Борьба с контрабандой культурных ценностей
Содержание
Введение. 3
1. Сущность контрабанды. 4
2. Координация и взаимодействие правоохранительных органов в борьбе с нелегальным оборотом культурных ценностей. 7
3. Особенности препятствия контрабанды таможенными методами. 11
Заключение. 15
Литература. 16
Актуальность исследования. Большой ущерб культурному наследию причиняется нелегальным оборотом культурных ценностей, борьбу с которым ведут специализированными органами.
Борьба с контрабандой является важной составной частью обеспечения как национальной безопасности страны, так и безопасности мирового сообщества.
Косвенно нелегальному обороту культурных ценностей способствуют недостатки законодательства. Нормативные акты недостаточно четко формулируют понятия «историческая и культурная ценность», «культурные ценности» и др., допуская некоторое их несоответствие международно-правовым актам. Поэтому в большинстве случаев для правильного определения статуса предмета необходима помощь компетентного специалиста.
Как социальное явление, контрабанда выражается в значительном ввозе/вывозе товаров и иных материальных средств (предметов) с нарушением установленных государством правил, которые ведут к разрушению основных институтов и систем общества и государства.
Общественная опасность контрабанды проявляется и в том, что она служит основным каналом утечки за рубеж национальных культурных ценностей, уникальных произведений искусства, имеющих большую историко-мемориальную ценность.
Цель работы – охарактеризовать пресечение контрабанды культурных ценностей таможенными методами.
Для выполнение поставленной цели нами были решены следующие задачи: описать понятие контрабанды, выявить особенности координации и взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с нелегальным оборотом культурных ценностей, охарактеризовать особенности препятствия контрабанды таможенными методами.
Термин «контрабанда» означает обман таможни, состоящий в перемещении товаров через таможенную границу в любой скрытой форме. Такое определение дается в Международной конвенции «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений», принятой в Найроби 9 июня 1977 г.
Исследование правоохранительной практики позволяет утверждать, что в сфере нелегального оборота культурных ценностей функционируют специально подготовленные преступные группировки, действующие со строгим распределением криминального труда по следующей схеме: заказ – хищение – доставка к границе – контрабандный вывоз – передача заказчику. Совершаются эти действия в условиях глубокой конспирации и с использованием коррумпированных связей по обе стороны границы.
Криминальные схемы и способы незаконного перемещения культурных ценностей постоянно совершенствуются и зачастую носят международный характер, когда организатор, отправитель и получатель находятся не только в России, но и за рубежом. Незаконные операции приносят преступникам большие прибыли, которые направляются на финансирование новых преступлений. Об этом свидетельствуют следующие данные: на территории СНГ насчитывается порядка 30 преступных группировок, которые занимаются контрабандой и торговлей предметами старины и искусства, в Западной Европе функционирует около 40 организованных преступных организаций, в которые входят выходцы из бывшего СССР, специализирующихся на поиске, скупке и нелегальном вывозе культурных ценностей.
Из этого следует вывод: количество попыток контрабандного вызова культурных ценностей продолжает оставаться на традиционно высоком уровне. Наибольшее количество незаконно перемещаемых культурных ценностей насчитывается в России, Украине и Беларуси.
Таким образом, контрабандный вывоз предметов старины и искусства принимает характер организованной транснациональной преступности.
При этом отчетливо выделяются две главные категории предметов, которые стремятся приобрести организованные преступные группировки. Первая категория – это художественные изделия и ценные антикварные вещи, размещенные в музеях, культовых зданиях, галереях и частных коллекциях. Ко второй категории относятся находки, имеющие культурную ценность, обнаруженные во время проведения археологических раскопок (гробниц, храмов, древних человеческих поселений), а также предметы военной атрибутики.
Криминализация мирового антикварного рынка в первую очередь вызвана тем, что незаконные операции с культурными ценностями уступают по доходности только нелегальной прибыли, извлекаемой из незаконного оборота оружия, наркотиков и людей.
Для решения задач общей профилактики и пресечения нелегального оборота культурных ценностей необходим анализ количественно-качественных показателей данного вида правонарушения, учет тенденций правоприменительной практики.[1]
Во-первых, происходит качественный рост нелегального оборота культурных ценностей: через границу перемещаются не только отдельные старинные предметы, но и специально подобранные коллекции.
Во-вторых, преступный промысел в сфере незаконного оборота культурных ценностей отличается высокой степенью профессионализации, специализации и распределением криминального труда: в большинстве случаев вывозимые предметы были ранее похищены из музеев, церквей или частных коллекций. Чаще всего предметами контрабандного вывоза культурных ценностей становятся иконы, старинные монеты, ордена и медали, рукописи, древние и редкие книги, картины, предметы религиозного культа, филателистические материалы, предметы нумизматики, фалеристики и бонистики, а также военная атрибутика.
В-третьих, основными регионами Российской Федерации, которые являются «поставщиками» икон, являются Московский, Вологодский, Ивановский, Тульский, Ярославский.
В-четвертых, значительная часть историко-культурных ценностей вывозится гражданами, выезжающими на постоянное место жительства за границу. Доставка и оседание незаконно вывезенных культурных ценностей осуществляются в основном в страны Западной Европы, Японию, США, на Ближний Восток.
В-пятых, нелегальному обороту культурных ценностей способствует незаконная деятельность должностных лиц, извлекающих из этого преступного бизнеса материальную выгоду. Во многих случаях контрабанда культурных ценностей не была бы совершена, если бы ей не содействовали должностные лица, причем не только непосредственно связанные с функцией таможенного и смежного с ним пограничного контроля, но и не имеющие к этому никакого отношения. На практике имеет место откровенная эксплуатация должностными лицами своего статуса (т.е. злоупотребление полномочиями).
В-шестых, на практике наиболее распространенным является безличный способ перемещения антиквариата, когда старинный предмет скрывается в конструктивных особенностях транспортного средства, следующего международным сообщением (например, в вагоне). При этом сообщники находятся на разных концах канала контрабанды. Обнаруженные таким образом перемещаемые культурные ценности оформляются как не имеющие собственника.
Органы пограничного либо таможенного контроля обнаруживают упрятанные в специально подготовленных тайниках либо в конструктивных особенностях транспортного средства предметы старины, а вот кто их нелегально перемещает через границу, как правило, установить не удается. Этому способствует в определенной мере несовершенство технологической процедуры досмотра, на реализацию которой отводится немногим более получаса. Очевидно, что за такой короткий временной промежуток весьма проблематично досмотреть железнодорожный состав и его пассажиров. Поэтому на практике досмотр производится выборочный, в основном по оперативным разработкам.
Вопросам предотвращения нелегального оборота культурных ценностей придается в последнее время большое значение. По этому поводу принят ряд международно-правовых актов, среди которых можно выделить Конвенцию ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» от 14 ноября 1970 г. и Решение глав правительств государств-участников СНГ от 9 октября 1997 г. об утверждении Положения о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей.
Странами СНГ предпринята попытка объединить усилия по пресечению незаконного оборота культурных ценностей посредством заключения Соглашения о вывозе и ввозе культурных ценностей, подписанное в Москве 28 сентября 2001 г.
Исследование возможностей предотвращения нелегального оборота культурных ценностей позволило выявить и международно-правовую проблему: задержанные культурные ценности фактически не возвращаются в страну их происхождения либо законному собственнику. Более того, зачастую возникает парадоксальная ситуации: гражданин России, выезжая из Калининграда в центральные регионы своей страны через Литву и Беларусь (т.е. следуя из России в Россию), может дважды быть подвергнут таможенному досмотру. Причем задержанные культурные ценности (например, незадекларированные) будут обращены в собственность того государства, чью границу он пересек со старинным предметом. Как представляется, данная правовая ситуация должна решаться в соответствии с заключенными международно-правовыми обязательствами: задержанные культурные ценности должны быть реституциированы в страну происхождения либо законному собственнику.
Решающая роль в этом вопросе принадлежит органам и международным организациям, осуществляющим правоохранительную деятельность в сфере предотвращения незаконного оборота культурных ценностей. Например, Интерпол ведет борьбу с нелегальным оборотом культурных ценностей с 1947 г. Связующим звеном с Интерполом являются создаваемые в рамках министерств внутренних дел Национальные Центральные Бюро Интерпола[2].
Генеральный Секретариат Интерпола разработал банк данных по произведениям искусства: Automatic Search Faciliti (ASF), в котором на начало 2007 г. содержится текстовое и изобразительное описание свыше 23 000 произведений. Это банк данных, который разработан полицией для полиции и к которому имеют возможность обращаться все центральные национальные бюро, имеющие необходимое техническое оборудование. С этой целью разработано программное обеспечение под названием EASYFORM. Кроме того, для распространения среди заинтересованных организаций информации о похищенных художественных произведениях Интерполом разработан также электронный банк данных, который обновляется каждые два месяца и распространяется по подписке. Он включает информацию, которую сообщают Генеральному Секретариату Интерпола государства-члены Интерпола и в отношении которой они дают согласие на публичное распространение в качестве профилактической меры. Также предусматривается возможность наведения справок в каком-либо реестре похищенных культурных ценностей.
Созданный банк данных похищенных культурных ценностей пользуется поддержкой со стороны большинства государств. Национальные бюро Интерпола стран СНГ и Балтии в 2000 г. получили возможность доступа к этой информации. Однако, как выяснилось, существует необходимость определенной унификации сведений, содержащихся в каталогах и банках данных государств (не включенных в накопительную информацию Интерпола).
Важную роль в деле пресечения незаконного оборота культурных ценностей может выполнить реализация проекта «Идентификация объекта», являющегося результатом сотрудничества между ЮНЕСКО, ОБСЕ, Советом Европы, Европейским Союзом, Международным советом музеев (ИКОМ) и Интерполом. Документ «Идентификация объекта» представляет собой международный акт, целью которого является упрощение и рационализация описания художественных и антикварных произведений для обнаружения похищенных ценностей. Этот документ необходим для охраны культурных ценностей, поскольку без их точного описания или фотографий возвращение законным владельцам сопряжено с большими трудностями. Документ «Идентификация объекта» может стать в случае его внедрения в национальные правовые системы краеугольным камнем для информационных систем. Конечно же, указанный документ не претендует на то, чтобы подменять собой другие действующие в данной сфере нормативные акты. Он будет служить обеспечению раскрытия преступлений в сферах хищения и контрабанды культурных ценностей путем быстрой регистрации базовых и минимальных данных, необходимых для идентификации и обнаружения художественных произведений на международном рынке.
Страницы: 1, 2