Бюджетные права Российской Федерации реализуются органами государственной власти: Государственной Думой, Советом Федерации Федерального Собрания, Президентом РФ, Правительством РФ. Эти права Российской Федерации выражаются в праве формировать бюджетные доходы, распределять бюджетные средства, самостоятельно исполнять утвержденный бюджет.
2. Компетенция федеральных органов государственной власти Российской Федерации в регулировании бюджетных правоотношений
Согласно БК РФ (ст. 7) к компетенции органов государственной власти РФ в области регулирования бюджетных отношений относятся:
• установление общих принципов организации бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
• определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждение и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждение отчетов об их исполнении и осуществление контроля за их исполнением;
• установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
• составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
• установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на очередной финансовый год, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;
• установление порядка разграничения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
• определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;
• определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;
• определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• определение порядка установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
• установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
• определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов[2];
• установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
• предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
• установление порядка осуществления заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного долга Российской Федерации;
• осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом Российской Федерации;
• установление бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения, утверждение бюджетной классификации Российской Федерации и порядка ее применения в части, относящейся к федеральному бюджету;
• установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений;
• установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений;
• установление оснований и порядка временного осуществления федеральными органами государственной власти (органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления);
• временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
• установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
• установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;
• иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям федеральных органов государственной власти.
Органы государственной власти Российской Федерации в закрепленных Конституцией РФ пределах ведения вправе устанавливать основы федеральной бюджетной политики, бюджетного устройства, бюджетного процесса, которые конкретизируются в актах органов законодательной власти.
Из рассмотренного перечня бюджетных прав Российской Федерации видно, что они действуют:
а) в области бюджетных отношений, возникающих на территории Российской Федерации в целом;
б) в отношении федерального бюджета Российской Федерации;
в) в отношении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (в определенной мере).
Содержание бюджетных прав Российской Федерации обусловлено ее суверенитетом, который распространяется на всю ее территорию.
3. Компетенция органов власти субъектов Российской Федерации в регулировании бюджетных правоотношений
Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государственными органами. Особенность финансово-правовых норм заключается в том, что они носят властный, императивный (требовательный), характер, В них предписываются правила поведения юридических и физических лиц в области финансовой деятельности.
В процессе формирования и исполнения региональных бюджетов возникает широкий круг отношений, которые регулируются особым подразделением финансового права – бюджетным правом. В сущности бюджетное право – это большой раздел финансового права, в котором регулируются отношения бюджетного устройства, порядок формирования и исполнения бюджетов. Носителями бюджетного права России являются Конституция РФ, законы РФ, БК РФ.
В БК РФ законодательно определены полномочия органов власти субъектов РФ и местного самоуправления по формированию своих бюджетов.
К компетенции органов власти субъектов Российской Федерации в области регулирования бюджетных отношений относятся (ст. 8 БК РФ):
• установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
• составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
• установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
• установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
• определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;
• установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации;
• установление порядка и условий предоставления меж бюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
• предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
• установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
• осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации, управление государственным долгом субъекта Российской Федерации;
• детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации;
• временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
• в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
• иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений
К компетенции органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений относятся (ст. 9 БК РФ):
• установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
• составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
• установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
• определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
• осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;
• детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему местному бюджету;
• в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
• иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
Органам местного самоуправления предоставлен ряд прав по формированию доходов местных бюджетов.
Представительные (законодательные) органы местного самоуправления вправе (ст. 64 БК РФ):
• вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ;
• вносить изменения и дополнения в налоговое законодательство представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Органы местного самоуправления вправе:
• предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов, определяемых представительными органами местного самоуправления;
• определять порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов, региональных налогов и сборов, поступающих в местные бюджеты.
Органы местного самоуправления муниципальных районов, помимо полномочий, перечисленных выше, в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами осуществляют также следующие бюджетные полномочия:
• установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов;
• установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;
• определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на решение «опросов местного значения межмуниципального характера;
• составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.
Органы местного самоуправления поселений наряду с полномочиями, перечисленными выше, в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, находящих в состав территории поселения.
Заключение
Развитие федерализма в России предполагает учет региональных особенностей в хозяйственной жизни при проведении экономических реформ, а также соблюдение федеральных законов Российской Федерации, повышение исполнительной дисциплины, обеспечение единого правового пространства Российской Федерации. Одним из недостатков в реализации федерализма является несоответствие законов и решений субъектов РФ нормам федерального законодательства, несоблюдение федеральных законов в ряде регионов. В целях укрепления исполнительной вертикали, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и улучшения контроля за исполнением федеральных законов в России создано 7 федеральных округов. Каждый из них возглавляет полномочный представитель Президента РФ.
Согласно Указу Президента полномочный представитель федерального округа выполняет следующие функции:
• обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в федеральном округе;
• организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями;
• разрабатывает совместно с межрегиональными экономическими ассоциациями программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;
• организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;
• согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта РФ, находящегося в пределах этого округа;
• принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
• вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушениям прав и свобод человека и гражданства РФ.
Список литературы
1. Годин А.М., Горегляд В.П. Бюджетная система Российской Федерации. М. – 2009
2. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации, М., 2007
3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 1999
4. Булатова А.С. Экономика. Учебник. – М.: Бек, 2005.
[1] Межбюджетные отношения ныне строятся в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений".
[2] Межбюджетные трансферты — средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Страницы: 1, 2