Cоциальная политика бюджетных организаций

Предприятия частично сохранили социальную инфраструктуру (в некоторых случаях полностью), продолжают реализовывать политику социальной защиты и заботы о работниках.

Решение об объеме предоставляемых выплат принимается на уровне высших менеджеров, а ответственность за техническое обеспечение несет профсоюзная организация, которая интегрирована в управленческую структуру предприятия и фактически выполняет функции отдела социального развития. Документально объем и порядок предоставления социальных выплат зафиксирован в коллективном договоре: «У нас через коллективный договор вносятся предложения, потом рассматриваются, можно корректировать. Все, как раньше» (менеджер, хлебокомбинат).

Система предоставления социальных выплат и гарантий, основанная на патерналистской модели, выполняет комплекс функций по мотивации и привлечению персонала на предприятие, контролю и поддержанию трудовой дисциплины, созданию комфортных условий труда, формированию корпоративной культуры и воспитанию лояльности работников к фирме, социальной защите работников.

5) Модель социальной помощи

Эта модель формируется из совокупности практик социального обеспечения работников. Выбор данной стратегии поведения характеризуется неустойчивым и кризисным финансовым положением предприятий организаций. Социальные выплаты компенсируют низкий уровень оплаты труда, социальные выплаты по своей значимости преобладают в структуре компенсационного пакета, занимают ведущие позиции.

В качестве социального обеспечения используются все доступные меры в плане финансовых и технических ресурсов предприятия. От обеспечения продуктами питания, возможности приобретения продукции предприятия по льготным ценам до предоставления разовых выплат, материальной помощи «к событию» (похороны, свадьба, рождение ребенка), служебного транспорта для проезда работников до садово-огородных участков.

Социальные льготы предоставляются фактически всем работникам, хотя приоритет отдается социально незащищенным, находящимся в худшем социально-экономическом положении: малообеспеченные, неполные семьи, работники пенсионного возраста, инвалиды: «У нас как: нищие, это которые, знаете, разведенные, одинокие, - сначала они получают. А потом - которые мужья есть» (работник, трикотажная фабрика). Работники на таких предприятиях не обладают высоким потенциалом в плане конкурентоспособности на рынке рабочей силы, и по большому счету практически весь основной производственный персонал этих предприятий можно отнести к слою «незащищенных».

В условиях низкой оплаты труда социальные выплаты используются как основной механизм удержания персонала. Основным назначением социальных льгот для работников является: материальная помощь, компенсация за низкую заработную плату, поддержание уровня жизни, решение социально-бытовых проблем, поддержание традиции «заботы предприятия о работнике», оставшейся в сознании сотрудников с советских времен.


Заключение


Анализ материалов исследования показал, что многие предприятия не строят планов относительно дальнейшего развития социальных программ. Это направление деятельности остается сложным для планирования, поскольку в значительной степени зависит от экономического положения предприятия, экономических и политических ресурсов предприятия. Поэтому сегодня только крупные предприятия, входящие в состав влиятельных холдингов, а также предприятия интенсивно развивающихся отраслей способны планировать и развивать социальные программы.

Механизмы социальных выплат и гарантий представляют собой примеры адаптационных стратегий российских предприятий в новых условиях. Среди них преобладающей является стратегия сочетания элементов, как советской компенсационной системы, так и типичных западных социальных программ. Необходимость такого сочетания на современном этапе оправдывается необходимостью действовать в соответствии с рыночными механизмами и укоренившимися в сознании работников представлениями о предприятии как экономическом субъекте, «производящем» социальные услуги.

Существующие практики предоставления социальных выплат во многом носят эклектичный, несистематизированный характер. И это основная проблема, характеризующая состояние социальной политики на предприятиях.

 В особенности данное замечание касается предприятий нового частного сектора, где объем и условия социальных выплат определяются собственником, как правило, «на словах» в кругу «приближенных», поэтому для большинства работников частного сектора выплаты, и даже информация о возможности их получения, остаются недоступными. Хотя следует отметить, что в определенной степени проблема бессистемности социальных выплат касается и предприятий, где объем и условия предоставления социальных выплат закреплены в коллективном договоре или другом документе.

Создание эффективной модели предоставления социальных выплат и гарантий, в первую очередь, предполагает реализацию следующих положений: четкое формулирование задач социальной политики предприятия; определение основных потребностей предполагаемых получателей социальных гарантий; закрепление механизмов и условий предоставления социальных выплат, информирование о существующих возможностях получения выплат; ориентация социальных программ на долгосрочные цели; интегрирование системы социальных выплат в качестве элемента корпоративной культуры предприятия; разработка мониторинга эффективности, позволяющего оценивать экономический и социальный эффект системы предоставления социальных выплат работникам.

Комплекс данных мер позволит разработать эффективную систему социальных выплат и гарантий, отвечающую условиям современного российского общества.

 

Список литературы


1.    LubmannN. Formen des Helfens im Wandel gesellschaftlicher Bedingungen // Luhmann N. Soziologische Aufklarung 2. Alusatze zur Theorie der Ceseaschaft, 4 Auflage. Opladen. 1991, р. 134-149.

1.    Дапгопятова Т. Г. Механизмы и модели корпоративного контроля в российской промышленности // Предприятия России: корпоративное управление и рыночные сделки. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

2.       Занятость и поведение домохозяйств: адаптация к условиям переходной экономики России / Под ред. В. Кабалиной, С. Кларка. М: РОССПЭН, 1991.

3.       Кабалина В., Сидорина Т. Муниципализация социальной структуры в период реформ // Общество и экономика. 1999. № 9. С. 64-92.

4.       Капелюшников Р. И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: ГУ-ВШЭ, 2001.

5.       Корпоративные соглашения в сфере социально-трудовых отношений/ Отв. ред. К. Д. Крылов. М.: ТК Велби: Проспект, 2005.

6.       Предприятие и рынок: Динамика управления и трудовых отношений в переходный период/ Под ред. В. И. Кабалиной. М.: РОССПЭН, 1997.

7.       Становление трудовых отношений в постсоветской России / Под ред. Дж. ДеБарделе-бен, С. Климова, В. Ядова. М.: Академический Проект, 2004.

8.       Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Юрайт-Издат, 2004.

9.       Трудовые отношения на новом частном предприятии (социологический анализ данных трех исследований) / Отв. ред. А. Л. Темницкий. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2000.

10.     Баркер Р. Словарь социальной работы / Пер. с англ. М.: Институт социальной работы, 1,с 4.

11.     Бедность: альтернативные подходы к измерению / Моек Центр Карнега Науч. Докл. Вып. 24. М, 1998.

12.     Григорьева ИЛ. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах СПб.: Изд-во «Образование-культура» - СЗАГС, 1998.

13.     Затбарт В. Идеалы социальной политики. Пер. с нем. СПб, 1906

14.     Конвенция об основных целях и норках социальной политики. Конвенции и рекомендации МОТ. Международное бюро труда. Женева, 1962.

15.     Лебедева ЛФ. США: государство и социальное обеспечение. Механизм регулирования. М.:Наука, 2000.

16.     Макроэкономика. Учебное пособие. Под ред. Бунина МК, Семенова ВА М: Наука, 1995.

17.     Микульский КМ., Роговин ВЗ., Шаталин СС Социальная политика. М.: Политиздат, 1987.

18.     МшпрошенковОЛ Социальная политика в России: мегатенденции. NL Изд-во МГСУ .Сою», 1998.

19.     Салустович Л Муниципальное развитие и его роль в создании демократии и гражданского общества /Новые подходы в социальной работе и возможности непрерывного образования. СПб.: «Семантика-0,2002. С13-24.

20.     Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы. Введение в профессию / Перс англ. М: Аспект Пресс, 1994


Приложение


«СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: РЕАЛИИ XXI ВЕКА»


1. Организация [полное название] была зарегистрирована в [год, место] в форме [юридический статус].

2. Деятельность Организации регулируется [каким документом регулируется].

3. Организация действует исключительно в одном или нескольких направлениях (отметьте все, имеющие отношение к организации):

·        научно-исследовательская деятельность

·         образовательная деятельность,

·        Здравоохранение

·        Социальные услуги

4. Пожалуйста, представьте краткое (не более 10 строк) описание деятельности (программы, проекты и т.п. - в самых общих чертах), которую Ваша организация осуществляла в течение последних 3 лет, осуществляет в настоящее время или планирует осуществлять в течение ближайшего года:

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Был ли у Вашей Организации опыт в организации и проведении исследований в области социальной политики?      Да / нет

5.1. Если да, то перечислите, пожалуйста, какие это были проекты: название, продолжительность (не более 5 проектов за последние 3 года).


п/п

Название проекта

Год

Продолжительность (мес.)






6. Пожалуйста, коротко опишите, каким образом проект, который Вы планируете осуществлять на средства гранта НИСП, связан с Вашей текущей деятельностью и отвечает уставным целям и задачам Вашей Организации, как Вы предполагаете использовать результаты проекта:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вопросы 7 - 12 адресованы бухгалтерии Вашей Организации.

7. Получала ли Ваша Организация помощь из других источников? Да / нет

7.1. Если да, то приведите список за последние 3 года с указанием спонсора, суммы.


Донор

Сумма

Срок

















8. В случае, если Вашей Организации будет предоставлен помощь на общую сумму сметы проекта, какую долю (%) составит финансирование по проекту от общего бюджета Организации на следующий год? ХХ %

9. Позволяет ли система бухгалтерского учета Вашей Организации идентифицировать приход/расход средств отдельно для каждого проекта? Да / нет

10. Если Ваша Организация запрашивает средства на накладные расходы, предусматривает ли система бухгалтерского учета деление на прямые и накладные расходы?   Да / нет

11. Ведется ли документация по расходам (договоры, квитанции, счета, накладные и т.п.)?

Да / нет

12. Количество работников, получивших социальную помощь?

13. Укажите среднюю сумму социальной помощи на 1 работника?

14. Участвуют ли члены семьи в социальной политике вашей организации?


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты