Деятельность Федерального Собрания Российской Федерации в рамках законодательной деятельности

Деятельность Федерального Собрания Российской Федерации в рамках законодательной деятельности

Содержание


Введение

Глава 1. Федеральное Собрание как один из органов госвласти, принципы деятельности и функции

1.1 Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган РФ

1.2 Главные функции и принципы деятельности Федерального Собрания

Заключение к главе 1.

Глава 2. Двухпалатная структура Федерального Собрания

2.1 Порядок избрания Государственной Думы

2.1.1 Особенности выдвижения кандидатов Госдумы. Порядок включения кандидатур в список

2.1.2 Организация и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ

2.1.3 Случаи роспуска Государственной ДумыФедерального Собрания РФ

2.2 Порядок формирования Совета Федерации Российской Федерации. Специфика данного органа

2.2.1 Назначение представителя в Совет Федерации от законодательной и от исполнительной власти субъекта РФ

2.2.2 Эволюция Совета Федерации

Заключение к главе 2.

Глава 3. Компетенция парламента Российской Федерации

3.1 Понятие компетенции

3.2 Специальная компетенция Совета Федерации и компетенция Госдумы

Заключение к главе 3.

Библиография


Введение


Объект изучения: структура Федерального Собрания Российской Федерации в рамках законодательной деятельности.

Цель: показать, как функционирование ФС РФ способствует развитию законодательной базы госвласти и правового статуса России.

В связи с этим были поставлены задачи исследования:

1.                 Изучить и проанализировать имеющуюся фактическую литературу по данному вопросу.

2.                 Проанализировать историко-политическое развитие Федерального Собрания РФ.

3.                 Определить и на практике проверить действенность данной государственной системы в условиях модернизации.

Достижения последних лет в политике и законодательстве в целом оцениваются довольно высоко. Безусловно, наблюдаются положительные результаты, но есть и такие, которые заставляют желать лучшего. Для этого законодателю в ближайшее время понадобится очень сильная воля для того, чтобы провести все необходимые изменения. Стоит отметить, что наше законодательство сейчас уже значительно лучше, чем в начале и середине девяностых годов. Но это не значит, что количество оптимально значимых для страны вопросов, которые приходится решать парламенту в целом, становится меньше.

В связи с этим мы предполагаем, что парламент Российской Федерации, как один из органов государственной власти, выполняет одну из важнейших задач стратегического развития страны. В действительности, только при наличии разумной стратегии мы можем рассчитывать на создание инновационной системы в нашей стране и должной законодательной базы, а, значит, и на благополучное развитие государства.


Глава 1. Федеральное Собрание как один из органов госвласти, принципы деятельности и функции

 

1.1 Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган РФ


Согласно Конституции РФ (статья 94), Федеральное Собрание является парламентом РФ и играет роль представительного и законодательного органа России.

Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю[1]. История современного парламента как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времен феодализма, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм - особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной и идеологической роли парламента.

Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без внешних элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся, прежде всего, разделение властей, представительность и законность.

Следует особо выделить представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания. Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета.

В ст.94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание - представительный орган РФ. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредственная выборами парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

В ст.94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган РФ. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает, вместе с тем, что ни один закон РФ не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий РФ и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Госдумой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом РФ в отставку.

 

1.2 Главные функции и принципы деятельности Федерального Собрания


В РФ глава государства, избираемый населением путем прямых выборов, самостоятельно формирует Правительство, сталкиваясь только с одним конституционным ограничением: Председатель Правительства может быть назначен только при согласии Госдумы. Все другие члены Правительства при своем назначении согласия Госдумы не требуют. Палаты Федерального Собрания осуществляют назначение только на такие должности, которые не относятся к исполнительной власти (судей высших судов, Генерального прокурора РФ, Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты РФ, Председателя Центрального банка РФ, Уполномоченного по правам человека). Не обладают индивидуальными контрольными функциями депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, они не вправе давать должностным лицам органам исполнительной власти какие-либо указания или требовать отчета о деятельности.

Таким образом, принципы деятельности парламента РФ предусматривает:

независимость от других органов госвласти;

невмешательство в работу других органов госвласти;

взаимодействие с другими органами госвласти в рамках компетенции.

Безусловным и сильным полномочием Федерального Собрания по контролю за исполнительной властью является контроль за исполнением государственного бюджета. Конституция РФ предусмотрела механизм такого контроля в Счетной палате РФ, создаваемой совместно Госдумой и Советом Федерации. Конституция РФ, однако, не предусматривает каких-либо специальных санкций за нарушение Правительством РФ бюджетной дисциплины. Также главные функции осуществляются путем:

представления многонационального народа РФ с учетом федеративного устройства государства;

законодательной деятельности на федеральном уровне.

Наряду с указанными юридическими формами контрольных функций Федерального Собрания немаловажны и различные иные положительные акции парламента, оказывающие воздействие на исполнительную власть.

Критика исполнительной власти является главным содержанием контрольных функций Федерального Собрания, и она очень важна для формирования и осуществления внутренней и внешней политики Российского государства.

 

Заключение к главе 1


В связи с этим можем предположить, что полная дискредитация парламента может сильно подорвать складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии. Если с точки зрения политической значимости парламент сегодня обесценен в глазах значительной части населения страны, то этого нельзя сказать о его идеологической роли. Например, в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политической традиции, важным показателем национальной политической культуры.

Ссылаясь на функции и основную деятельность Федерального Собрания РФ, можно предположить, что развитие российского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым путем.


Глава 2. Двухпалатная структура Федерального Собрания

 

2.1 Порядок избрания Государственной Думы


Согласно ст.95 Конституции РФ, Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Госдума представляет все население РФ. Состоит из 450 депутатов, которые избираются непосредственно гражданами РФ на основе прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.

Выборы всех 450 депутатов Государственной Думы (с 2007 года) осуществляется по пропорциональной системе (по партийным спискам).

Базовый документ, регулирующий порядок избрания депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 18.05.2005 № 51 ФЗ (ред. От 25.07.2006) [2], вступивший в силу с 07.12.2006 года.

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется исключительно политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов. Новое избирательное законодательство устанавливает повышенный (по сравнению с прошлыми выборами) 7 % -ый заградительный барьер. На основании этого в Думу проходят списки, получившие на выборах голоса не менее 7 % избирателей, принявших участие в выборах.

Это большое преимущество для крупных сложившихся парламентских партий, которые уже не один созыв в Государственной Думе. Таких, как "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР.

В то же время данный заградительный барьер может быть снижен, если:

данный барьер преодолеет только 1 партия (и при этом набирает более 60 % голосов избирателей). В этом случае в Думу обязательно проходит партия, занявшая второе место (независимо от количества набранных голосов);

партии, преодолевшие барьер, в сумме наберут менее 60 % голосов избирателей. В этом случае в думу последовательно пройдут и другие партии до тех пор, пока общее число голосов избирателей, поданных за прошедшие в Думу партии, не составит 60 %.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты