Развивая положения М.Н. Малеиной, А.П. Сергеев и Ю.К. Толстой также вполне справедливо отмечают, что блага первого уровня неразрывно связаны с самим существованием личности. Они объективно существуют независимо от их правовой регламентации и только в случае посягательств на эти блага нуждаются в правовой защите. Право граждан на защиту чести, достоинства, деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц - одним из условий их успешной деятельности. Блага второго уровня: право на имя, право авторства и иные личные неимущественные права являются субъективными правами, образующими содержание конкретного правоотношения и тем самым уже урегулированными нормами права. В случае же нарушения этих прав они пользуются правовой защитой[10].
Субъективное право определяется в теории права по-разному.
Во-первых, под правом на честь и достоинство понимают юридическую возможность, позволяющую лицу требовать, чтобы ему не приписывали таких порочащих поступков, которых оно не совершало, и, следовательно, не распространяли не соответствующих действительности сведений, умаляющих честь и достоинство управомоченного. В этом случае исключается позитивное содержание данной категории, и внимание концентрируется на негативной стороне. Считается, что весь объем данного понятия охватывается предоставленной индивиду возможностью понуждать всех без исключения субъектов к воздержанию от совершения каких-либо поступков, способных вызвать неправильную социальную оценку личности.
Во-вторых, в состав данного понятия включают позитивные моменты и рассматривают право на честь и достоинство как право на заслуженную репутацию. Под этим подразумевают, с одной стороны, право на то, чтобы сведения о действиях субъекта, влияющих на репутацию, соответствовали действительности, и с другой - право на то, «чтобы его публичная моральная оценка соответствовала тому, как он в действительности выполняет требования закона, нормы общежития и морали»[11]. Этим охватываются и регулятивная, и охранительная функции права. А.А. Ерошенко определяет право гражданина на честь и достоинство как юридически гарантированную лицу возможность пользоваться заслуженным уважением в обществе и требовать соответствующего отношения от всех обязанных лиц, при этом он указывает, что гражданское право не только охраняет честь и достоинство субъекта, но и регулирует отношения, связанные с этими благами, в их ненарушенном состоянии. «Направляя поступки людей, право вместе с тем воздействует на сознание субъекта и формирует его личностные качества. Последние становятся достоянием лица и, подвергнувшись общественной оценке, рассматриваются как честь определенного индивида. Указывая субъекту юридически одобряемый вариант поведения и регламентируя его поступки в быту, общественных местах, на работе и в других сферах, гражданское законодательство, наряду с другими отраслями законодательства, тем самым участвует в формировании тех качеств личности, которые обуславливают ее репутацию»[12].
Из понятия и содержания чести, достоинства и деловой репутации следует, что эти категории выступают как этические блага. Гражданско-правовое понятие и толкование этих категорий предполагает наличие правовых норм, регулирующих отношение по поводу этих благ. «Право на честь, достоинство и деловую репутацию относится к гражданским неимущественным правам. Нематериальный характер неимущественного права, - отмечает М.Н. Малеина, - проявляется в том, что оно лишено экономического содержания, то есть не может быть оценено точно, для него не характерна возмездность его осуществление не сопровождается встречным имущественным предоставлением (эквивалентом) со стороны других лиц»[13].
Одной из особенностей этого права в сравнении с другими является то, что его содержание, его сущность раскрываются в многообразии жизни человека, его бытия. Специфика этого права дала ряду авторов основание поставить под сомнение возможность отнесения этого права к категории субъективных гражданских прав. Так, О.С. Иоффе при определении права на честь и достоинство делает вывод, что это право входит в содержание гражданской правоспособности, а А.В. Мицкевич относит его к «элементам правоспособности»[14]. Категорическое несогласие с такой точкой зрения высказывает Л.К. Рафиева. По ее мнению, подобный взгляд трудно согласовать с самой природой чести и достоинства. «Едва ли можно предположить, - пишет Л.К. Рафиева, - что морально-политическая оценка человека обществом (т.е. честь) возникает в момент рождения, до того времени, как у лица появляется способность совершения социально значимых поступков, по которым можно судить о его достоинствах и недостатках. Еще труднее предположить, что в момент рождения у ребенка появляется способность к оценке своего поведения (т.е. достоинство), ибо такая способность предполагает наличие определенной совокупности психофизических данных, складывающихся значительно позже»[15]. Из подобной трактовки вытекает: нока еще нет чести и достоинства, нет и права на честь и достоинство. Мы разделяем точку зрения А.Л. Анисимова, который считает, что нельзя согласиться с утверждением, в соответствии с которым право на честь и достоинство возникает у индивида не с момента рождения ввиду того, что честь и достоинство возникают с момента появления у человека способности к совершению социально значимых поступков и в результате совершения этих поступков. А.Л. Анисимов вполне обоснованно, на наш взгляд, отмечает, что каждый субъект права, помимо возможности иметь субъективные права и обязанности в будущем, наделяется определенной совокупностью, политических, личных субъективных, имущественных прав, определяющих его правовое положение. В их число входят субъективные права на честь, достоинство и деловую репутацию. Эти права возникают не в результате осуществления правоспособности, а наряду с ней являются элементами правосубъектности гражданина или организации. Правосубъектность гражданина, в частности, является особым специфическим правовым свойством индивида. В силу этого свойства он, как субъект права, с момента рождения наделяется определенной совокупностью прав. Правосубъектность определяет в той или иной мере положение граждан в обществе, выражает отношение между обществом и государством. Таким образом, права физического лица на честь и достоинство - особые субъективные права, возникающие с момента его рождения[16].
Мы разделяем точку зрения А.Л. Анисимова о праве на честь и достоинство как об особом субъективном праве гражданина, возникающем в момент рождения, а также точку зрения М.Н. Малеиной, А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого о соотношении нематериальных благ и личных неимущественных прав[17]. Развивая положения указанных авторов, нам представляется целесообразным обратить внимание на имеющие место, на наш взгляд, особенности соотношения таких нематериальных благ, как честь и достоинство, с субъективным правом на эти блага. Если большинство нематериальных благ (жизнь, здоровье и пр.) предшествуют возникновению у гражданина личных неимущественных прав, корреспондирующих этим благам или существующих отдельно от них (так, гражданин вначале рождается, то есть обретает нематериальное благо - жизнь, наличие которой определяет и наличие у этого гражданина личного неимущественного права на жизнь), то особое субъективное право лица на честь и достоинство, возникающее у физического лица в момент рождения, предшествует появлению у этого лица собственно чести и достоинства как нематериальных благ. В момент рождения у лица возникает лишь право на положительную общественную оценку его моральных, нравственных и интеллектуальных качеств и самооценку этих качеств, а не сами эти общественная оценка и самооценка, то есть возникает право на честь и достоинство. Сами же названные качества формируются в процессе жизнедеятельности лица, его морального, нравственного и интеллектуального развития. Параллельно с этим у окружающих складываются определенные представления об этом лице, у самого же лица формируются собственные представления о добре и зле, о нравственном и безнравственном, о морали, возникает индивидуальное мироощущение, и на основе всего этого - субъективное отношение к своим моральным, нравственным и интеллектуальным качествам, то есть достоинство. Следует отметить, что честь и достоинство конкретного индивидуума, как правило, не статичны, они подвергаются изменению на протяжении всей жизни лица, так как его система моральных и нравственных ценностей может с течением времени меняться, а следовательно меняется и его самооценка (достоинство). Что касается чести, то она может меняться как при жизни лица вследствие совершения им тех или иных общественно значимых поступков, так и после его смерти, например, если о нем стали известны определенные сведения, не разглашавшиеся при жизни. Мы согласны с Л.К. Рафиевой, отметившей, что абсолютно точно определить момент возникновения у гражданина чести и достоинства невозможно — у каждого лица он свой[18]. При этом мы считаем, что достоинство лица и особое субъективное право на достоинство прекращаются в момент смерти этого лица, а честь и право на честь могут сохраняться и после смерти, поскольку у окружающих сохраняется память об умершем и, следовательно, оценка его моральных, нравственных и интеллектуальных качеств. Само же себя лицо после смерти оценивать, естественно, не может, поэтому нам представляется логичным исключить из абзаца 2 п. 1 ст. 152 ГК РФ термин «достоинство» и сохранить данный абзац в следующей редакции: «По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести гражданина, и после его смерти».
По степени связанности личных неимущественных прав с имущественными правами обладателей этих прав личные неимущественные права подразделяются на личные неимущественные права, связанные с имущественными, и личные неимущественные права, не связанные с имущественными[19]. К последним относятся и права на честь, достоинство, деловую репутацию.
По целевой направленности личные неимущественные права можно классифицировать на:
1) личные неимущественные права, направленные на индивидуализацию личности: право на имя (наименование юридического лица), право на честь, достоинство, деловую репутации и т.п.;
2)личные неимущественные права, направленные на обеспечение физической неприкосновенности личности (жизнь, свобода, выбор места пребывания, места жительства и т.п.);
3) личные неимущественные права, направленные на неприкосновенность внутреннего мира личности и ее интересов (личная и семейная тайна, невмешательство в частную жизнь, честь и достоинство и т.п.) [20].
Отметим, что некоторые правонарушения посягают сразу на несколько нематериальных благ либо личных неимущественных прав, принадлежащих лицу. На наш взгляд, достоинство в основном умаляется при посягательствах на другие нематериальные блага физического лица - жизнь, здоровье, свободу и личную неприкосновенность, то есть на физическую неприкосновенность личности. Так, умаление достоинства личности может иметь место при пытках, а также в иных случаях физического воздействия на человека (удар, пощечина, плевок и т.п.). Унижение достоинства лица может иметь место в случае неприличного жеста, свидетельствующего о стремлении оскорбить лицо, которому он адресован.
Честь может умаляться отдельно от достоинства. Если о человеке распространены порочащие и не соответствующие действительности сведения, то, прежде всего от их распространения меняется в худшую сторону отношение к этому лицу третьих лиц, то есть умаляется его честь. Достоинство же лица может при этом и не пострадать, поскольку не во всех случаях лицо, о совершении которым определенных негативных поступков становится известно общественности, начинает испытывать сомнения в своих высоких моральных качествах либо перестает уважать эти качества в самом себе. Умаление достоинства, на наш взгляд, должно определенным образом проявляться в поведении лица, о котором были распространены ложные порочащие сведения, - лицо уходит с работы, подает в отставку с выборной должности, отказывается от участия в выборах путем снятия своей кандидатуры и т.п. Если же гражданин продолжает осуществлять прежнюю деятельность и после распространения о нем ложных порочащих сведений, то, по нашему мнению, можно вести речь о том, что могла измениться его общественная оценка (то есть честь), но субъективная оценка этим лицом своих качеств (то есть достоинство) не изменилась.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14