Безвозмездная помощь

В частности, согласно подп. 1.3 п. 1 Указа № 460 не признаются объектами налогообложения, получаемые в рамках международной технической помощи:

·  товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве международной технической помощи, - по налогу на добавленную стоимость, акцизам, таможенным пошлинам;

·  денежные средства, в том числе в иностранной валюте, иное имущество (включая относимое к основным фондам, товарно-материальным ценностям и нематериальным активам), полученные в качестве международной технической помощи, - по налогу на прибыль;

·  обороты по реализации товаров (работ, услуг), приобретенных (выполненных, оказанных) на территории Республики Беларусь для осуществления международной технической помощи, - по налогу на добавленную стоимость, отчислениям и сборам, взимаемым с выручки от реализации товаров (работ, услуг) в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, местным налогам и сборам;

·  имущество, приобретенное за счет или полученное в виде международной технической помощи для непосредственного осуществления такой помощи, - по налогу на недвижимость на срок его использования в данных целях;

·  доходы, получаемые физическими лицами из средств международной технической помощи, - по подоходному налогу с физических лиц.

Однако условием такого освобождения является целевое использование международной технической помощи. В случае нецелевого использования международной технической помощи налоги, пошлины, сборы и отчисления уплачиваются (взыскиваются) с начислением пени, штрафов в соответствии с законодательством (подп. 1.4 п. 1 Указа № 460).

Иностранная безвозмездная помощь освобождается от таможенных сборов за таможенное оформление, таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц, подлежащих уплате ее получателями, а также организациями и физическими лицами Республики Беларусь, получившими такую помощь в порядке ее распределения согласно плану целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи, Управлением делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Условием такого освобождения является целевое использование иностранной безвозмездной помощи. В случае нецелевого использования иностранной безвозмездной помощи налоги, сборы (пошлины), за исключением таможенных платежей, уплачиваются в соответствии с законодательством.

В отношении указанной иностранной безвозмездной помощи таможенные платежи не исчисляются. Однако освобождение от налога на добавленную стоимость и акцизов не распространяется на случаи ввоза с территории Российской Федерации банкнот и монет, используемых в целях нумизматики.

Безвозмездная помощь, полученная из источников в Республики Беларусь, как правило, является объектом налогообложения при исчислении налогов (сборов). Так, согласно п. 13 Указа № 300 при предоставлении (получении) безвозмездной (спонсорской) помощи юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные физические лица исчисляют и уплачивают налоги, сборы (пошлины) в соответствии с законодательством.

Вместе с тем индивидуальная государственная поддержка, льготы по уплате налогов, сборов (пошлин), в том числе право на включение в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг), а также в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, сумм безвозмездно переданных денежных средств, стоимости безвозмездно оказанных услуг (выполненных работ) и переданного имущества, в установленном порядке могут быть предоставлены Президентом Республики Беларусь или законом.

Контроль использования безвозмездной помощи


Государственные органы обязаны осуществлять контроль за целевым использованием безвозмездной помощи с целью обоснованности ее освобождения от уплаты налогов (сборов, пошлин) и соблюдения иных требований законодательства.

Так, согласно подп. 1.7 п. 1 Указа № 460 на Комитет государственного контроля, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией возложена обязанность контроля за целевым использованием денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ и услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ) международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами, пошлинами, сборами и отчислениями, взимаемыми в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

Государственный контроль за целевым использованием иностранной безвозмездной помощи ее получателями, а также имущества и средств, полученных от реализации такой помощи, осуществляется Комитетом государственного контроля, Министерством внутренних дел, Министерством по налогам и сборам, Комитетом государственной безопасности, Государственным таможенным комитетом и их территориальными органами, Управлением делами Президента Республики Беларусь, другими государственными органами и организациями в соответствии с законодательством (п. 4 Декрета № 24).

Контроль за использованием безвозмездной (спонсорской) помощи, предоставляемой в установленном Указом № 300 порядке, возложен на органы Комитета государственного контроля, внутренних дел, налоговых органов.

О целевом использовании безвозмездной помощи, предоставленной для осуществления целевых программ, мероприятий, по направлениям, указанным в договоре стороной, предоставившей эти средства, организации, получившие эти средства, ежемесячно составляют отчет.

Форма отчета установлена в приложении к Инструкции № 17. В отчете указывается остаток неиспользованной безвозмездной помощи на 1 января года, соответствующего отчетному периоду, сумма (стоимость) полученной и использованной безвозмездной помощи в течение отчетного периода, остаток на отчетную дату по ее видам (денежные средства, товарно-материальные ценности, стоимость работ, услуг, безвозмездно оказанных организации, стоимость расходов, оплаченных за организацию третьими лицами). Поскольку отчет составляется ежемесячно, отчетной датой целесообразно считать 1 число месяца следующего за отчетным месяцем.

Отчет составляется нарастающим итогом с начала года и прилагается к годовой бухгалтерской отчетности:

·  некоммерческими организациями (кроме организаций, финансируемых из бюджета) в виде приложения к отчету о целевом использовании полученных средств (форма 6), утвержденному постановлением Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» от 14.02.2008 № 19 (с изм. по состоянию на 11.12.2008);

·  коммерческими организациями в форме отдельного раздела (таблицы) пояснительной записки.

Ответственность


Специальная административная ответственность за нарушение порядка использования международной технической помощи не установлена. Вместе с тем в подп. 1.4 п. 1 Указа № 460 оговорено, что при нецелевом ее использовании действие предоставляемых льгот не распространяется на получаемые (выполняемые, оказываемые) в рамках этой помощи денежные средства, товары (работы, услуги), иное имущество. В этом случае налоги, пошлины, сборы и отчисления уплачиваются (взыскиваются) с начислением пени, штрафов в соответствии с законодательством. Таким образом, можно сказать, что ответственность за нецелевое использование международной технической помощи выражается в начислении пени и штрафов за неуплату, несвоевременную оплату, причитающихся к уплате налогов (сборов).

Административная ответственность за нарушение порядка использования иностранной безвозмездной помощи предусмотрена в ст. 23.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). Указанная статья выделяет несколько составов административных правонарушения. Так, использование получателями иностранной безвозмездной помощи до получения удостоверения, подтверждающего ее регистрацию, влечет наложение штрафа в размере от 50 до 200 базовых величин.

Нецелевое использование получателями иностранной безвозмездной помощи (полностью или частично), а также имущества и иных средств, полученных от ее реализации, либо использование такой помощи и (или) средств на цели, запрещенные законодательством, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 300 базовых величин с конфискацией этой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, а на юридическое лицо - до 100% стоимости полученной иностранной безвозмездной помощи с конфискацией этой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, или без конфискации.

Невнесение иностранной безвозмездной помощи, полученной наличными денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, на счета в банках Республики Беларусь в срок, установленный законодательством Республики Беларусь, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 300 базовых величин. Указанное административное правонарушение скорее касается физических лиц, а не организаций.

Кроме того, использование иностранной безвозмездной помощи на цели, запрещенные законодательством, или ее нецелевое использование профессиональными союзами и другими общественными объединениями, фондами, иными некоммерческими организациями, а также получение иностранной безвозмездной помощи политическими партиями, их организационными структурами может повлечь ликвидацию (прекращение деятельности) указанных получателей, в том числе и за однократное совершение такого нарушения.

Предоставление представительствами иностранных организаций, международных неправительственных организаций на территории Республики Беларусь иностранной безвозмездной помощи на запрещенные цели может повлечь прекращение деятельности указанных представительств.

Административная ответственность за нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи установлена в ст. 23.84 КоАП. Данная статья устанавливает несколько составов административного правонарушения.

Так, предоставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи с нарушением требований законодательных актов влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя - от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати пяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя - от 100 до 150 базовых величин.

Использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа в размере от 25 до 50 базовых величин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости, на индивидуального предпринимателя - от 100 до 150 базовых величин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости, а на юридическое лицо - до 200 базовых величин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости.

Использование должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении или запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа в размере от 100 до 150 базовых величин.

Вместе с тем из Указа № 300 до настоящего времени не исключены нормы административной ответственности за указанные нарушения (подп. 15 и 16 Указа № 300). В результате указанные два законодательных акта практически дублируют друг друга. Однако существуют некоторые отличия. В частности, согласно части 3 ст. 23.84 КоАП использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора влечет наложение на юридическое лицо штрафа в размере до 200 базовых величин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости. В то же время аналогичное нарушение согласно п. 16 Указа № 300 влечет только конфискацию этой помощи (либо ее стоимости) без наложения штрафа на юридическое лицо.


Список использованных источников


1.   Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.

2.    Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года. Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., N 7-9, ст.101). (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 20.03.2001, рег. № 2/744) (с учетом изменений, внесенных Законами от 14.07.2000 № 415-З; 03.05.2001 № 7-З; 04.01.2002 № 79-З; 25.05.2002 № 104-З; 24.06.2002 № 113-З; 17.07.2002 № 128-З; 11.11.2002 № 148-З; 16.12.2002 № 159-З; 04.01.2003 № 183-З, рег. № 2/932 от 10.01.2003; 26.06.2003 № 211-З, рег. № 2/960 от 27.06.2003; 08.01.2004 № 267-З, рег. № 2/1016 от 10.01.2004; 18.08.2004 № 316-З, рег. № 2/1065 от 23.08.2004; 04.05.2005 № 9-З, рег. № 2/1106 от 06.05.2005).

3.   Гражданское право: Учебник, под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого, М.: Проспект. – Т. 2. – 2000.

4.   Колбасин Д. А. Гражданское право Республики Беларусь. Общая часть. Мн.: Общественное объединение «Молодежное научное общество ». – 2000.

5.   Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: В 2 книгах. Книга 2. / Отв. ред. В. Ф. Чигир. - Мн.: Амалфея, 1999. - 624 с.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты