сетей и систем.
Важнейшей задачей сегодня является организация скоординированной деятельности республиканских органов государственного управления по обеспечению безопасности информационной среды белорусского общества, разработка стратегии обеспечения информационной безопасности Беларуси.
Анализ мировой практики показывает, что для органов государственного управления в информационной сфере приоритетными являются следующие направления деятельности:
обеспечение прав, технических и экономических возможностей доступа к информационным ресурсам для всех категорий пользователей;
определение приоритетов и государственная поддержка информационных технологий и производств;
создание и развитие системы непрерывного образования в области информационных технологий;
обеспечение формирования государственных информационных ресурсов путем создания эффективной сети сбора и накопления информации, системы стандартизации, сертификации и контроля качества информационных продуктов и сетей;
создание единой развитой системы классификации и кодирования информации;
обеспечение информационной безопасности государства, юридических и физических лиц, защита от недостоверной информации, охрана коммерческой тайны и государственных секретов, защита персональных данных;
защита национального информационного и культурного пространства;
создание системы противодействия компьютерным преступлениям;
охрана авторских прав и интеллектуальной собственности;
создание и развитие рынка информационных технологий, продуктов и услуг;
обеспечение взаимодействия с международными организациями в сфере информационной безопасности;
контроль за эффективностью осуществления информационной безопасности государственных учреждений и расходованием бюджетных средств на эти цели.
Как отмечалось выше, в республике существует определенный пробел в разработке нормативно-правовой базы деятельности в области информационной безопасности.
Прежде всего вызывает обеспокоенность существующее состояние межведомственного взаимодействия и координации в области обеспечения информационной безопасности Беларуси. Рост влияния информационных факторов в системе обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, обусловленный усилением информатизации общества, объективно требует эффективного функционирования системы информационно-психологического обеспечения национальной безопасности (ИПО НБ) республики.
При этом следует иметь в виду, что при возникновении конфликтных ситуаций и усилении степени антагонизма между нациями и государствами с различной идеологией и культурой, "информационная борьба", ведущаяся ими практически постоянно в мирное время, может легко перерасти в агрессивную "информационную войну" как особую форму информационного империализма, вмешательства во внутренние дела населения и вооруженных сил других стран, попирающую суверенитет, культуру народов и разжигающую недоверие и вражду между ними, как прямую политико-психологическую подготовку к настоящей войне, а также как форму решения задач дестабилизации экономики, дезинформации противника и др. как в мирное, так и в военное время. Пример Югославии более чем нагляден. Широкое развитие исламского фундаментализма за последние десятилетия также можно объяснить неосознанной (или проводимой осознанно) попыткой менее развитых стран и народов противостоять информационной экспансии с запада.
Исходя из этого основными целями ИПО НБ должны являться:
защита от деструктивных информационно-психологических воздействий общественного мнения, психики населения, социальных групп, граждан;
противодействие попыткам манипулирования процессами восприятия информации населением со стороны враждебных Республике Беларусь политических сил, проводимых с целью ослабления политической стабильности и обороноспособности государства;
отстаивание национальных интересов, целей и ценностей Беларуси в информационном пространстве (глобальном, европейском, стран СНГ, национальном);
постоянное изучение отношения белорусского общества к важнейшим проблемам национальной безопасности (социальные показатели, диагностика общественного мнения);
противодействие враждебной информационной экспансии в духовно-нравственной сфере.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что национальная безопасность Беларуси во многом будет зависеть от эффективности обеспечения её информационной безопасности. Основными организационными направлениями развития технологии ИПО НБ на перспективу и в порядке важности являются:
1. Создание и внедрение специальных информационных технологий, ориентированных на инфраструктуру страны, достижения отечественной науки и техники, менталитет и техническую культуру персонала организаций (учреждений), различного государственного уровня.
2. Создание специальных информационных и технологических сил и средств, предназначенных для успешного ведения информационного противостояния (информационной борьбы) с противостоящими и противоборствующими информационными системами других государств.
3. Осуществление международной политики в области информационной безопасности, направленной на создание взаимобезопасных общих (общего назначения) информационных технологий и единых информационных сред (типа мегасети "Интернет"), гарантирующих возможность информационного сотрудничества на основе соблюдения норм международного права всеми субъектами информационного сотрудничества.
Все сказанное выше требует целенаправленной скоординированной деятельности, которые характеризуются: непрерывностью; планомерностью; конкретностью; активностью; надежностью; универсальностью; комплексностью.
Становится очевидным, что в настоящее время информация становится товаром и приобретает ряд потребительских свойств:
информация имеет потребителя;
информация имеет производителя;
информация имеет собственника;
информация имеет качественные характеристики;
в отношении информации установлены определенные правовые режимы.
Совокупность потребительских свойств информации и ее качественных характеристик определяет степень удовлетворения информационных потребностей личности, общества, государства.
Именно полнота удовлетворения информационных потребностей личности, общества, государства является основным фактором информационной безопасности.
Одновременно следует заметить, что основные цели и задачи обеспечения информационной безопасности определяются на основе устойчивых приоритетов национальной безопасности, отвечающих долговременным интересам общественного развития, к которым относятся:
реализация прав личности, общества и государства на своевременное получение, использование и распространение достоверной и полной информации.
обеспечение реализации иных конституционно гарантированных прав и свобод граждан Республики Беларусь, сохранение и развитие демократических институтов;
сохранение общественного согласия и политической стабильности в Республике;
экономическое развитие, направленное на благо народа Республики Беларусь;
незыблемость народного, национального и государственного суверенитета, конституционного строя, в том числе государственной независимости, целостности, неприкосновенности государственной границы и неотчуждаемости территории страны;
сохранение национальной самоидентификации, воспитание патриотизма и укрепление единства народа;
сохранение и приумножение моральных и духовных ценностей белорусского народа, сохранение национальных культурных ценностей и традиций;
устойчивое функционирование государственных институтов, укрепление и повышение эффективности их деятельности;
обеспечение оснащенности и боевой готовности вооруженных сил, войск и воинских формирований государства;
безусловное исполнение законов, международных обязательств и поддержание правопорядка;
обеспечение достойной роли Республики Беларусь в мировом сообществе;
развитие международного сотрудничества на основе равноправного партнерства.
Цели и задачи обеспечения информационной безопасности Республики Беларусь.
В соответствии с указанными приоритетами, основными целями информационной безопасности являются;
обеспечение доступности, целостности и достоверности информации, являющейся основой инфосферы общества;
обеспечение конфиденциальности охраняемой информации в соответствии с правом доступа;
защита народного, национального и государственного суверенитета Республики Беларусь в условиях глобализации информационных процессов, использования мировых информационных сетей, стремления иностранных государств, их сообществ, партий, конфессий, внеконфессиальных форм и отдельных социальных групп к информационному доминированию, противодействие попыткам инспирирования информационных поводов для вмешательства во внутренние дела Республики Беларусь;
обеспечение органов государственной власти и управления, предприятий и граждан достоверной, полной и своевременной информацией, необходимой для принятия обоснованных решений, а также предотвращения нарушений целостности и неправомерного использования информационных ресурсов.
К основным задачам обеспечения информационной безопасности относятся:
прогнозирование, выявление и оценка источников угроз информационной безопасности;
разработка мер государственной политики обеспечения информационной безопасности, комплекса мер и механизмов ее реализации;
разработка нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности, координация деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению информационной безопасности;
развитие системы обеспечения информационной безопасности, совершенствование ее организации, форм, методов и средств предотвращения, парирования и нейтрализации угроз информационной безопасности, локализации и ликвидации последствий ее нарушения;
обеспечение активного участия Республики Беларусь в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем.
A
Страницы: 1, 2