Производимый в Афганистане и Пакистане наркотик уходил по давно проторенным авиамаршрутам, автодорогам и караванным тропам через пустыни Ирана в Турцию, оттуда в западную Европу, а через порт Карачи – в США. Власти США отказывались рассматривать сообщения о контрабанде наркотиков, т.к. тесно сотрудничали с моджахедами в войне против кабульского просоветского режима. Нередко грузовики, доставлявшие вооружение из Карачи афганским моджахедам, загружались в обратный путь опием и героином и беспрепятственно проходили через таможенные посты. ЦРУ США, осуществлявшее поставки оружия моджахедам и помогавшее им в войне с советским воинским контингентом в 1979–1989 гг. и режимом Наджибуллы в 1987–1992 гг., выиграло противостояние с Управлением по борьбе с распространением наркотиков США, протестовавшим против попустительства американских властей увеличению потоков наркотиков из зоны «Золотого полумесяца»12.
Моджахеды настойчиво осваивали и другой маршрут – через советско-афганскую границу протяженностью 1500 километров. Однако надежная пограничная охрана, отсутствие отлаженного наркорынка на территории СССР сдерживали их стремления, хотя тайные проходы на границе имелись, и через них можно было выйти на приграничную территорию Узбекской, Таджикской ССР, куда проникали наркокурьеры, которые несли с собой оружие, опий, гашиш, происламскую пропагандистскую литературу.
Отношение к проблеме производства наркотиков со стороны официального правительства Исламского Государства Афганистан (ИГА), пришедшего к власти после свержения просоветского режима Наджибуллы, оставалось непоследовательным и зачастую основывалось на политике двойных стандартов. Возглавлявшие моджахедов Б.Раббани, А.Масуд и др. в ходе гражданской войны поддерживали и поощряли производство опия-сырца и торговлю им, чтобы на вырученные деньги, как уже указывалось, приобретать оружие, содержать пропагандистский аппарат и т.п. Оказавшись у власти, возглавив коалиционное правительство в Кабуле, Б.Раббани и его окружение в силу объективных и субъективных причин сразу не имело возможности переориентироваться. В официальных заявлениях Б.Раббани декларировал, что решительно и бесповоротно выступает за уничтожение посевов опийного мака, активизацию борьбы с контрабандой наркотиков, а одновременно весьма сдержанно относился к фактам оживления торговли наркотиками, которую вели полевые командиры, высокопоставленные чиновники его правительства. Так, в совместном заявлении по итогам рабочего визита в Кыргызскую Республику 28–29 мая 1999 г. Президент ИГА Бурханутдин Раббани и Президент КР Аскар Акаев констатировали, что «незаконное распространение наркотиков, религиозного экстремизма и терроризма с территории Афганистана представляет угрозу безопасности сопредельных государств, обе стороны выразили намерение объединить усилия в целях противодействия этому злу…»13.
Отступив под натиском талибов, правительство Б.Раббани, вооруженные силы, возглавляемые опытным военным стратегом Ахмад Шахом Масудом, тем не менее, контролировали в 1999–2000 гг. около 10% территории Афганистана, непосредственно прилегающей к границам Таджикистана и Узбекистана. Казалось бы, постоянные боевые действия, реальная опасность попасть под пули враждующих сторон должны были заметно снизить контрабандные перевозки наркотиков через территорию Северного альянса, сократить попытки прорыва наркокурьеров через границу на сопредельную территорию СНГ. Однако этого не произошло.
Именно в этот период контрабандисты усилили свою деятельность, и Северный альянс не смог или не захотел решительно противостоять этому, хотя неоднократно заявлял о готовности к сотрудничеству в борьбе с наркобизнесом и необходимости получения в этом деле помощи со стороны международных организаций. Выступая 30 мая 2000 г. на международном форуме «Афганский наркотрафик и проблемы национальной безопасности государств Центральноазиатского региона», посол Афганистана в Таджикистане Сайд Ибрагим Хекмат, отвечая на вопрос, почему его правительство не обратилось в ООН за содействием в уничтожении производства наркотиков на территориях, контролируемых талибами и Северным альянсом, подчеркнул, что контрабандный наркотик идет, в основном, потоком через Горно-Бадах-шанскую Автономную область (ГБАО) Таджикистана. Протяженность границы ГБАО с Афганистаном 370 км по горам, ущельям, рекам, где перекрыть дороги крайне сложно. Гарантировать безопасность международных наблюдателей трудно. Контролировать их и одновременно вести войну с талибами, которых поддерживает и вооружает Пакистан и международные террористы, очень сложно. Однако факты свидетельствуют, что даже в самые трудные для судьбы правительства Б.Раббани времена, оно сохраняло и даже расширяло посевные площади под опийным маком на контролируемой территории14.
Движение «Талибан», развернувшее вооруженную борьбу за власть в Афганистане в 1994 г., а к концу 1996 г. установившее свой контроль над 90% территории страны, заняло весьма неоднозначную позицию по отношению к производству наркотиков. Талибы поощряли и фактически узаконили широкомасштабное выращивание опийного мака, переработку опия-сырца в героин и контрабандную торговлю наркотиком, превратив последний в средство политического воздействия на «неверных», объединив вооруженный террор с наркотеррором. Одновременно режим талибов заявил, что намерен твердо проводить в жизнь идею борьбы с «антиисламской» наркоманией, превратив эту идею в предмет политического торга за признание зарубежными странами и международными организациями движения «Талибан» единственно законной политической силой.
Земледельцы получали в Кандагаре денежные авансы под будущий урожай мака. После погашения долга они отдавали властям 10% натурой или деньгами в качестве налога, а остальной урожай продавали перекупщикам, которые в качестве агентов наркобаронов, владевших фабриками и лабораториями по переработке опия в героин, стремились оптом скупить опий-сырец по ценам ниже рыночных. Владельцы лабораторий платили властям 20-ти процентный налог15. Налоги с наркобизнеса изначально были главным источником финансирования военных и административных расходов режима талибов, которые принимали меры по повышению урожайности опийного мака, созданию образцово-показательных ферм по его культивированию. Посевные площади под пшеницей, картофелем, миндалем и другими традиционными для Афганистана культурами резко сократились, их вытеснил опийный мак.
Специалисты по переработке сырца в сильнодействующие наркотики разработали методику маркировки героина под чай, сахар, изюм, создали новый жидкий высококонцентрированный субстрат героина «Слезы Аллаха», быстро приводящий к наркозависимости, организовали поставки семян высокоурожайных сортов мака и удобрений из Пакистана.
Талибские власти выплачивали каждому крестьянину, сдавшему один килограмм опия-сырца, 5000 пакистанских рупий и выдавали документ, разрешающий владеть землей, собственностью, продавать и перевозить опий. А если уплачивалось 200 долларов США, то выдавалось разрешение беспрепятственно перевезти воздушным транспортом 1 кг героина из Кабула в Кундуз, где его можно было продать по более высокой цене.
Контролировавшаяся движением «Талибан» наркосеть объединяла более 30 основных наркогруппировок, а переработкой сырья в 1999 г. занимались более, чем 200 лабораторий, дислоцированных, в основном, в провинциях Нангархар, Хост, Пактия, Гильменд, Кунар, Балх, Кундуз.
Для работы в них приглашали специалистов-химиков, в том числе и из стран Европы. В 1999 г., по данным Программы по контролю за наркотиками ООН, в Афганистане было произведено 4565 т опия (три четверти общемирового объема), что эквивалентно 576 т героина. Лидеры движения «Талибан» установили контакты и с некоторыми европейскими наркоструктурами.
Одновременно в явно пропагандистских целях правительство талибов объявило запрет на «противоречащее исламу» производство, продажу и потребление гашиша, наряду с алкоголем. На них был наложен строгий запрет, и полиция в массовом порядке конфисковывала обнаруженный у населения гашиш, потребителей насильственно «лечили», привлекали к ответственности продавцов. Эта мера оказалась достаточно эффективной, и коноплю в севообороте стал стремительно вытеснять опийный мак, выращивание которого талибы всемерно поощряли. Когда в конце 1995 г. пакистанские власти, стремясь заручиться поддержкой международных организаций в противостоянии с Индией, стали выборочно уничтожать у себя героиновые лаборатории, талибы включились в эту борьбу, перехватили несколько караванов грузовиков, перевозивших через афганскую территорию опий вдоль границ с Пакистаном и Ираном. Однако все попытки ООН и других международных организаций запретить посевы опийного мака ни к чему не привели. Талибы соглашались рассмотреть этот вопрос только при условии политического признания их режима и предоставления экономической помощи, которая компенсировала бы потери доходов от опийного мака. И только в июле 2000 г. под давлением мирового сообщества лидер движения «Талибан» Мулла Омар был вынужден подписать указ, запрещавший выращивание опийного мака, однако опубликованные официальные документы ни в коей мере не сократили поставки афганского опия-сырца и героина на мировой рынок.
Основными причинами бума наркобизнеса в Афганистане стали не традиционные, а новые факторы внешнего и, особенно, внутреннего характера последних десятилетий. Большую роль сыграли факторы внутреннего порядка.
Свыше 20 лет в Афганистане, то усиливаясь, то, временами, прекращаясь, идет война, которая была и продолжает оставаться основным занятием моджахедов, а затем сменивших их талибов. Страна была разорена, и противоборствующие стороны испытывали острую нехватку финансовых средств для закупки оружия и других целей. После трагических событий 11 сентября администрация Дж.Буша при поддержке НАТО провела антитеррористическую операцию в Афганистане, в результате которой правительство талибов было свергнуто. Но, несмотря на это, страна из кризиса не вышла. Наоборот положение населения еще более ухудшилось. Для разоренного войнами и окончательно обнищавшего афганского крестьянства выращивание опийного мака и получение опия являются наиболее выгодным занятием. По доходности эта отрасль значительно превосходит возделывание пшеницы – основной сельскохозяйственной культуры страны.
Так и будет продолжаться, пока мировое сообщество не предпримет реальных, действенных мер по укреплению безопасности в стране, по возрождению ее экономики.
Список литературы
наркотик афганистан борьба
1. Наркотрафик на Великом шелковом пути, М.Б. Олкотт, М., 2000.
2. Совместное заявление 29 мая 1999 г. Президента ИГА Бурханутдин Раббани и Президента КР Аскара Акаева // www.centrasia.ru
3. История афганской наркоэкспансии 1990-х, А.Зеличенко.
4. К истории и современному состоянию производства наркотиков в Афганистане и их распространения в Центральной Азии, А.Князев, 2003.
Размещено на
Страницы: 1, 2