Деятельность органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними

Второй, может быть еще более важной функцией ОППН является выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественные действия.

Среди органов внутренних дел профилактическую роль выполняют также центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей. Кроме того, задачи профилактики решают и подразделения криминальной милиции ОВД, к компетенции которых относится предотвращение, пресечение преступлений, выявление несовершеннолетних правонарушителей или групп, состоящих из них, а также лиц этой возрастной группы, входящих в организованные преступные группы и преступные сообщества.

Нормативными актами, регулирующими деятельность указанных органов внутренних дел, являются Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции", постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности", приказ МВД РФ от 11 августа 1998 г. N 490 "Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (пп. 8.1-8.8, 15.4-15.6).

Вместе с тем милиция в лице ПППН применяет самостоятельно или обеспечивает применение другими органами правовых средств предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. К ним относятся:

а) вызов в милицию несовершеннолетних и их родителей для выяснения обстоятельств правонарушений;

б) официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения, применяемое к несовершеннолетним правонарушителям, а также к их родителям и лицам, их заменяющим;

в) доставление в орган внутренних дел на срок не более 3 часов несовершеннолетних, совершивших правонарушения, их личный осмотр. Разбирательство с доставленным несовершеннолетним правонарушителем проводит сотрудник ПППН, а в его отсутствие — оперативный дежурный. О задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или лица, их заменяющие. Несовершеннолетние, находящиеся в состоянии опьянения, передаются под расписку в протоколе об административном правонарушении: родителям или лицам, их заменяющим; представителям лечебных учреждений органов здравоохранения, если несовершеннолетний не достиг 14 лет, имеет телесные повреждения или его невозможно передать вышеуказанным лицам. О передаче несовершеннолетнего указанным лицам делается запись в книге учета лиц, доставленных в горрайлинорган внутренних дел;

г) меры воздействия, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г., а также административные взыскания. К несовершеннолетним, совершившим административные правонарушения, по общему правилу, комиссиями по делам несовершеннолетних применяются меры воздействия, предусмотренные Положением о них: возложение обязанности принесения публичного извинения потерпевшему или возмещения причиненного материального ущерба, предупреждение, выговор, строгий выговор, штраф, передача под надзор родителей, передача на поруки, направление в специальное лечебно-воспитательное учреждение, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Последняя мера является наиболее строгой. Указанные меры воздействия применяют не только за административные правонарушения, но и в случае совершения несовершеннолетним общественно опасных деяний, когда он не привлекается к уголовной ответственности, а также при уклонении его от учебы или работы либо совершении иных антиобщественных поступков. В отдельных случаях, несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет несут административную ответственность на общих основаниях. При этом к ним не может быть применен административный арест. Родители или лица, их заменяющие, за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию или обучению детей, а также в связи с совершением несовершеннолетним любого административного правонарушения подвергаются административной ответственности в соответствии с КоАП РФ. Административные взыскания налагают комиссии по делам несовершеннолетних, которые вместо этого могут применить общественное порицание, предупреждение, возложение обязанности возместить причиненный ущерб, лишь в одном случае — при совершении подростками в возрасте от 14 до 16 лет мелкого хулиганства или хулиганства штраф на родителей налагается начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел;

д) ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 15 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией — по решению органа опеки и попечительства;

е) направление в лечебно-воспитательный профилакторий для больных наркоманией несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет — по постановлению районного (городского) суда;

ж) ограничение дееспособности родителей;

з) отобрание детей у родителей или лишение их родительских прав;

и) выселение без предоставления другого жилого помещения лиц, лишенных родительских прав, если их совместное проживание с детьми невозможно. Последние три меры (пп. «ж», «з», «и») применяются районным (городским) судом.

Первоначальное устройство оставшихся без родительского попечения детей. В ПППН доставляются заблудившиеся и подкинутые дети. О доставлении заблудившегося ребенка составляется акт в двух экземплярах, который подписывается сотрудником милиции и лицом, доставившим ребенка. О доставлении подкинутого ребенка акт составляется в трех экземплярах, который подписывается сотрудником милиции, лицом, доставившим ребенка, и понятыми. Первый экземпляр акта после регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях передается в уголовный розыск для установления лиц, виновных в оставлении ребенка в опасном для жизни состоянии, решения вопроса о возбуждении уголовного дела и производства неотложных следственных действий. Второй экземпляр акта направляется вместе с ребенком в детское лечебное или образовательное учреждение либо в ЦВИН (при отсутствии специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации). Третий экземпляр акта с распиской должностного лица, принявшего ребенка, остается в ПППН.

Пока доставленные дети находятся в ПППН сотрудники милиции принимают меры к обнаружению их родителей.

Подкинутые и заблудившиеся дети в возрасте от 3 лет помещаются в ЦВИН, если в течение 8 часов не удалось установить их личность, либо родители их не обнаружены, либо не представилось возможным передать им детей, а также, если их передача связана с большими затратами времени или представляет опасность для жизни и здоровья детей. В последующем после оформления необходимых документов подкинутые и заблудившиеся дети направляются в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты).

Таким образом, деятельность ПППН по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних носит в основном административно-правовой характер и является необходимым условием эффективной работы других государственных и негосударственных структур, призванных решать аналогичную задачу.[8]

Правовое положение ЦВИН. Структурно рассматриваемые учреждения входят в состав милиции общественной безопасности. Они предназначены для временного содержания детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, совершивших правонарушения либо (при отсутствии специализированных учреждений для несовершеннолетних органов социальной защиты) нуждающихся в помощи со стороны государства и общества. В органах внутренних дел Российской Федерации в настоящее время функционируют 93 ЦВИН, 11 из которых являются транзитными. ЦВИН выполняют следующие функции.

1. Прием и регистрация несовершеннолетних, доставленных в ЦВИН. В ЦВИН могут быть помещены: подкинутые и заблудившиеся дети; оставшиеся в возрасте до 16 лет без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае необходимости оказания им помощи со стороны государства и общества; направляемые в СУВУ закрытого типа или ЛВП (если есть основания полагать, что несовершеннолетний будет заниматься преступной деятельностью); самовольно оставившие семью в возрасте до 16 лет или в возрасте от 16 до 18 лет, личность которых не установлена, и нуждающиеся в надзоре и помощи; самовольно ушедшие из СУВУ, ЛВП, а также из других детских учреждений (детских домов, школ-интернатов); совершившие в возрасте от 11 до 14 лет общественно опасные деяния при необходимости немедленной изоляции.

Основаниями для приема в ЦВИН служат постановления о помещении несовершеннолетнего в ЦВИН, утвержденные начальником органа внутренних дел, его заместителем (в ночное время в их отсутствие — начальником ПППН, его заместителем или оперативным дежурным), постановления комиссий по делам несовершеннолетних, постановления районных (городских) судов о направлении в ЛВП, письменные указания председателя комиссии по делам несовершеннолетних или заведующего районного (городского) органа образования.

На несовершеннолетних, помещенных в ЦВИН, заводятся учетные дела.

2. Обеспечение режима содержания. Перед помещением в ЦВИН производится личный осмотр несовершеннолетнего в присутствии двух других сотрудников ЦВИН. Во время осмотра подлежат изъятию запрещенные к хранению предметы, а также вещи, которые могут свидетельствовать о возможной причастности несовершеннолетних к преступлениям.

Несовершеннолетние содержатся в ЦВИН в течение времени, необходимого для их устройства, но не свыше 30 суток. В исключительных случаях время содержания может быть продлено по решению комиссии по делам несовершеннолетних на срок не более 30 суток.

Содержатся несовершеннолетние в условиях, исключающих возможность самовольного ухода и совершения правонарушений. Несовершеннолетние правонарушители содержатся отдельно от других детей и подростков.

3. Профилактическая и воспитательная работа. Она проводится сотрудниками ЦВИН с несовершеннолетними, содержащимися в ЦВИН, в том числе и за его пределами. Устанавливая причины и условия, способствующие безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, ЦВИН направляет информацию в государственные органы и общественные объединения с предложениями об их устранении.

Для оказания помощи ЦВИН в воспитательной работе организуется шефство предприятий, учреждений, организаций. Оно выражается в оказании помощи в организации занятости несовершеннолетних общественно полезным трудом и их культурного досуга. Для организации работы шефов и наставников при ЦВИН создаются советы общественности из представителей органов местного самоуправления, общественных объединений, шефов и наставников.

4. Выявление преступлений и лиц, их совершивших. Эта функция реализуется в процессе выяснения условий жизни и воспитания несовершеннолетних, причин самовольного прекращения ими работы, учебы, ухода из семьи. Установив факты совершения преступлений, лиц, принимавших в них участие, находящихся в розыске, пропавших без вести, места сбыта похищенного, случаи вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, должностные лица ЦВИН немедленно направляют в аппараты уголовного розыска сообщение обо всех обстоятельствах, имеющих значение для раскрытия преступлений.

Нередко раскрытию преступлений способствует выяснение обстоятельств, при которых у несовершеннолетних оказываются крупные суммы денег, ценные бумаги, вещи, оружие, наркотические средства, виноводочные изделия и т.п.

Имеют место случаи, когда под видом несовершеннолетних в ЦВИН попадают взрослые лица: совершившие преступления, скрывающиеся от следствия и суда, бежавшие из мест лишения свободы, дезертиры. В связи с этим особое внимание уделяется лицам, умышленно скрывающим свои биографические данные, пытающимся совершить побег, длительное время не занятым работой или учебой, не имеющим постоянного места жительства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты