Цели, задачи и функции государства
ПЛАН.
Введение 2
Глава 1. Цели и задачи государства 3
§ 1. Понятие целей и задач государства. 3
Глава 2. Функции государства 4
§ 1. Признаки и классификация функций государства 4
Глава 3. Основные внутренние функции государства 10
§ 1. Экономическая функция 10
§ 2. Социальная функция 11
§ 3. Экономическая функция 13
§ 4. Функция развития культуры, науки и образования 15
§ 5. Функция налогообложения 16
§ 6. Функция охраны прав и свобод граждан 16
Глава 4. Основные внешние функции государства 17
§ 1. Функция обороны страны 18
§ 2. Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка 19
§ 3. Функция сотрудничества и укрепление связей со странами СНГ 20
§ 4. Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем. 21
Глава 5. Правовые формы осуществления функций государства 22
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение
Введение
“ Цели, задачи и функции государства ”. По моему мнению, актуальность данной темы не вызывает сомнений, поскольку на современном этапе построения правового государства, когда старая система практически изжила себя, а новая еще окончательно не сформирована, юристу необходимо знать основные направления деятельности государства.
Один из возможных вариантов краткого общего определения государства имеет следующую формулировку:
Государство - это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и преследования общих целей, вытекающих из природы всякого общества. В связи с этим, рассматривая вопрос о целях и задачах государства, необходимо пояснить тезис о двуединой общечеловеческой и классовой природе сущности и социального назначения государства.
Познание государства предполагает рассмотрение не только его статики, т. е. того постоянного, стабильного, устойчивого, что характеризует государственно - организованное общество, но и его динамики, т. е. того, как этот социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, как выполняет свое социальное назначение.
Предмет данной работы и будет составлять вопрос о целях, задачах и функциях государства: их понятии, классификации функций и характеристике целей, задач и функций современного российского государства. Понятие целей и задач государства. Функции как средство реализации государственных задач
Познать, что и как государство ” делает” - вот главная задача, которую должна выполнить эта работа.
Кроме этого, мне кажется, что подробное изучение данной темы поможет глубже развить представления о государстве как о социальном институте, о том, как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение.
Глава 1. Цели и задачи государства
§ 1. Понятие целей и задач государства
Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его целей, задач и функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.
Вопрос о целях, задачах и функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения разносторонней деятельности, функционирования. С помощью целей, задач и функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития, приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Задачи и функции государства - явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой (см. приложение схема №1). В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства. В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.
В определении направленности деятельности государства решающими факторами являются: сущность государства и его социальное назначение, в постановке его целей и задач на соответствующем этапе развития общества.
Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления, укрепления и развития государства. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в его историческом развитии, целей, которые оно преследует. Эти задачи и цели не могут быть произвольными. Они зависят от реальных условий, важнейшие из которых: экономические возможности общества, потребности и интересы населения, отдельных социальных слоев и групп, возможности партнерства между ними, нравственный и культурный уровень общества, профессионализм государственных структур и др. состояние [1]
Глава 2. Функции государства
§ 1. Признаки и классификация функций государства
Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение[2].
В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства.
1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.
2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.
3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.
4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.
Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой классификации.
Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются:
во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними, специфика содержания каждой функции, т е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.
|
|
Внутренние функции государства (определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство), например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям (определение деятельности государства по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государством) относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.
Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции основные и неосновные.
Основные функции – это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным функциям государства присущ ряд общих черт.
Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Разумеется, то и другое проявляется во всех его функциях. Однако в различных функциях государства его сущность и социальное назначение обнаруживают себя неодинаково. В основных функциях они как бы «лежат на поверхности», выражаются непосредственно и со всей определенностью. В других же – они не имеют столь прямого проявления и, как правило, могут быть определены лишь посредством рассмотрения их в связи с содержанием той или иной основной функции. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., с другой – экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.
Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.