может также воздействовать на объем биржевого кредита, изменяя правила для гарантийных взносов инвесторов, берущих сумму на покупку акций (маржу);
ведет дела с центральными банками других стран и вообще осуществляет международные операции от имени американского правительства.
3. Денежно-кредитная политика.
Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции.
Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства. Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику. Различают «узкую» и «широкую» денежно-кредитную политику. Под узкой политикой имеют в виду достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного контроля регулируется ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки. Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и, соответственно, финансированием госбюджета.
Основные инструменты денежно-кредитной политики:
· Официальная учетная ставка – относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.
· Обязательные резервы – часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.
· Операции на открытом рынке.
· Валютные интервенции – вмешательство центрального банка на валютном рынке, то есть, купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.
· Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования, играющие важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.
· Разумный банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных коэффициентов.
· Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, квоты выпуска, очередность эмиссии и т. д.
· Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.
· Специальные депозиты – часть прироста депозитов или кредитов коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.
· Количественные ограничения – потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок.
· Управление государственным долгом – эмиссия государственных облигаций нейтрализует ликвидность банков и связывает их средства.
· Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.
· Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.
· Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.
ГЛАВА 2. Национальный банк и денежно-кредитная политика Кыргызской Республики.
1. Цели, задачи и функции Национального банка Кыргызской Республики.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Национального банка Кыргызской Республики законодательно определены Конституцией Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики"О Национальном банке Кыргызской Республики" от 29 июля 1997 года.
Целью деятельности Банка Кыргызстана являются достижение и поддержание стабильности цен посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики.
Основной задачей, способствующей достижению цели (или подчиненной основной цели) деятельности Банка Кыргызстана, являются поддержание покупательской способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной системы республики (статья 3 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики").
Для выполнения поставленных задач Национальный банк Кыргызской Республики самостоятельно организует и осуществляет свою деятельность независимо от органов государственной власти и управления.
Национальный банк Кыргызской Республики выполняет следующие основные функции:
· определяет и проводит денежно-кредитную политику в Кыргызской Республике;
· разрабатывает и осуществляет единую валютную политику;
· обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков;
· является кредитором последней инстанции для банков в соответствии с настоящим Законом;
· устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
· выдает лицензию на ведение банковских операций, деятельность ломбардов, привлечение юридическими лицами денежных средств от населения на условиях срочности, возвратности и платности в соответствии с законодательством республики и ведет реестр выданных лицензий;
· осуществляет регулирование и надзор за деятельностью банков и финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Банком Кыргызстана;
· способствует эффективному функционированию платежной системы и осуществлению межбанковских платежей;
· осуществляет валютное регулирование, включая издание нормативов, регулирующих операции с иностранной валютой, а также операций по купле, продаже и обмену иностранной валюты в соответствии с законодательством республики;
· владеет и управляет официальными валютными резервами в соответствии с настоящим Законом;
· составляет совместно с Национальным статистическим комитетом платежный баланс Кыргызской Республики;
· представляет интересы и выступает от имени Кыргызской Республики на международных совещаниях, конференциях и организациях, касающихся денежно-кредитной и банковской политики;
· осуществляет иные функции, полномочия и права в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
2. Основные инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка Кыргызской Республики.
1. Операции на открытом рынке
- инструмент, используемый для регулирования ("стерилизации"/ пополнения) уровня ликвидности в банковской системе.
1.1. Аукционы по продаже нот НБКР
Ноты - это государственные краткосрочные ценные бумаги, выпускаются в обращение НБКР на срок 7, 14, 28 дней на еженедельных аукционах. Доходность определяется в зависимости от спроса и предложения со стороны коммерческих банков. Доходность 28-дневных нот НБКР на 1 января 2006 года составила 4,1 процента, что на 1,2 п.п. ниже уровня ставки на начало декабря 2005 года. Общий объем нот НБКР в обращении составил на конец декабря 2005 года 16,0 млн. сомов.
1.2. Покупка/продажа государственных ценных бумаг на условиях РЕПО (т.е. с обязательством их обратной продажи/покупки в определенную дату в будущем и по заранее оговоренной цене) на вторичном рынке
Операции проводятся как по инициативе НБКР, так и комбанков на регулярной основе. Доходность операций определяется исходя из уровня текущих ставок на финансовом рынке. Средний срок операций РЕПО - 6 месяцев.
1.3. Прямая покупка/продажа ГЦБ на вторичном рынке
Данные операции позволяют предоставлять или изымать ликвидность на более длительный период, соответствующий дате погашения торгуемой ГЦБ. Операции проводятся как по инициативе НБКР, так и коммерческих банков.
2. Учетная ставка - инструмент, используемый как основной ориентир при определении стоимости денежных ресурсов в экономике. Размер учетной ставки привязан к текущей доходности нот НБКР сроком обращения 28 дней, устанавливаемой на еженедельных аукционах по размещению нот НБКР.
3. Обязательные резервные требования (ОРТ)
- инструмент, используемый в качестве регулятора объема денежных агрегатов, банковского кредита и спроса на ликвидность, а также как средство снижения риска неплатежеспособности банковской системы. В качестве резервных активов используются средства коммерческого банка на корреспондентском счете в НБКР. Объем ОРТ рассчитывается еженедельно и определяется в процентах от среднедневного объема депозитов за предыдущую неделю. В настоящее время норма ОРТ составляет 10% , а в состав депозитной базы включаются все депозиты, за исключением депозитов в иностранной валюте со сроком до погашения более 1 года. Базовый (расчетный) период выполнения ОРТ составляет 2 недели. За выполнение ОРТ НБКР выплачивает компенсацию, за несоблюдение взимает плату.
4. Операции рефинансирования (кредитование) банков
-инструмент прямого воздействия на денежную массу используемый для корректировки уровня резервов в коммерческих банках в случае возникновения дефицита финансовых средств.
Общий объем заимствований в национальной валюте на 1 января составил 306,8 млн. сомов, что на 56,7 процентов меньше по сравнению с предыдущим месяцем. Средневзвешенная ставка по кредитам в нацвалюте снизилась по сравнению с предыдущим месяцем на 1,5 п.п. до 1,0 процента.
В иностранной валюте на внутреннем межбанковском кредитном рынке была заключена одна сделка на сумму 20,7 млн. сомов по ставке 5,0 процента. В предыдущих месяцах таких сделок не было.
4.1. Кредит "овернайт"
Предоставляется в национальной валюте на один день, под залоговое обеспечение, для поддержания краткосрочной ликвидности банка. В качестве залогового обеспечения принимаются государственные ценные бумаги Кыргызской Республики, размещаемые через НБКР, имеющие дату погашения не позднее последнего дня квартала, в который осуществляется выдача кредита "овернайт". Процентная ставка устанавливается в размере 1,5 от учетной ставки НБКР. Используется регулярно по инициативе коммерческого банка.
4.2. Кредит последней инстанции
Предоставляется в исключительных случаях коммерческим банкам, испытывающим серьезные финансовые проблемы, на срок не более 6 месяцев. Процентная ставка устанавливается Правлением НБКР. Используется по инициативе коммерческого банка при условии наличия программы оздоровления банка.